Предприятия, которым удалось
достичь четвертого уровня конкурентоспособности,
оказываются впереди конкурентов
на многие годы. Их производственная
система поддерживается извне.
Эффективность ее определяется
не столько влиянием внутренних
факторов, включая управленческие,
такими, как идеальное производственное
клонирование или управление
качеством, сколько внешними управленческими
факторами: высоким качеством
организации и эффективности
функционирования системы управления.
Это обеспечивает перспективный
успех предприятию и долговременное
превосходство его над конкурентами
на рынке.
2.3 Предпринимательский
риск.
Успех в достижении цели
предпринимательской деятельности
сопряжен с риском, связанным
с конкурентной непредсказуемостью.
Поэтому для предпринимателя
важно обладать умением предвидеть
и оценивать прогнозируемый ущерб
в случае неудач.
Предпринимательский риск – вероятность возникновения неудач,
материальных и иных потерь, связанных
с осуществлением предпринимательской
деятельности.
Происходят различные
потери предприятия при наступлении
рискового случая:
1.Материальные – непредусмотренные
затраты или прямые потери
материальных ресурсов в натуральном
выражении;
2.Трудовые – потери рабочего
времени, вызванные случайными
или непредвидимыми обстоятельствами;
3.Финансовые – непредусмотренный
денежный ущерб в виде неполучения,
недополучения денег или их утраты;
4.Потери времени – происходят,
когда процесс предпринимательской
деятельности проходит медленнее,
чем предполагалось;
5.Специальные виды потерь –
нанесение ущерба здоровью и
жизни людей, окружающей среде,
имиджу предпринимателя.
6.Особые потери – ущерб от
воздействия непредвиденных факторов
политического характера, например
от снижения деловой активности
людей, дисциплины труда, закононепослушание,
нарушение дисциплины платежей и расчетов,
отчуждение имущества и капитала.
Виды предпринимательского
риска различают:
Систематический риски – характерны для всех видов предпринимательской
деятельности и определяются состоянием
рынка, общеэкономической и политической
ситуацией. К ним относят: изменение процентных
ставок, инфляция, изменение цен, политические
риски.
Специфические риски – недополучение дохода, обусловленное
финансовым и технико–экономическим
состоянием отдельного предприятия. Среди
рисков этой группы выделяют: производственные
риски, коммерческие риски, финансовые
риски, экономические риски.
Глава III Деятельность малого
предпринимательства в Казахстане
3.1. Особенности развития
малого и среднего бизнеса
в Республике Казахстан
Необходимо признать, что в
условиях трансформации экономики
Казахстана в период «перестройки»
и реформ малый бизнес сыграл
весьма важную, в определенной
степени системообразующую роль в создании
новой региональной и местной экономики:
фактически сложившаяся территориальная
специализация малого бизнеса позволила
ему дополнить «большую» экономику и сформировать
относительно целостную, комплексную
структуру хозяйства областей, городов
и сельских районов.
Малые предприятия и в
целом малый бизнес заняли
нишу экономической деятельности
максимально ориентированную на
региональные и местные потребности.
Они наиболее уверенно себя
чувствуют в производстве товаров
и услуг, которые в советский
период находились в экономической
и социальной тени крупной
индустрии. В регионах Казахстана
малый бизнес более чем на 80%
ориентирован на внутрирегиональные
рынки (а в торговле и строительстве более
чем на 90% — на местные, то есть на городские
и районные); и даже применительно к промышленности
внутрирегиональная ориентация составляет
более 70%.
Наибольшее число активных предприятий
в региональном разрезе приходится
на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также
на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую
(7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие
регионы занимают: Акмолинская область
- 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская –
12-14 места (2,7%)[1].
Наиболее высокая предпринимательская
активность населения отмечается в
городах Алматы (12,2 предприятия на
1000 жителей) и Астана (7,9), а также
в Мангистауской (3,8) и Павлодарской
(3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской
(1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской
(1,7) областей. По крестьянским хозяйствам
значительно опережает другие области
Южно-Казахстанская область – 45,2 действующих
крестьянских хозяйства на 1000 жителей
сельской местности. Относительно хорошие
показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской
(22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство).
Отстают по данному показателю Кызылординская
(3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1)
и Акмолинская (7,1), при среднереспубликанском
уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства
на 1000 сельских жителей.
Как показывает опыт стран
с развитой рыночной экономикой,
а также некоторых восточноевропейских
стран с переходной экономикой,
развитие малого предпринимательства
способствует решению ряда важных
для поступательного социально-экономического
развития страны задач, таких,
как демонополизация, формирование
рыночной струк туры экономики и конкурентной
среды; насыщение рынка товарами и услугами;
занятость и самозанятость; экономический
рост и увели чение налоговых поступлений
(при стабильной налоговой системе); формирование
среднего класса; укрепление деловой этики,
в том числе и налоговой дисциплины. Именно
такие конечные цели изначально ставились
при выработке государственного подхода
в отношении поддержки развития малого
бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают
результаты выше проведенного анализа,
сегодня малый бизнес обрел именно те
размеры, которые ему позволяет достичь
современная структура экономики и иные
сложившиеся по итогам ре форм экономические
реальности, а его подъем на уровень выше
этой «планки» может быть достигнут в
дальнейшем только посредством кардинальных
со циально-экономических изменений и
сменой самой парадиг мы развития страны.
В связи с этим с боль шой долей уверенности
можно утверждать, что заметный рост показателей
малого бизнеса, достигнув определенных
значений, замедлится, если не будут сняты
ограничители его развития. Поэтому задача
развития данного сектора по-прежнему
должна оставаться одним из приоритетов
экономической политики государства и
ее решение невозможно в разрыве от других
направлений реформирования экономики
и без ко ординации усилий республиканских,
региональных и местных властей.
3.2. Проблемы малого и
среднего предпринимательства
И если нынешняя ситуация
в строительстве и финансовой
сфере имеет краеугольное значение
лишь для определенной части
казахстанских граждан, то для
большинства казахстанцев более важен
вопрос о питании, одежде и насущных повседневных
услугах. Наличие которых на рынке обеспечивают
отнюдь не банки и строительные корпорации,
а предприятия малого и среднего бизнеса.
В развитых странах мира
малый и средний бизнес давно
называют мотором экономики. В
бюджетах этих стран львиная
доля приходится на поступления
именно от предприятий МСБ.
И, понятно, что правительства
данных стран всячески стараются
поддерживать и развивать такие
предприятия.
У нас же то, что малый
и средний бизнес нуждается
в поддержке, поняли не сразу
и не вдруг. Тем не менее,
сейчас много делается для
создания наиболее благоприятного
климата. В частности, с 1 января
2008 года снижены процентные ставки
по ряду налогов. Продолжается
работа по совершенствованию
законодательной базы. Однако остается
еще много серьезных барьеров,
преодолеть которые многим бизнесменам
удается с трудом.
Роль малого бизнеса в
экономике остается по-прежнему
незначительной. Несмотря на то,
что государственные чиновники
любого уровня довольно часто
повторяют о поддержке малого
и среднего бизнеса, действия
правительства, по ее мнению, говорят
об обратном.
Создание на бюджетные деньги
социально-предпринимательских корпораций
в регионах направлено на подавление
развития самостоятельного малого
и среднего бизнеса, и поддержку
только тех, которые войдут
в СПК. То есть, правительство
и местные органы власти сами
хотят "рулить" бизнесом. На
самом деле от государства
требуется только формирование
стратегии, правового поля и
современной инфраструктуры для
бизнеса, решение вопросов налогообложения,
доступности кредитных ресурсов,
контроль за соблюдением трудового
и экологического законодательств.
То есть все то, что можно
назвать бизнес-средой.
Всемирный экономический Форум
в 2007 году в очередной раз
снизил рейтинг конкурентоспособности
Казахстана (с 56 до 61) и отметил
следующие препятствия для ведения
бизнеса: коррупция, несоответствие
квалификации работников, налоги, доступ
к финансированию, недостаточное
обеспечение инфраструктурой, бюрократические
процедуры, криминалитет.
С этим трудно поспорить.
Любой бизнесмен в своей повседневной
работе постоянно сталкивается
с этими проблемами. Одна растаможка
товара чего стоит. Тут тебе и бюрократические
процедуры, и недостаточное обеспечение
инфраструктурой, и криминалитет. В связи
с этим возникает вопрос, что же все-таки
может помочь развитию отечественного
малого и среднего бизнеса?
Экономисты считают, да и
практика показывает, что чрезмерная
зарегулированность препятствует развитию
малого и среднего бизнеса, роль государства
должна заключаться в поощрении конкуренции,
а не вмешательстве в конкурентную среду
в виде одного из игроков. Главное, что
может сделать правительство, - это создать
наиболее благоприятную бизнес-среду.
Устранить коррупцию, так как она является
главным препятствием для развития конкурентной
среды. Ожидать, что бизнес-среда улучшится,
если растет уровень коррупции - утопия.
3.3. Принципы государственной
поддержки малого и среднего
предпринимательства
Государственная поддержка
малого предпринимательства в
Казахстане основывается на республиканском
законодательстве. Регионам же предоставляются
небольшие возможности в рамках своей
компетенции конкретизировать общие установки,
адаптировать их к региональным условиям
функционирования малого предпринимательства.
В настоящее время регионы вправе разрабатывать
и принимать региональные программы развития
малого бизнеса, создавать специальные
фонды для его поддержки, определять и
изыскивать для них дополнительные источники
финансирования. Региональные власти
могут так же привлекать МП к участию в
региональных госзаказах. Однако, указанных
полномочий недостаточно, поэтому в дальнейшем
региональным и местным властям должна
быть предоставлена большая свобода для
регулирования всех сторон деятельности
МП. Так, необходимо разрешить регионам
в дополнение к приоритетам, установленным
на республиканском уровне, определять
собственные отраслевые приоритеты в
развитии малого предпринимательства.
Особенно важно передать в руки регионов
один из важнейших инструментов стимулирования
предпринимательства в малом секторе
- регулирование ставок некоторых налогов.
В качестве примера можно привести опыт
России, где в соответствии с федеральным
законодательством регионы вправе устанавливать
свои собственные ставки единого налога
в части, зачисляемой в региональный и
местный бюджеты, самостоятельно регулировать
и размеры единого налога на вмененный
доход, а также устанавливать льготы по
налогообложению фондов поддержки малого
предпринимательства, инвестиционных
и лизинговых компаний, кредитных и страховых
организаций, а также других организаций,
создаваемых в целях оказания услуг субъектам
малого предпринимательства.
В связи с тем, что дальнейшее
совершенствование системы государственного
управления в РК связывается
с передачей ряда функций центральных
органов местным исполнительным
органам, в том числе и по
непосредственной поддержке малого
предпринимательства.
В настоящее время законодательно-нормативная
база, регулирующая развитие малого
предпринимательства в Казахстане,
включает более 100 документов, которые
по своему содержанию и направленности
могут быть отнесены к следующим
пяти группам:
- документы декларативного характера
(законы, указы, постановления, концепции,
программы, соглашения и др.);
- документы по институциональному
обеспечению развития малого
предпринимательства - определяющие
функции органов государственного
управления в части регулирования
названной сферы, а также по
вопросам развития инфраструктуры;
- налоговое законодательство;
- документы по развитию малого
предпринимательства в регионах,
сферах деятельности и отраслях
экономики;
- международные договоры и соглашения.
Стержневым и консолидирующим
общегосударственным актом в
перечисленном списке документов
является Закон РК «О государственной
поддержке малого предпринимательства».
В отношении государственных
программ поддержки малого предпринимательства,
являющихся основным инструментом
реализации государственной политики
в этой сфере можно сказать
следующее. Они формируются исходя
из принципа преемственности
по отношению к предыдущим
государственным программам поддержки
и развития предпринимательства.
Всего за годы суверенитета
Казахстана принято и реализовывалось
5 государственных программ - на 1992-1994,
1995-1996, 1999-2000, 2001-2002 и 2004-2006 годы.
.Планирование деятельности
предприятия
1. Сущность планирования
2. Виды планов
3. Нормативная база планирования
4. Теория оптимального объема
выпуска продукции
5. Содержание плана производства
предприятия
6. Методика и порядок планирования
7. Основные показатели плана
производства
8. Разработка производственной
программы предприятия. Этапы
разработки производственной программы
9. Планирование производственной
мощности предприятия
10. Подготовка нового производства
11. Цели разработки и структура
бизнес-плана предприятия
1. Сущность планирования
Планирование – это разработка и установление руководством
предприятия системы количественных и
качественных показателей его развития,
в которых определяются темпы, пропорции
и тенденции развития данного предприятия
как в текущем периоде, так и на перспективу.
Планирование является центральным звеном
всей системы хозяйственного механизма
управления и регулирования производства.