Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 21:17, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является разработка предложения по совершенствованию методики планирования в туристской фирме.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1) Выполнить анализ форм и систем планирования на предприятии.
2) Оценка эффективности планирования на предприятии ООО «Арт-Турс».
3) Сформировать план развития исследуемой турфирмы.
4) Оценить эффективность выработанных предложений.
Объектом исследования является туристическая фирма ООО «Арт-Турс».
Введение……………………………………………………………………………....2
Теоретические основы организации и планирования на предприятии.
Понятие и содержание организации планирования………………………….4
Основные формы планирования и системы планов…………………………9
Направления совершенствования планирования на предприятии…...……15
Анализ организации планирования на предприятии ООО «Арт-Турс».
Организационно-экономическая характеристика предприятия…………...22
Анализ форм и систем планирования на предприятии……………………..30
Анализ процесса планирования и системы плановой документации….….47
Оценка эффективности планирования на предприятии ООО «Арт-Турс».48
Совершенствование организации планирования.
Совершенствование форм планирования и системы планов………………50
Совершенствование процесса планирования…………………………...…..52
Эффективность предпринятых мероприятий по совершенствованию организации и планирования деятельности предприятия………………..….56
Заключение…………………………………………………………………….……65
Список литературы ………………………………………………………………….66
По содержанию и форме проявления различают следующие виды планирования:
1. С точки зрения обязательности
государственных плановых
Директивное планирование – это процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.
Индикативное планирование носит не обязательный для исполнения, а направляющий, рекомендательный характер.
2. В зависимости от срока, на который составляется план, различают:
Долгосрочное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.
Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
3.По содержанию плановых решений выделяют:
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.
Тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации стратегий.
Оперативно-календарное планирование, основная задача которого состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
4. В зависимости от планируемой сферы предпринимательской деятельности выделяют:
- маркетинговое планирование (планирование рынков сбыта и объемов продаж, стратегии маркетинга, каналов распределения, методов продвижения и т.д.)
- производственное планирование (обоснование производственной программы, подготовки производства, хода производства);
- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);
- планирование снабжения (потребности, закупок, реализации излишних запасов);
- инновационное планирование (обоснование
возможностей внедрения научно-
- инвестиционное планирование (потребность
и эффективность
- финансовое планирование (планирование денежных потоков);
- социальное планирование.
5. В зависимости от временной ориентации идей планирования выделяют: реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное планирование.
5.1. Реактивное планирование (возврат к прошлому) построено на предшествующих достижениях.
5.2. Инактивное планирование
5.3. Преактивное планирование (упреждение) – ориентировано прежде всего на будущие изменения.
5.4. Интерактивное планирование
ориентировано на
6. В зависимости от степени неопределенности выделяют детерминированное (в условиях полностью предсказуемой среды и достатка информации) и вероятностное планирование (для условий частичной или полной неопределенности)
7. По направленности (последовательности принятия решений) выделяют ретроградное, прогрессивное и встречное (интерактивное) планирование.
Ретроградное планирование строится по принципу «сверху - вниз». При этом руководство предприятия определяет цели предприятия и формирует исходя из них задачи для его отдельных подразделений.
Прогрессивное планирование построено по принципу «снизу-вверх», то есть сначала составляются планы подразделений, на которых строится затем и план самого предприятия. Встречное планирование предполагает что, сначала формируются цели предприятия и задания подразделениям, которые корректируются внизу и передаются наверх, для формирования окончательного плана предприятия.
Весь процесс планирования в любой экономической организации так или иначе сводится к двум основным стадиям: разработка стратегии деятельности предприятия (стратегическое планирование) и определение способов реализации выработанной стратегии (тактическое планирование).
Первое отличие – в содержании плановых решений. Стратегическое планирование связано с определением общих направлений деятельности предприятия, как реакции на объективные внешние и внутренние обстоятельства.. Его основным вопросом является «чего хочет добиться организация». Тактическое планирование имеет дело с решениями по распределению ресурсов для достижения стратегических целей. Оно сосредоточено на том, как достигнуть желаемого состояния.
Второе отличие - в целях планирования. Основная цель стратегического планирования – обеспечить перспективную выживаемость и развитие. Целью же тактического планирования является обеспечение устойчивой работы предприятия и его составных частей.
Третье отличие – период планирования. Для стратегического планирования характерны долгосрочный и среднесрочный периоды, причем долгосрочные стратегии характерны для предприятий, действующих в относительно стабильных условиях, а среднесрочные – для условий высокой неопределенности.
Четвертое отличие – в носителях идей планирования и исполнителей. Стратегические идеи выдвигаются и реализуются прежде всего высшим руководством предприятия, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности и масштабного мышления. Тактическое планирование – это удел руководителей среднего и низового звена.
Пятое отличие – уровень тяготения. Стратегическое планирование связано в первую очередь с деятельностью предприятия в целом и внешней средой, а тактическое тяготеет к внутренней среде, к уровню подразделений.
Шестое отличие – степень детализации планов. Стратегические планы, связанные с долгосрочными перспективами, где степень неопределенности повышена, носят глобальный и не всегда конкретный и детальный характер. Тактические планы намного конкретнее, поскольку строятся в первую очередь на внутренних данных и на краткосрочных прогнозах. Это позволяет снизить риск принятия решений. Стратегические ошибки могут привести к краху предприятия, в то время как тактические – лишь ко временным трудностям.
План представляет собой заранее обоснованную систему мероприятий по реализации какого-либо замысла, достижения определённой цели. На уровне хозяйствующих субъектов – предприятий и учреждений – планы являются основным инструментом планирования. Подавляющее большинство планов такого уровня носит директивный (то есть обязательный для исполнения) характер.
Организация планирования на любом предприятии, помимо определения форм планирования и создания системы планов, включает также обоснование:
- последовательности процесса планирования;
- системы
плановой документации и
- участников процесса планирования, их функций и ответственности.
Вся плановая деятельность делится на 3 этапа:
1. Непосредственно процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Его результатом является система планов.
2. Деятельность
по осуществлению плановых
3. Контроль
результатов. На этом этапе полученные
результаты сравниваются с
Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
1. Анализ и оценка внешней
и внутренней среды
- определение
главных компонентов
- выделение
компонентов, которые действительно
имеют значение для
- сбор и мониторинг информации об этих компонентах;
- составление прогнозов будущего состояния среды;
- оценка реального положения фирмы.
2. Определение стратегических
3. Стратегический анализ и
- сравниваются цели (желаемые показатели) и ограничивающие факторы внешней и внутренней среды (реальные возможности);
- определяются разрывы между ними;
- формируются различные варианты стратегии.
4. Выбор стратегии из нескольких альтернативных и её проработка.
5. Подготовка окончательного
6. Среднесрочное планирование
7. Краткосрочное планирование на основе стратегических и среднесрочных планов - составляются годовые и оперативные планы.
8. Реализация планов
9. Контроль результатов
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее, определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:
- что
удалось сделать фирме по
- каков
разрыв между плановыми
В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.
Информация о работе Совершенствование организации планирования