Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 13:43, курсовая работа
Проблема организации учета и контроля расходов и их информационное обеспечение в системе управления организацией всегда была объектом пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей. Отраслевое исследование расходов в качестве объекта управления и их классификация имеют существенное значение не только как измерения их уровня, но рассматриваются как подсистема системы управления организации, в целом, так и по структурным подразделениям.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСХОДОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 6
1.1 Классификация расходов на производственных предприятиях 6
1.2 Бухгалтерский учет расходов на производственных предприятиях 12
1.3 Методы учета расходов на производство и реализацию продукции 14
Выводы 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УЧЕТА РАСХОДОВ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ В ООО БЕТОННЫЙ ЗАВОД «ВИДНОВСКИЙ» 20
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия 20
ООО Бетонный завод «Видновский» 20
2.2 Анализ расходов предприятия, оценка состояния учета затрат на производство продукции 34
2.3 Пути совершенствования учета на производство и реализацию продукции в ООО Бетонный завод «Видновский» 42
Выводы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Видно, что в 2013 г. производственные затраты снижаются на 23%, при этом материальные затраты снижаются более чем на 25%, снижается также почти в 2 раза объем прочих производственных затрат. Все остальные затраты предприятия имеют устойчивую тенденцию к росту (от 13 до 47% прирост).
Распределяются затраты на производство пропорционально объему производства различных видов продукции. При данном способе общие расходы делят на общее количество произведенных продуктов и полученную себестоимость единицы продукции по каждому виду продукции умножают на ее количество.
Косвенные расходы распределяются и списываются пропорционально прямым затратам на каждый вид продукции.
Учет отклонений от норм по сырью и материалам на предприятии не ведется.
Таким образом, учет затрат на предприятии ведется, в первую очередь, бухгалтерией, однако, первичные документы формируются и в иных подразделениях: в производственных цехах и в прочих подразделениях. Основную долю в затратах занимают производственные затраты. В структуре материальных затрат преобладают затраты на сырье. Производственные затраты в 2012 г. снижаются на 23%.
Итак, проведенный анализ организации учета затрат показал некоторое неудобство в организации данного учета в ООО Бетонный завод «Видновский», в частности, связанное с распределением постоянных расходов.
Проблема возникает, прежде всего, при формировании плановой сметы.
Если плановая производственная программа изменяется – существенно изменяются калькуляции по отдельным видам продукции (поскольку распределение постоянных затрат со счета 20 «Основное производство» производится уже иначе).
Для данного предприятия более оптимальным будет применение системы директ-констинг. То есть когда затраты будут разделены на постоянные и переменные.
Следует изменить общий подход к формированию затрат следующим образом: ликвидация счета 25 «Общепроизводственные расходы»; разделение счета 20 «Основное производство» на два составляющих субсчета: 20-1 «Переменные затраты»; 20-2 «Постоянные затраты».
По данным субсчетам открыть аналитические счета: 20-1 «Переменные затраты»: 20-11 «Материальные затраты»; 20-12 «Сдельная заработная плата»; 20-13 «Отчисления на социальные нужды»; 20-14 «Производственные услуги». 20-2 «Постоянные затраты»: 20-21 «Амортизация»; 20-22 «Повременная заработная плата»; 20-23 «Отчисления на социальные нужды»; 20-24 «Производственные услуги, энергетика, коммунальные» (поскольку производство не энергоемкое – энергетика относится сюда); 20-25 «Прочие».
В учетную политику внести изменения, согласно которой непосредственно на продукцию списываются переменные затраты (они же и включаются в последующем в незавершенное производство), а постоянные затраты списываются по итогам месяца по дебету счета 90 «Продажи» (равно как и общехозяйственные и расходы на продажу).
Схема учета при этом изменится следующим образом:
Рисунок 3 - Новая схема учета затрат в ООО Бетонный завод «Видновский»
Итак, предлагаемая система дает предприятию следующие преимущества в учете:
1) возможность формирования
плановой калькуляции по видам
продукции без включения и
распределения постоянных
2) возможность оперативного перепланирования сметы затрат, если производственная программа изменяется (по объему, по ассортименту);
3) снижение остатков
4) снижение учетной
Из проведенного анализа видно, что наибольшую долю в структуре себестоимости продукции ООО Бетонный завод «Видновский» занимают расходы на приобретаемое сырье для производства продукции. Для их сокращения можно предложить следующие рекомендации:
Выходом для этого видится формирование отдела контроллинга на предприятии. Структура отдела будет иметь следующий вид:
Рисунок 4 - Предлагаемая структура отдела контроллинга ООО Бетонный завод «Видновский»
Предполагается подчинение отдела финансовому директору предприятия.
Функции отдела:
1) формирование бюджета:
- на основе данных плановых
калькуляций по видам
- на основе данных о
плане продаж – формирование
плана по выручке и валовой
прибыли (используя плановую смету),
также с возможностью
- формирование плана по
ОХР и КР совместно с ПЭО,
основная функция –
- формирование плана движения
денежных средств (на основе заявок
от подразделений, плана продаж,
в том числе продаж в кредит,
погашения дебиторской задолжен
- формирование прогнозного
баланса (на основе данных по
изменению дебиторской и
2) анализ фактических данных:
- на основе фактических смет от ПЭО, прочих фактических данных из бухгалтерии – анализ выполнения плана (бюджета);
- выводы по исполнению
планов – основания для
3) контроль текущей ситуации, контроль цен и затрат:
- визирование лимитно-заборных карт, складских требований;
- визирование платежных поручений;
- контроль за плановыми и фактическими ценами закупок, ценами продаж (выявление нарушений, необоснованных завышений или занижений).
То есть, отдел контроллинга будет новым и более эффективным инструментом внедрения стратегии минимизации затрат. Далее на основании внедрения стратегии минимизации производственных затрат оценим экономический эффект от предложенных мероприятий.
Создание отдела предполагает ряд первоначальных и регулярных затрат.
К первоначальным затратам будут отнесены:
- затраты на создание рабочих мест (кабинет, рабочее оборудования для 4 рабочих мест, сеть и т.п.) - 100 тысяч рублей;
- затраты на рекрутинг персонала (50% от среднемесячной заработной платы); поскольку предполагается заработная плата экономистов на уровне 25 тысяч рублей и начальника на уровне 45 тысяч рублей, затраты составят: (25*3+45)*0,5 = 60 тысяч рублей;
- расходы на обучение персонала (первоначальное обучение) – 40 тысяч рублей;
- закупка программного оборудования для организации системы контроллинга – 65 тыс.рублей;
- настройка оборудования, подключение к ИС завода – 20 тыс.рублей.
Всего разовых затрат – на 285 тыс.рублей
Далее регулярные расходы:
- заработная плата сотрудников – 25*3 + 45 = 120 тыс. рублей в месяц или 1440 тыс.рублей в год.
- отчисления на социальные нужды с заработной платы (30%): 1440 * 0,3 = 432 тыс.рублей.
В результате внедрения системы контроллинга планируется получить следующее:
- снижение закупочных цен на материалы на 0,7%;
- снижение производственных «прочих» расходов на 5%;
- снижение общехозяйственных «прочих» расходов на 5%;
- снижение коммерческих «прочих» расходов на 7%.
Снижение данных показателей приведено в таблице 9.
Таблица 9
Планирование эффекта от создания отдела контроллинга на предприятии
Показатель |
База, т.р. |
% снижения |
Сумма экономии, т.р. |
Снижение материальных затрат |
148 572 |
0,7 |
1040,0 |
Снижение производственных "прочих" расходов |
477 |
5 |
23,9 |
Снижение общехозяйственных "прочих" расходов |
3 100 |
5 |
155,0 |
Снижение коммерческих "прочих" расходов |
13 968 |
7 |
977,8 |
Итого |
2196,6 |
Таким образом, общий объем годовой экономии (за первый год) должен составить 2197 тыс.рублей.
При этом затраты за первый год (включая разовые) составят: 2157 тыс.рублей
То есть уже за первый год общий эффект составит:
2197– 2157 = 40 тыс.рублей.
Таким образом, для ООО Бетонный завод «Видновский» предложено: изменить систему учета затрат. Предлагаемая система позволяет более гибко и целенаправленно планировать параметры бизнеса предприятия, а именно: цены реализации, объемы, затраты, прибыль, то есть предполагает возможность формирования гибкой сметы. Для целей сокращения непроизводительных затрат, контроля за ценами закупок, контроля за параметрами бизнеса, планирования и анализа исполнения планов (общих по предприятию) в ООО Бетонный завод «Видновский» планируется создание отдела контроллинга.
Подведем итог второй главе.
ООО Бетонный завод «Видновский» работает более 5 лет и является производителем высококачественного бетона. Реализация бетона ООО Бетонный завод «Видновский» осуществляет собственными силами. Завод эффективно функционирует в изучаемый период. К тому явно заметны признаки расширения производства и увеличения объемов продаж продукции ООО Бетонный завод «Видновский».
Учет затрат на предприятии ведется, в первую очередь, бухгалтерией, однако, первичные документы формируются и в иных подразделениях: в производственных цехах и в прочих подразделениях. Основную долю в затратах занимают производственные затраты. В структуре материальных затрат преобладают затраты на сырье. Производственные затраты в 2013 г. снижаются на 23%.
Для ООО Бетонный завод «Видновский» предложено: изменить систему учета затрат, ликвидировав счет 25 «Общепроизводственные расходы» и разбив счет 20 «Основное производство» на 2 субсчета, где собираются данные по постоянным и по переменным расходам. Переменные расходы списываются на себестоимость продукции, остаются и в незавершенном производстве, постоянные же расходы по итогам месяца списываются на затраты на счет 90 «Продажи», равно как общехозяйственные и коммерческие. Предлагаемая система позволяет более гибко и целенаправленно планировать параметры бизнеса предприятия, а именно: цены реализации, объемы, затраты, прибыль, то есть предполагает возможность формирования гибкой сметы. Для целей сокращения непроизводительных затрат, контроля за ценами закупок, контроля за параметрами бизнеса, планирования и анализа исполнения планов (общих по предприятию) в ООО Бетонный завод «Видновский» планируется создание отдела контроллинга. Совместно с ПЭО и иными подразделениям отдел будет формировать комплексный бюджет предприятия, контролировать его исполнение (в том числе расходы по производству, расходы подразделений), анализировать результаты (для принятия решений о поощрении руководителей подразделений). Создание нового отдела потребует в первый год свыше 2 млн.рублей расхода (текущие из них – 1,8 млн.), но при этом экономия даже за первый год будет выше. Потому создание такого подразделения для исследуемого предприятия объективно необходимо.
На основании проведенного исследования бухгалтерского учета и аудита затрат на производство можно сделать следующие выводы:
1. Анализ общей характеристики предприятия ООО Бетонный завод «Видновский» выявил, что предприятие работает более 5 лет и является производителем бетона различных марок. Также отмечено ежегодное расширение производства и увеличение объемов продаж продукции.