Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:42, творческая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рыночной экономики.docx

— 580.90 Кб (Скачать файл)

Эластичность спроса и  предложения.

Понятие эластичности связано со спросом  на товары в зависимости от их цены. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса.

Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний  цен.

 

Рис.2.3- График рыночного равновесия

 

где - эластичность спроса по цене; - изменение объема спроса, %;

- изменение цены, %.

Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью  предложения, которая представляет собою отношение изменения предложения  в процентах к процентной величине колебания цен.

Где - эластичность предложения по цене;

- изменение объема предложения, %;

- изменение цены, %.

Рассмотрим, как снижение цены товара приводит к двум различным  следствиям, которые, в свою очередь, обусловливают рост спроса на товары.

1. Эффект дохода: если цена товара падает, то реальный доход, или покупательная способность, потребителя данного товара  увеличивается. Это увеличение реального дохода проявляется в росте объема покупок различных товаров. Снижение цены товара увеличивает реальный доход покупателя, тем самым позволяет ему приобрести большее количество продукции на тот же денежный доход. Это называется эффектом дохода.

2. Эффект замещения: снижение цены продукта  означает, что он теперь стоит дешевле по отношению ко всем другим товарам. Поэтому покупатели будут стараться заменить более дешевым товаром другие товары, которые стали теперь относительно дороже. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность товара и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве. Это явление называется эффектом замещения.

Эффекты дохода и замещения дополняют  друг друга, обусловливая способность  и желание потребителя купить большее количество определенного  товара по низкой цене, чем по высокой.

Вопросы для самопроверки

1. Опишите  возможные естественные и искусственные  барьеры входа на рынок. 

  1. Что такое естественная монополия?
  2. Кривая спроса, дайте ей характеристику.
  3. Факторы, воздействующие на спрос.
  4. Кривая предложения, ее характеристика.
  5. Факторы, влияющие на кривую предложения.
  6. Рыночное равновесие, равновесная цена.
  7. Эффект замещения. Эффект дохода

Тестовые задания 

1. Рынок  как экономическая категория  - это

а) основное назначение, которое призвана выполнять  данная категория, отражающая ее сущность

б) конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он

в) совокупность конкретных экономических отношений  и связей между покупателями и  продавцами, а также торговыми  посредниками по поводу движения товаров  и денег, отражающая экономические  интересы субъектов рыночных отношений  и обеспечивающая обмен продуктами труда

г) согласование производства и потребления в  ассортиментной структуре, а также  поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене

д) все  ответы верны

2. Какие  типы позволяют выделять история  развития рынка:

а) неразвитый свободный, и регулируемый

б) деформированный  и регулированный

в) неразвитый свободный, деформированный и регулированный

г) развитый свободный, деформированный и регулированный

д) нет  правильного ответа

3. Монополия  – это …

а) исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие  одному лицу, определенной группе лиц или государству.

б) такой  тип рыночной структуры, когда предприятие  является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов

в) рыночная структура, когда несколько десятков предприятий в отрасли, выпускающие  дифференцированный продукт

г) наличие  на рынке множества малых предприятий  по выпуску одного продукта

д) совокупность экономических отношений между  покупателями и продавцами

4. Характерные  черты чистой монополии:

а) покупатели не имеют возможности выбора;

б) чистый монополист, контролируя весь объем  выпуска товаров, в состоянии  управлять ценой, изменять ее в любом  направлении;

в) кривая спроса на продукцию монополиста  имеет классический вид и совпадает  с кривой рыночного спроса;

г) чистая монополия закрыта от входа в  отрасль других хозяйствующих субъектов, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

д) все  ответы верны

5. Назовите  один из основных элементов  инфраструктуры современного рынка:

а) развитый рынок

б) аукционы, ярмарки

в) облегчение участникам рыночных отношений реализаций их интересов

г) легальный  рынок

д) повышение  оперативности и эффективности  работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов  экономики видов деятельности

6. Какие  иные факторы оказывают влияние  на спрос?

а) величина и динамика изменения  дохода потребителя;

б) изменение вкусов и предпочтений;

в) размер рынка;

г) ценовые и дефицитные ожидания;

д) все  ответы верны

7. Эффект  дохода:

а) определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний  цен

б) снижение цены продукта 

в) Это  увеличение реального дохода при  снижении цены товара, который проявляется  в росте объема покупок различных  товаров.

г) цена, уравновешивающая функцию спроса и  функцию предложения 

д) нет  правильного ответа

8. Эффект  замещения:

а) определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний  цен

б) замена более дешевым товаром другие товары, которые стали теперь относительно дороже при снижении цены.

в) максимальная цена товара

  г) цена, уравновешивающая функцию  спроса и функцию предложения  д) нет правильного ответа

Ответы к тестовому заданию: в; 2-в ;3-а; 4-в;5-б;6-д;7-в;8-б.

 

Малый и средний  бизнес в Республике Казахстан 

План 

 Введение 

 Глава I. Экономические и организационные  основы малого и среднего бизнеса 

1.1 Предпринимательство – стратегический  фактор экономического развития  малого и среднего бизнеса. 

1.2 Экономическая сущность предпринимательства. 

1.3 Предпринимательство как экономический  процесс. 

 Глава II. Экономические цели  деятельности малого предприятия 

2.1 Прибыльность предпринимательской  деятельности 

2.2. Конкурентоспособность предприятия 

2.3 Предпринимательский риск.

 Глава III. Деятельность малого  и среднего предпринимательства  в Казахстане.

3.1 Особенности развития малого  и среднего бизнеса в Республике  Казахстан 

3.2 Проблемы малого и среднего  предпринимательства 

3.3 Принципы государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства 

 

Введение 

 В последние годы в Казахстане  получило динамичное развитие  предпринимательство, которое представляет  собой инициативную, самостоятельную,  осуществляемую от своего имени,  на свой риск, под свою имущественную  ответственность деятельность физических  лиц, направленных на получение  прибыли. 

 Актуальность курсовой работы  заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические  реформы при всей их непоследовательности  и противоречивости явились условием  становления и развития малого  предпринимательства, которое решает  основные функции, присущие вообще  предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых  стран, малое предпринимательство  играет весьма большую роль  в экономике, его развитие влияет  на экономический рост, на ускорение  научно – технического прогресса,  на насыщение рынка товарами  необходимого качества, на создание  новых дополнительных рабочих  мест, т. е. Решает многие актуальные  экономические, социальные и другие  проблемы. Во всех экономически  развитых странах государство  оказывает большую поддержку  малому предпринимательству, которому  свойственны цивилизованные черты.  Дееспособное население все больше  и больше начинает заниматься  малым бизнесом.

 Наши ежегодные планы должны  соответствовать долгосрочным приоритетам.  Более того, система мониторинга  должна давать ответ на вопрос - насколько мы продвинулись в  достижении поставленных целей.  Поэтому нам необходима система  стратегического планирования и  стратегического контроля, подотчетности  и ответственности. 

 Главное условие нашего устойчивого  движения вперед - это сплоченность  нашего общества в достижении  поставленных целей, консолидация  всех слоев и групп населения  вокруг стратегии, направленной  на решение общих задач. Это  станет реальным, если в ней  мы будем способны правильно  учитывать потребности общества  и различных групп населения,  верно определять приоритеты  и обеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве  государства с отдельными группами  населения и частным сектором. (Послание Президента «Казахстан - 2030») 

  Целью данной работы является  дать характеристику сущности  малого предпринимательства, показать  его преимущества и определенные  недостатки. Предпринимательская деятельность  является самостоятельной, инициативной  и рисковой деятельностью дееспособных  граждан, направленной на систематическое  получение прибыли (дохода) законным  путем. 

 

 Глава I Экономические  и организационные основы предпринимательства 

1.1           Предпринимательство - стратегический фактор экономического развития.

  Одним из важнейших стратегических  факторов устойчивого экономического  развития и достижения нормального  уровня жизнеобеспечения населения  является формирование цивилизованного  современного предпринимательства  в экономическом пространстве  Казахстана, во всех сферах и  отраслях производства, на каждом  предприятии и в их объединениях.

 Чтобы войти равным партнером  в мировое хозяйство и мировой  рынок, нужно сформировать предпринимательский  тип воспроизводства в стране. Но и сам процесс создания  воспроизводства предпринимательского  типа невозможен в отрыве от  мирового хозяйства. Ибо современный  уровень производительных сил  таков, что нельзя быть конкурентоспособным  во всех отраслях и сферах  производства. Нужно обоснованно  выбрать свою нишу в мировом  рынке, используя преимущество  в обеспечении теми основными  и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное  время Казахстан. Казахстан обладает  богатыми основными факторами  – природными ресурсами, но  этого недостаточно для конкурентоспособности  на мировых рынках. Чтобы иметь  национальные издержки производства  ниже мировых, необходимо экономноеприродопотребление. Это требует наличия особой производительной силы предпринимателей – и ее реализации в деятельности.

 Предпринимательство стало  реальным стратегическим ресурсом, который явится одним из основных  факторов выхода из глубокого  экономического кризиса на путь  устойчивого экономического развития  и входа в качестве равного  субъекта мировых рыночных отношений  в мировое хозяйство, нужно  правильно понять экономическую  сущность и содержание предпринимательства. 

  В экономически развитых  странах Запада идут по пути  развития предпринимательства прежде  всего в сфере производства, казахстанские  «предприниматели» заняты прежде  всего в посреднической сфере  – торговле , банковском деле  и т.д. До сферы производства  не доходят их капиталы, в сфере  производства не реализуются  их способности, знания, квалификация  и пр. Такой путь становления  предпринимательства – это зацикливание  на первоначальном пути его  становления. В данном случае  предпринимательство не становится  фактором подъема экономики, а  ведет к разбазариванию природных,  трудовых, интеллектуальных и других  ресурсов страны.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики