Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:42, творческая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рыночной экономики.docx

— 580.90 Кб (Скачать файл)

Если предприятие является единственным продавцом товара, который не имеет  близких заменителей, то потребитель  сталкивается с чистой монополией.

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда предприятие является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.

Характерные черты чистой монополии:

  1. покупатели не имеют возможности выбора;
  2. чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
  3. кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
  4. чистая монополия закрыта от входа в отрасль других хозяйствующих субъектов, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Выбирая цену, монополист тем самым  выбирает объем выпуска. И наоборот, выбирая объем выпуска, монополист выбирает цену:

  1. Если цена растет, то объем выпуска уменьшается.
  2. Если объем выпуска растет, то цена падает.
  3. Если объем выпуска уменьшается, то цена растет.

Олигополия– рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными предприятиями, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.

Характерные черты олигополии:

  • На рынке доминирует небольшое количество предприятий.
  • Олигопольные предприятия обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.
  • Кривая спроса каждого  такого предприятия имеет «падающий» характер.

 Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости предприятий друг от друга.

Каждое предприятие вынуждено  считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении  цены и объема выпуска. Существуют значительные барьеры для входа новых предприятий  в отрасль.

Типы рыночных структур, общая характеристика. Взаимодействие между спросом и предложением, то есть обмен между продавцами и покупателями (производителями и потребителями), происходит на рынке.

В зависимости от целей экономического исследования может быть предложено несколько различных классификаций  типов рыночных структур. Рассмотрим очень простую и наиболее важную в экономической теории классификацию  рынков. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень  влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Говорят, что рыночная структура характеризуется совершенной  конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.

Совершенная конкуренция – структура рынка, при которой однородный продукт производится большим количеством независимых друг от друга производителей, причем каждый из них не может повлиять на рыночную цену путем изменения объемы выпуска продукции, так как его доля продаж на рынке мала. Характеристика рынка совершенной конкуренции:

  • На рынке действует множество мелких предприятий, каждая из которых независима от поведения других субъектов производственной деятельности и принимает любое решение самостоятельно.
  • Доля каждего предприятия в общем объеме предложения отрасли настолько мала, что любое её решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия. Ни одно из предприятий не может влиять на рыночную цену через объем производства и предложение товаров.
  • Любое предприятие в этих условиях воспринимает рыночную цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий.
  • Все предприятия отрасли производят однородную продукцию. Поэтому покупателю всё равно, у какого предприятия её покупать.
  • Вступление новых предприятий в отрасль не встречает никаких препятствий.
  • Доступность информации. Издержки ее получения и затраты времени равны нулю.

Таким образом, конкурентное предприятие  всецело зависит от рыночных условий  и в то же время она независима от других предприятий отрасли. Предприятия  не имеет никакой стратегии рыночного  поведения. Совершенная конкуренция  является простейшей ситуацией и  дает исходный образец для сравнения  и оценки реальных экономических  процессов.

 

2.3 Предприятие в различных  рыночных структурах

 

Характеристика рынка как совокупность или место купли-продажи можно  раскрыть через его структуру, систему  и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:

а) тесная связь между ее элементами;

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и  системы рынка.

По объектам:

  • рынок товаров и услуг;
  • рынок рабочей силы;
  • рынок средств производства (капитал);
  • рынок ценных бумаг, валюты;
  • рынок научно-технических разработок, патентов; 
  • рынок информации;
  • рынок средств обращения; 
  • рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
  • рынок лицензий и др.

По субъектам:

  • рынок покупателей;
  • рынок продавцов;
  • рынок государственных учреждений;
  • рынок промежуточных продавцов-посредников.

В пространственном разрезе выделяют:

  • местный (локальный) рынок;
  • региональный рынок;
  • внутренний рынок;
  • внешний рынок;
  • национальный рынок; 
  • мировой рынок.

По уровню насыщения:

  • равновесный рынок;
  • дефицитный рынок;
  • избыточный рынок.

По степени зрелости:

  • неразвитый рынок;
  • развитый рынок;
  • формирующийся рынок.

По степени ограниченности конкуренции:

  • свободный рынок;
  • монополистический рынок;
  • олигополистический рынок.

По соответствию действующему законодательству:

  • легальный рынок;
  • нелегальный рынок;

По отраслям: автомобильный рынок; компьютерный рынок и т.д.

По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.

Развитый цивилизованный рынок  требует и развитой инфраструктуры. Инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи 

2) аукционы,  ярмарки 

3) кредитная система и коммерческие  банки; 

4) эмиссионная система и эмиссионные  банки;

5)система регулирования занятости  населения и центры государственного  и негосударственного содействия  занятости (биржи труда);

6) информационные технологии и  средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая  инспекция;

8) система страхования коммерческого  хозяйственного риска и страховые  компании;

9) специальные рекламные агентства,  информационные центры и агентства  средств массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные  объединения (ассоциации) деловых  кругов;

11) таможенная система; 

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего  экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные  фонды, предназначенные для стимулирования  деловой активности;

18) специальные зоны свободного  предпринимательства. 

Функции инфраструктуры рынкаследующие:

  • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
  • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений; облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

 

2.4. Закон спроса. Кривая спроса и  предложения.  Факторы, влияющие на спрос

 

Спросомназывается количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды.

На спрос оказывают влияние  и иные факторы:

- величина и динамика изменения  дохода потребителя;

- изменение вкусов и предпочтений;

- размер рынка;

- ценовые и дефицитные ожидания;

- наличие товаров-субститутов  и др.

Давайте рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А.. Предположим, что при цене 30 тыс. тг. за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене  15 тыс. тг - 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2.1 - Кривая спроса

 

Проведя анализ полученного графика  можно сделать следующие выводы: между рыночной ценой и количеством  реализованного товара существует обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как  правило, обусловливает возрастание  спроса на него. Кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем, виде:

QD=F(Р),

 где QD - величина спроса (demand), Р - цена (price).

Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение. Предложение товара - это количество данного товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке по данной цене.

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене  20 тыс. тенге  производитель согласен продать  лишь 1 единицу блага, при цене 30 тыс. тг - 4 единицы, а при цене 50 тыс. тг. - 7 единиц блага А.

Графически диаграмма может  быть представлена кривой предложения, направленной вверх слева направо. Это типичная кривая предложения (см. рис.2.2). Совокупное предложение на рынке  представляется аналогичной кривой предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между ценой товара и количеством этого товара, которое отрасль готова продать на рынок в целом. В общем, виде

QS=F(P),

где QS - величина предложения (supply), Р - цена.

 

Рис. 2.2 - Кривая предложения

 

В экономической теории принято  откладывать независимую переменную (Р) по вертикальной, а зависимую переменную QS - по горизонтальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:

- цены факторов производства;

- технология;

- количество производителей-продавцов;

- ценовые и дефицитные ожидания  агентов рыночной экономики;

- размер налогов и т.д.

Предложение является функцией всех этих факторов. QS=F(f1,f2,...,fn)

Зависимость предложения  от влияющих на него факторов называется функцией предложения.

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен  спроса и цен предложения, что  приводит к выравниванию объемов  спроса и предложения. Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов  и покупателей.

Рассмотренные нами ранее функции  спроса и предложения позволяют  сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (см. рис.2.3).

Равновесная цена (РЕ) - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил.

Однако равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет  отличаться от равновесной цены.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики