Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:42, творческая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рыночной экономики.docx

— 580.90 Кб (Скачать файл)

Планирование, управление и контроль над деятельностью  предприятия за рубежом определяются одним понятием – «менеджмент».

Существует несколько методов  планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые.

Балансовый метод – обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, финансовый и др.

Расчетно-аналитический  метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяются базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и во времени по сложным объектам.

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

 

Методологические принципы планирования:

1) принцип альтернативности. Требует  проведения многовариантных разработок  планов;

2) принцип системности. Предполагает  исследование количественных и  качественных закономерностей, создание  системы показателей, методов,  моделей, которые бы позволяли  построить целостную картину  его развития;

3) принцип согласованности –  предполагает согласованность планов, различных по масштабу, планируемому  периоду;

4) принцип непрерывности. Должна  быть увязка планов по разным  временным аспектам;

5) принцип комплексности. Рассмотрение  всех сторон объекта исследования  во взаимосвязи с внешними  процессами;

6) принцип целенаправленности и  приоритетности;

 

7) принцип оптимальности – из  всех возможных вариантов развития  должен выбираться оптимальный;

8) принцип сбалансированности заключается  в балансовой увязке показателей  и установлении пропорций;

9) принцип сочетания отраслевого  и регионального аспектов.

 

2. Виды планов

 

По срокам различают  следующие виды планирования:

1) перспективное планирование – основывается на прогнозировании, его иначе называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Стратегическое планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10–15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование.

Долгосрочный план (на 10–15 лет) имеет  проблемно-целевой характер. В нем  формулируется экономическая стратегия  деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане  ограничено. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные  вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п.

В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного  характера, и ряд предприятий  разрабатывает долгосрочные планы  сроком на пять лет, среднесрочные –  на 2–3 года;

2) текущее (годовое) планирование – разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные;

3) оперативно-производственное  планирование – уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчерование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

 

В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

 

Кроме того, планы классифицируются и по другим признакам:

 

1) по содержанию планов (технико-экономический,  организационно-технологический, социально-трудовой, финансово-инвестиционный и т.  д.);

2) по уровню управления (фирменное,  корпоративное, заводское планирование);

3) по методам обоснования (рыночное, индикативное, административное или  директивное планирование);

4) по сфере применения (межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное);

5) по стадиям разработки (предварительное  и окончательное);

6) по степени точности (укрупненное  и уточненное).

 

По типу составления  выделяют целевое и поисковое  планирование. Целевое планирование предполагает сначала установку желаемых целей, а затем определение необходимых для достижения этих целей ресурсов. Поисковое планирование противоположно – определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которые будет возможно достичь с данными ресурсами.

 

3. Содержание плана производства предприятия

 

План производства определяет генеральное  направление перспективного роста  всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной  и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации  и управления производством и  т. п.

Планирование производства продукции, товаров и услуг удовлетворяет  на предприятиях конкретные потребности  покупателей и должно быть тесно  связано с разработкой общей  стратегии развития фирмы, проведением  маркетинговых исследований, проектированием  конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а  также с выполнением других функций  и видов внутрихозяйственной  деятельности.

В процессе планирования производства и продажи продукции достигается  компромисс между возможностями  выпуска и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку  ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом  развития и капиталовложениями, освоением  новых услуг и риском.

Поэтому в процессе разработки плана  производства необходимо выработать общие  цели и стимулировать контакты между  отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, объединяющих технические, маркетинговые и экономические  цели, разрабатывать комплексные  программы развития производства с  учетом конкретных задач каждого  подразделения.

Планирование производства – процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана. В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих  плановых показателей:

1) основная цель производственной  деятельности фирмы и ее отдельных  подразделений на плановый период;

2) объемы и сроки производства  продукции, работ и услуг с  указанием конкретных количественных  и качественных показателей по  всей номенклатуре товаров;

3) расчет производственной мощности  предприятия, цехов и участков, подтверждающий ее сбалансированность  с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;

4) определение потребности ресурсов  на выполнение годовой производственной  программы предприятия и его  подразделений, расчет баланса  полуфабрикатов и комплектующих;

5) распределение планируемых работ  по основным цехам – исполнителям  рыночных заказов, а также срокам  изготовления и поставки продукции  на рынок;

6) выбор средств и методов  достижения запланированных показателей,  расчет объемов незавершенного  производства, коэффициентов загрузки  технологического оборудования  и производственных площадей;

7) обоснование методов и форм  организации производства запланированных  товаров и контроля выполнения  планов производства.

 

План производства является для каждого предприятия базой  комплексного социально-экономического планирования всей внутрифирменной  деятельности. На его основе разрабатываются  все остальные планы.

Количество разделов и частей плана, их название и перечень применяемых  показателей могут различаться  в зависимости от формы собственности, концентрации производства, размера  предприятия, других факторов.

 

6. Методика и порядок  планирования

Методика и порядок планирования представляют собой общий процесс  планирования.

Деятельность, связанную  с планированием на предприятии, можно разделить на несколько  основных этапов:

1) процесс составления планов, или  непосредственный процесс планирования, т. е. принятие решений о  будущих целях организации и  способах их достижения. Результатом  процесса планирования является  система планов;

 

2) деятельность по осуществлению  плановых решений. Результатами  этой деятельности являются реальные  показатели деятельности организации;

3) контроль результатов. На этом  этапе происходит сравнение реальных  результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок  для корректировки действий организации  в нужном направлении. Несмотря  на то что контроль является  последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку  контроль определяет эффективность  планового процесса в организации.

Процесс планирования – это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим.

Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют  поставленным организацией целям, их можно  обойти, что невозможно в процедуре  планирования.

 

Методика и порядок  планирования состоят из ряда этапов, следующих друг за другом.

Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

1) что организации удалось сделать,  реализуя свои планы;

2) каков разрыв между плановыми  показателями и фактическим выполнением.

 

7. Основные показатели плана  производства

 

Планируемая номенклатура выпускаемой  продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а  также сбалансированность годового выпуска с производственной мощностью  соответствующего подразделения или  всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители объема выпуска продукции.

 

В теории и практике планирования применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители продукции.

 

В процессе разработки плана производства продукции все объемные расчеты  ведутся по каждой номенклатурной позиции. Номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики