Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация
Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160
В отрасли единицей классификации выступает понятие «заведение» - статистическая единица наблюдения и классификации, используемая для оценки количественного вклада каждой институциональной единицы в валовой внутренний продукт страны.
В случае классификации по секторам выделяют такую экономическую единицу, как «предприятие» (по российскому законодательству «организация»), которое выполняет одну или более функций в изготовлении и сбыте товаров и услуг. В результате, выделение в экономической ситуации отраслей дает абстрактную, статичную (на конкретную дату, для конкретного места) картину экономического мира, необходимую для статистического наблюдения экономических событий и явлений, в частности, для оценки стоимостных компонентов валового внутреннего продукта и конечных расходов конечными потребителями товаров и услуг.
Деление экономики страны на сектора позволяет получить реально ощутимую информацию о протекающих в любой момент времени и в любом месте экономических процессах, о деятельности институциональных единиц, об осуществляемых ими экономических операциях. Именно вторая группировка институциональных единиц позволяет понять, как устроен инновационно-инвестиционный рынок и как действует рыночный механизм, ибо она характеризует поведенческие отношения между его субъектами.
Таким образом, процесс государственного регулирования инновационной деятельности есть процесс взаимовыгодного соединения и взаимодействия всех институциональных единиц рынка нововведений. При этом не следует забывать о влиянии на рыночные отношения механизма саморегуляции рынка. В связи с этим, говоря о государственном экономическом регулировании инновационного предпринимательства, следует отметить, что, поддерживая уже организованную конкуренцией и рынком деятельность субъектов инновационной сферы, государство не может не считаться с наличием механизма саморегуляции. То есть, вмешательство государства в организацию инновационного предпринимательства должно быть строго дозированным в рамках определенных целей и задач и не должно сводиться к реализации функций непосредственного координатора уже существующего рыночного процесса. С другой стороны, «невидимая рука» рынка (по терминологии А. Смита) может привести к полному фиаско субъектов инновационной сферы, если государство будет пассивно наблюдать за происходящими явлениями и процессами на рынке инноваций. Здесь нужна активная позиция государства, - ее экономическая политика должна быть соориентирована на всемерное развитие этой сферы экономики.
Инструменты реализации форм и методов экономического воздействия государственных органов управления на процессы в инновационной сфере самые разнообразные. Рассмотрим их применительно к малому предпринимательству.
Целью институциональной системы государственного регулирования инновационной деятельности малых предприятий, в соответствии с методологией институциональной экономики, является развитие инновационного предпринимательства на основе формирования общероссийской инфраструктуры развития и поддержки инновационной деятельности, а также институционального обеспечения инновационных процессов. Для этого должен быть разработан эффективный механизм реализации экономической политики государства в инновационной сфере малого бизнеса. Эффективность означает, что управление нацелено на использование синергического эффекта от взаимодействия элементов трехзвенной вертикально-интегрированной системы поддержки малого предпринимательства, включающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, имеет четкую организацию и технологию принятия решений, созданы и институированы управленческие звенья, образованы «вертикали» и «горизонтали» по принятию и исполнению управленческих решений, разработаны нормы, внутренние стандарты и другая нормативная документация для управления и т. д. На всех уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном) обеспечено согласование интересов государства и малых предприятий. При этом должны обеспечиваться следующие условия.
На федеральном уровне система государственного регулирования инновационной деятельности малых предприятий должна быть ориентирована на формирование целей, приоритетов, принципов реализации механизма поддержки инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства. Финансовые средства из федерального бюджета должны рационально и эффективно направляться на создание правового поля и общих благоприятных условий для инновационной деятельности, разработку государственных механизмов поддержки, проведение маркетинговых и социологических исследований в масштабах страны, формирование и развитие единого информационного пространства инновационного предпринимательства, создание недостающих элементов федеральной и региональной инфраструктуры содействия инновационной деятельности в малом бизнесе.
Для выработки основных направлений региональной инновационной политики и определения приоритетов в её реализации следует принять к осуществлению принцип дифференцированного подхода и адресности мер государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве применительно к различным типам регионов и муниципальных образований, существенно отличающихся по уровню развития малого предпринимательства, степени развитости системы его поддержки.
Наибольшая эффективность
На муниципальном уровне также как и на региональном следует применить принцип дифференцированного подхода и адресности мер к использованию средств системы государственного регулирования инновационной деятельности малых предприятий.
Система государственного регулирования инновационной деятельности малых предприятий включает в себя различные формы взаимодействия между федеральной и региональной властью, так же как между правительством на различном уровне и органами частного сектора (рисунок 4).
Ключевой фактор в этих отношениях - создание механизмов реализации государственной инновационной политики в малом предпринимательстве.
Государственная инновационная политика предусматривает использование следующих государственных механизмов управления, регулирования и содействия:
-
ресурсное обеспечение
-
создание среды, как составной
части национальной
Рисунок 5 - Направления государственной политики в области
развития науки и технологии
Вторая составляющая государственной инновационной политики играет на сегодняшний день решающую роль.
Реализация государством в сфере
малого предпринимательства своей
инновационной политики будет содействовать
распространению в ней организа
В свою очередь, с помощью создаваемых организационных структур становится возможным (наряду с созданием благоприятной экономической и правовой среды и совершенствованием механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок) формирование национальной инновационной системы. Под нею понимается совокупность организаций частного и государственного сектора, которые во взаимодействии с друг другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом – в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении [52].
Рассмотрим проблемы формирования
институциональной системы госу
1 Под маркетинговыми инновациями понимается освоение новых рынков сбыта или развитие новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства. Организационные инновации – это внедрение новых методов и стандартов управления, изменение структур управления, реализация новых или усовершенствованных стратегий компании. Финансовые инновации – это реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов или новых методов их использования.