Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:42, творческая работа
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Если предприятие является единственным продавцом товара, который не имеет близких заменителей, то потребитель сталкивается с чистой монополией.
Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда предприятие является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.
Характерные черты чистой монополии:
Выбирая цену, монополист тем самым выбирает объем выпуска. И наоборот, выбирая объем выпуска, монополист выбирает цену:
Олигополия– рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными предприятиями, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.
Характерные черты олигополии:
Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости предприятий друг от друга.
Каждое предприятие вынуждено
считаться с возможной реакцией
своих конкурентов при
Типы рыночных структур, общая характеристика. Взаимодействие между спросом и предложением, то есть обмен между продавцами и покупателями (производителями и потребителями), происходит на рынке.
В зависимости от целей экономического
исследования может быть предложено
несколько различных
Совершенная конкуренция – структура рынка, при которой однородный продукт производится большим количеством независимых друг от друга производителей, причем каждый из них не может повлиять на рыночную цену путем изменения объемы выпуска продукции, так как его доля продаж на рынке мала. Характеристика рынка совершенной конкуренции:
Таким образом, конкурентное предприятие
всецело зависит от рыночных условий
и в то же время она независима
от других предприятий отрасли. Предприятия
не имеет никакой стратегии
2.3 Предприятие в различных рыночных структурах
Характеристика рынка как
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами;
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Существуют многообразные
По объектам:
По субъектам:
В пространственном разрезе выделяют:
По уровню насыщения:
По степени зрелости:
По степени ограниченности конкуренции:
По соответствию действующему законодательству:
По отраслям: автомобильный рынок; компьютерный рынок и т.д.
По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.
Развитый цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры. Инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи
2) аукционы, ярмарки
3) кредитная система и
4) эмиссионная система и
5)система регулирования
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования
9) специальные рекламные
10) торговые палаты, другие общественные,
добровольные и
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (
17) общественные и
18) специальные зоны свободного предпринимательства.
Функции инфраструктуры рынкаследующие:
2.4. Закон спроса. Кривая спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос
Спросомназывается количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды.
На спрос оказывают влияние и иные факторы:
- величина и динамика изменения дохода потребителя;
- изменение вкусов и
- размер рынка;
- ценовые и дефицитные ожидания;
- наличие товаров-субститутов и др.
Давайте рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А.. Предположим, что при цене 30 тыс. тг. за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15 тыс. тг - 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (рис. 2.1).
Рис. 2.1 - Кривая спроса
Проведя анализ полученного графика
можно сделать следующие
QD=F(Р),
где QD - величина спроса (demand), Р - цена (price).
Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение. Предложение товара - это количество данного товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке по данной цене.
Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене 20 тыс. тенге производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене 30 тыс. тг - 4 единицы, а при цене 50 тыс. тг. - 7 единиц блага А.
Графически диаграмма может быть представлена кривой предложения, направленной вверх слева направо. Это типичная кривая предложения (см. рис.2.2). Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривой предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между ценой товара и количеством этого товара, которое отрасль готова продать на рынок в целом. В общем, виде
QS=F(P),
где QS - величина предложения (supply), Р - цена.
Рис. 2.2 - Кривая предложения
В экономической теории принято
откладывать независимую
- цены факторов производства;
- технология;
- количество производителей-
- ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
- размер налогов и т.д.
Предложение является функцией всех этих факторов. QS=F(f1,f2,...,fn)
Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения.
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравниванию объемов спроса и предложения. Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей.
Рассмотренные нами ранее функции спроса и предложения позволяют сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (см. рис.2.3).
Равновесная цена (РЕ) - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил.
Однако равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.
Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики