Совершенствование организации планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является разработка предложения по совершенствованию методики планирования в туристской фирме.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1) Выполнить анализ форм и систем планирования на предприятии.
2) Оценка эффективности планирования на предприятии ООО «Арт-Турс».
3) Сформировать план развития исследуемой турфирмы.
4) Оценить эффективность выработанных предложений.
Объектом исследования является туристическая фирма ООО «Арт-Турс».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....2
Теоретические основы организации и планирования на предприятии.
Понятие и содержание организации планирования………………………….4
Основные формы планирования и системы планов…………………………9
Направления совершенствования планирования на предприятии…...……15
Анализ организации планирования на предприятии ООО «Арт-Турс».
Организационно-экономическая характеристика предприятия…………...22
Анализ форм и систем планирования на предприятии……………………..30
Анализ процесса планирования и системы плановой документации….….47
Оценка эффективности планирования на предприятии ООО «Арт-Турс».48
Совершенствование организации планирования.
Совершенствование форм планирования и системы планов………………50
Совершенствование процесса планирования…………………………...…..52
Эффективность предпринятых мероприятий по совершенствованию организации и планирования деятельности предприятия………………..….56
Заключение…………………………………………………………………….……65
Список литературы ………………………………………………………………….66

Вложенные файлы: 1 файл

переделанный КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПЛАНИРОВАНИЕ Word.docx

— 146.59 Кб (Скачать файл)

      Выделяют следующие четыре составляющие системы планирования:

- генеральное  планирование целей

- стратегическое  планирование

- оперативное  планирование

- обобщенный финансовый  план и план результатов хозяйственной  деятельности

     Для внедрения комплексной системы планирования на предприятии необходимо создание документа, который бы регламентировал основные принципы документооборота, иерархию планов предприятия, полномочия и ответственность за процесс планирования в организации.

      В то же время в современных условиях этот документ должен поддерживать/обеспечивать как можно более высокую степень автоматизации процесса планирования и отчетности, что повышает скорость прохождения информации и степень стандартизации процесса. Такими документами могут выступать, к примеру «Положение о стратегическом планировании» и «Положение о среднесрочном планировании и отчетности».

   Структура планов должна предусматривать и возможность реализации таких смежных функций менеджмента, как учет, контроль и анализ. Анализ хозяйственной деятельности предприятия служит отправной точкой для планирования. Поэтому правильный подбор аналитических форм и показателей, учитывающих специфику деятельности предприятия, обеспечивает принятие своевременных и оптимальных управленческих решений. Специалисты должны проводить профессиональный анализ технико-экономических показателей предприятия, а также внедрять систему анализа на предприятии.

 

    1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И СИСТЕМЫ ПЛАНОВ

По содержанию и форме проявления различают следующие виды планирования:

1. С точки зрения обязательности  государственных плановых заданий  различают директивное и индикативное  планирование.

Директивное планирование – это процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование носит не обязательный для исполнения, а направляющий, рекомендательный характер.

2. В зависимости от срока, на  который составляется план, различают:

Долгосрочное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

             3.По содержанию плановых решений выделяют:

    Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную    перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.

Тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации стратегий.

Оперативно-календарное планирование, основная задача которого состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

     4. В зависимости от планируемой сферы предпринимательской деятельности выделяют:

- маркетинговое планирование (планирование рынков сбыта и объемов продаж, стратегии маркетинга, каналов распределения, методов продвижения и т.д.)

- производственное планирование (обоснование  производственной программы,   подготовки производства, хода производства);

- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

- планирование снабжения (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

- инновационное планирование (обоснование  возможностей внедрения научно-технических  новшеств в хозяйственную деятельность  и т.д.);

- инвестиционное планирование (потребность  и эффективность капиталовложений);

- финансовое планирование (планирование  денежных потоков);

- социальное планирование.

5.  В зависимости от временной  ориентации идей планирования  выделяют: реактивное, инактивное, преактивное  и интерактивное планирование.

5.1. Реактивное планирование (возврат  к прошлому) построено на предшествующих  достижениях.

5.2. Инактивное планирование воспринимает  существующие условия как приемлемые, поэтому не стремится ни к  возврату в прошлое, ни к движению  вперёд.

5.3. Преактивное планирование (упреждение) – ориентировано прежде всего на будущие изменения.

5.4. Интерактивное планирование  ориентировано на взаимодействие  всех лучших идей планирования  и ставит своей целью проектирование будущего.

6. В зависимости от степени  неопределенности выделяют детерминированное (в условиях полностью предсказуемой среды и достатка информации) и вероятностное планирование (для условий частичной или полной неопределенности)

7. По направленности (последовательности  принятия решений) выделяют ретроградное, прогрессивное и встречное (интерактивное) планирование.

Ретроградное планирование строится по принципу «сверху - вниз». При этом руководство предприятия определяет цели предприятия и формирует исходя из них задачи для его отдельных подразделений.

Прогрессивное планирование построено по принципу «снизу-вверх», то есть сначала составляются планы подразделений, на которых строится затем и план самого предприятия. Встречное планирование предполагает что, сначала формируются цели предприятия и задания подразделениям, которые корректируются внизу и передаются наверх, для формирования окончательного плана предприятия.

Весь процесс планирования в любой экономической организации так или иначе сводится к двум основным стадиям: разработка стратегии деятельности предприятия (стратегическое планирование) и определение способов реализации выработанной стратегии (тактическое планирование).

Первое отличие – в содержании плановых решений. Стратегическое планирование связано с определением общих направлений деятельности предприятия, как реакции на объективные внешние и внутренние обстоятельства.. Его основным вопросом является «чего хочет добиться организация». Тактическое планирование имеет дело с решениями по распределению ресурсов для достижения стратегических целей. Оно сосредоточено на том, как достигнуть желаемого состояния.

Второе отличие -  в целях планирования. Основная цель стратегического планирования – обеспечить перспективную выживаемость и  развитие. Целью же тактического планирования является обеспечение устойчивой работы предприятия и его составных частей.

Третье отличие – период планирования. Для стратегического планирования характерны долгосрочный и среднесрочный периоды, причем долгосрочные стратегии характерны для предприятий, действующих в относительно стабильных условиях, а среднесрочные – для условий высокой неопределенности.

Четвертое отличие – в носителях идей планирования и исполнителей. Стратегические  идеи выдвигаются и реализуются прежде всего высшим руководством предприятия, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности   и масштабного мышления. Тактическое планирование – это удел руководителей среднего и низового звена.

Пятое отличие – уровень тяготения. Стратегическое планирование связано в первую очередь с деятельностью предприятия в целом и внешней средой, а тактическое тяготеет к  внутренней среде, к уровню подразделений.

Шестое отличие – степень детализации планов. Стратегические планы, связанные с долгосрочными перспективами, где степень неопределенности повышена, носят глобальный и не всегда конкретный и детальный характер. Тактические планы намного конкретнее, поскольку строятся в первую очередь на внутренних данных и на краткосрочных прогнозах. Это позволяет снизить риск принятия решений. Стратегические ошибки могут привести к краху предприятия, в то время как тактические – лишь ко временным трудностям.

План представляет собой заранее обоснованную систему мероприятий по реализации какого-либо замысла, достижения определённой цели. На уровне хозяйствующих субъектов – предприятий и учреждений – планы являются основным инструментом планирования. Подавляющее большинство планов такого уровня носит директивный (то есть обязательный для исполнения) характер.

В зависимости от классификационного признака планы группируются следующим образом: 
1. По уровню управления: 
- корпоративные 
- отдельных предприятий 
- подразделений и отделов предприятия 
- производственных участков, звеньев, групп исполнителей 
2. По временному признаку: 
- долгосрочные (перспективные) (от 5 до 10-15 лет), 
- среднесрочные (до 5 лет), 
- годовые, 
- оперативные (на квартал, месяц).

3. По типу (содержанию  плановых решений): 
- стратегические (цель – обеспечить долгосрочное выживание и развитие предприятия на основе адаптации к деловой среде с учётом её прогнозируемых изменений)

- тактические (цель – создать условия для реализации стратегии в среднесрочной и краткосрочной перспективе) 
- оперативно-календарные (цель - обеспечить ежедневную стабильную работу предприятия по реализации тактических планов).

4. По сфере планирования: 
- производственные 
- маркетинговые 
- финансовые 
- планы материального снабжения и запасов 
- кадровые (трудовые) 
- инновационные

- инвестиционные 
- бизнес-планы

- планы социального развития

Организация планирования на любом предприятии, помимо определения форм планирования и создания системы планов, включает также обоснование:

- последовательности  процесса планирования;

- системы  плановой документации и информационно-методической  базы;

- участников  процесса планирования, их функций  и ответственности.

Вся плановая деятельность делится на 3 этапа:

1. Непосредственно  процесс планирования, то есть  принятие решений о будущих  целях организации и способах  их достижения. Его результатом  является система планов.

2. Деятельность  по осуществлению плановых решений, результатом которой являются  реальные показатели деятельности  организации.

3. Контроль  результатов. На этом этапе полученные  результаты сравниваются с плановыми  показателями, создаются возможности  для корректировки деятельности  предприятия в нужном направлении. Этот этап очень важен, поскольку  он позволяет определить эффективность  планирования в организации.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

1. Анализ и оценка внешней  и внутренней среды организации. Он включает:

- определение  главных компонентов организационной  среды;

- выделение  компонентов, которые действительно  имеют значение для организации;

- сбор  и мониторинг информации об  этих компонентах;

- составление  прогнозов будущего состояния  среды;

- оценка  реального положения фирмы.

2. Определение стратегических ориентиров – видения, миссии, комплекса целей. Иногда этот этап предшествует анализу среды.

3. Стратегический анализ и определение  стратегических альтернатив. На этом этапе:

- сравниваются  цели (желаемые показатели) и ограничивающие  факторы внешней и внутренней  среды (реальные возможности);

- определяются  разрывы между ними;

- формируются  различные варианты стратегии.

4. Выбор стратегии из нескольких альтернативных и её проработка.

5. Подготовка окончательного стратегического  плана

6. Среднесрочное планирование

7. Краткосрочное планирование на основе стратегических и среднесрочных планов - составляются годовые и оперативные планы.

8. Реализация  планов

9. Контроль  результатов

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее, определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

- что  удалось сделать фирме по организации  своих планов;

- каков  разрыв между плановыми показателями  и фактическим выполнением.

 В целом процесс планирования  представляет собой замкнутый  цикл с прямой (от разработки стратегии до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

    1. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

     Разработка  планов  позволяет легче преодолеть препятствия, связанные с такими внешними и внутренними факторами, характерными для современного экономического состояния России, как:

 нестабильность;

дефицит и ограниченность средств и ресурсов;

 инфляция;

усложнение условий функционирования;

 наличие социальных  проблем;

 ужесточение экологических  требований и изменение экологической  обстановки;

появление новых проблем потребительского рынка;

 рост требований к  качеству продукции (работ, услуг).

 Если эти факторы  подробно не анализировать при  разработке планов, то это приводит  к таким негативным результатам, как:

- снижение доходов и  прибылей участников;

- превышение установленных  стоимости, продолжительности и  сроков завершения проекта над  установленными показателями;

Информация о работе Совершенствование организации планирования