Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:42, творческая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рыночной экономики.docx

— 580.90 Кб (Скачать файл)

  Для экономического развития  необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями,  знаниями, профессионализмом, соответствующим  опытом.

  Конечно, для того, чтобы  выжить в этой обстановке, приходиться  учится и тому, как скрыть свои  истинные доходы, иметь успех  в спекулятивной деятельности, адаптироваться  в криминальной, коррупционной, перераспределительной и другой атмосфере. Но такая «наука» не способствует формированию подлинных предпринимателей, способных получать устойчивый, высокий предпринимательский доход, а предпринимательским структурам быть устойчиво конкурентоспособным на региональном, национальном и мировых рынках. Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.

 

1.2. Экономическая сущность  предпринимательства. 

  Теория предпринимательства  развивалась по ряду направлений.  Представители первого направления  связывали предпринимательство  с риском. Родоначальником этого  направления можно считать французского  экономиста Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвиденьем и способностям к риску и реализацией их с целью получения дополнительного дохода. Он может заниматься деятельностью в любом моменте воспроизводства: процессе производства, обмена, потребления.

  Второе направление в развитии  теории предпринимательства можно  связать с взглядами Ж.Б. Сэя и А. Маршалла. Они доказывали, что основная функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства и получать предпринимательский доход.

  Логическим развитием первых  двух направлений стала концепция  предпринимательства Й. Шумпетера. И это третье направление в создании теории предпринимательства является наиболее обоснованным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития. Экономическая система саморазвивается тогда, когда в ней непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства. Новые комбинации заключаются: в изготовлении неизвестного потребителем блага, внедрении новых способов воспроизводства, освоении новых рынков или новых сегментов рынка, получении новых источников сырья, внедрении новых методов организации труда и т.д. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процесс воспроизводства, Й. Шумпетер определил как предпринимателей.

  Анализ показывает: в развитых  странах малое предпринимательство  ценно, прежде всего, своей  инновационностью и рисковым характером деятельности. Малые фирмы в этих странах играют роль в развитии наукоемких высокотехнологических производств, в быстром освоении новшеств.

Таким образом, предпринимательство  – это особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая  может охватывать воспроизводство  в целом, или какой – то отдельный  момент воспроизводства, обмена, распределения, потребления с целью получения  предпринимательского дохода.

Экономическая сущность предпринимательства  конкретизируется в его содержании. Предпринимательство представляет собой процесс в рамках воспроизводства. Основным его фактором является способность предпринимателя по – новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства – рабочую силу (труд), капитал, землю. Способности предпринимателя осуществлять новые комбинации факторов зависят, прежде всего, от его личностных качеств. К ним относятся, прежде всего, способности: продуцировать новые производственные или коммерческие идеи, давать им оценки с точки зрения возможности получения предпринимательского дохода; оперативно использовать новшества в процессах воспроизводства, превращать их в инновации и доводить последние до коммерческого результата; расчетливо рисковать, с большей вероятностью прогнозирую дополнительный доход от риска.

  Предприниматель может персонифицироваться  как в собственника капитала, так и в менеджера, специалиста,  наемного работника. Предприниматель  может также персонифицироваться  как в любом индивидууме, занятом  процессом предпринимательства,  так и в целых коллективах.  Пока индивидуум или коллектив  ведут инновационное воспроизводство,  используя свои инновационные  способности с целью получения  предпринимательского дохода, они  являются предпринимателями. 

 

1.3. Предпринимательство  как экономический процесс. 

 Предприниматели реализуют  свои предпринимательские способности  в предпринимательстве как в  экономическом процессе. Сущность  заключается в том, что это  процесс создания предпринимательского  дохода, т.е. дополнительной прибыли  от инновационной рисковой деятельности. Предпринимательский доход может  быть получен двумя методами. Первый метод заключается в  снижении индивидуальных издержек  производства. Известно, что рыночная  цена формируется на основе  общественных издержек производства, общественно необходимо рабочего  времени. Используя новшества,  рискуя, предприниматели снижают  свои индивидуальные издержки, доводя  их до более низкого уровня  по сравнению с общественными  издержками производства и с  теми бизнесменами, кто ведет  воспроизводство стационарными  методами. В следствие этого они  получают кроме обычной прибыли  еще и дополнительную прибыль,  предпринимательский доход. 

  Второй способ предпринимательского  дохода связан с тем, что  предприниматель, имея более низкие  индивидуальные издержки производства  по сравнению с другими продавцами, может снизить цену реализации  на свои товары. Продавая значительно  большую массу товаров, он может,  даже при более низкой цене, получить дополнительный доход. 

  Предпринимательский доход  может быть получен, когда в  результате нововведения производиться  наиболее качественный товар.  В таком случае предпринимательский  доход может быть получен за  счет более высокой цены и  за счет большей массы продаваемого  товара.

 

  Предпринимательство  неразрывно связано с менеджментом. Менеджмент может обеспечить реализацию основной цели – получение устойчиво оптимального размера предпринимательского дохода, - если его основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, на на постоянные изменения внутри предпринимательских структур, на адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует инноваций и риска. Основная задача менеджмента – управление сложной ситуацией.

  Стратегический менеджмент  инноваций требует, прежде всего,  непрерывного анализа функционирования  предпринимательских структур и  их окружения. Анализ окружения  производиться с целью определения  своих шансов на успех от  инновационной рисковой деятельности, с одной стороны, ухода или  уменьшения неблагоприятного воздействия  многочисленных видов риска на  конечные результаты предпринимательской  деятельности, с другой стороны.  При этом производиться анализ  как глобального, так и непосредственного  предпринимательского окружения.  К первому виду окружения относятся  экономические, правовые, политические, социальные, технологические, региональные  и другие рамки предпринимательской  деятельности. Ко второму – поставщики, покупатели, потенциальные конкуренты, их возможности обновления продукции,  интенсивность конкуренции, возможности  промышленной кооперации и интеграции  и т.д. 

  В соответствии со стратегией  менеджмента разрабатывается соответствующая  организационная структура фирмы,  а также производится подготовка  и определяется мотивационный  механизм стимулирования ее персонала.  И, наконец, необходимо иметь  стратегический контроль, охватывающий  весь экономический процесс. Таким  образом, экономический процесс предпринимательства органично переплетается с менеджментом инноваций и риска.

 

Глава II Экономические цели деятельности малого предприятия 

2.1 Прибыльность предпринимательской  деятельности 

  Принципами экономического  и социального управления предпринимательства  являются прибыльность, эффективность,  управление конкурентоспособностью  предприятия и производимой продукции.  Главным механизмом системы экономического  и социального управления предпринимательской  деятельности является целевая  подсистема, состоящая из экономических  функций получение и повышение  прибыли, уровня конкурентоспособности  выпускаемой продукции. Они взаимосвязаны  между собой и обуславливают  друг друга. 

Получение прибыли –  непосредственная цель предпринимательской  деятельности.

  Прибыль – чистый доход, созданный в сфере материального производства.

  Она может быть получена  не только от основной предпринимательской,  деятельности предприятий. Составными  элементами ее могут быть:

- прибыль от реализации продукции  (выполнения работ, оказания услуг),

- прибыль от прочей деятельности, например от реализации имущества  предприятия, 

- прибыль от внереализационных  операций, например от сдачи имущества  в аренду, получения дивидендов.

  Суммарная величина прибыли  по всем приведенным позициям  называется валовой прибылью. В  соответствии с предметом рассмотрения  настоящего учебного пособия  остановимся на изучении первого  элемента прибыли. В экономике  различают: 

  Балансовую прибыль, величина  которой в отчетном периоде  отражается в форме № 2 «Отчет  о прибылях и убытках» обязательного  финансового отчета предприятия. 

  Чистая прибыль остается  в распоряжении предприятия. 

  Величина прибыли субъективно  зависит от объема произведенной  и реализованной продукции и  суммы затрат на нее, а также  цен, по которым производились  продажи, являющиеся следствием  соответственно доли рынка предприятия,  сложившегося уровня его конкурентоспособности  и конкурентоспособности произведенной  продукции. Последние в свою  очередь – результат влияния  конъюнктуры внешней среды, т.е.  объективного фактора. 

2.2 Конкурентоспособность  предприятия. 

  В рыночной экономике предприятие  не может длительное время  занимать устойчивые позиции,  опираясь в своей стратегии  только на показатель конкурентоспособности  продукции. При вступлении на  новые сегменты рынка, расширении  производства, осуществлении инвестиций  в целях его модернизации и  обновления ассортимента продукции,  улучшении ее качества необходима  оценка конкурентоспособности предприятия. 

  Конкурентоспособность предприятия  – это возможность эффективной  предпринимательской деятельности  и ее практической прибыльности  реализаций в условиях конкурентного  рынка.

Несомненно, конкурентоспособность  продукции во многом определяет конкурентоспособность  самого предприятия, однако между этими  понятиями имеются существенные отличия. Так, конкурентоспособность  предприятия, отражающая его отличия  от соперничающих с ним предприятий, применима к довольно длительному  периоду, в то время как оценка конкурентоспособности продукции  актуальна лишь в течение незначительного  с точки зрения экономики промежутка времени. Поэтому в отличие от конкурентоспособности продукции, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность  предприятия достигается в течение  длительного времени и может  поддерживаться на протяжении длительного  периода времени. Это связано  с тем, что для достижения превосходства  над конкурентами на соответствующем  товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции.

  Кроме того, эффективность деятельности  производителя оценивает не только  потребитель, но и сам производитель,  который, в конечном счете решает, выгодно ли для него в данных  конкретных условиях заниматься  производством именно такой продукции. 

  В зависимости от поведения  предприятия на рынке различают  четыре основных уровня конкурентоспособности  предприятия. 

  Руководство предприятий первого  уровня рассматривает функцию  экономического управления как  нечто внутренне нейтральное.  Свою роль руководители предприятия  видят в том, чтобы производить  и продавать продукцию, не заботясь  ни о каких сюрпризах для  конкурентов и потребителей. При этом они уверенны в непревзойденном уровне конкурентоспособности своей продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и службы маркетинга.

  Предприятия второго уровня  конкурентоспособности стремятся  сделать свои производственные  системы внешне нейтральными, т.  е. полностью соответствующими  стандартам, установленным их основными  конкурентами. Такие предприятия  стремятся максимально заимствовать  все те технические приемы, технологии, методы организации производства  и труда, что и ведущие предприятия  отрасли. 

  На предприятиях третьего  уровня конкурентоспособности система  управления активно воздействует  на производственные системы,  т. е. производство поддерживается  изнутри всеми другими подразделениями  предприятия. Успех в конкурентной  борьбе в данном случае становится  не столько функцией производства, сколько функцией управления. Это  может найти проявление в более  экономичном аппарате управления, более высокой оперативности  в принятии решений, в лучшей  мотивации работников.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики