Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация
Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160
-
разработать и реализовать
- подготовить предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению, иных льгот и преференций, а также об использовании средств всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных фондов для участия в финансировании мероприятий по поддержке инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства;
- координировать деятельность
организаций инфраструктуры
Таким образом, теория кластеров связывает теорию сети взаимоотношений и конкуренцию. Научно-технологический кластер «Региональная институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве» - это форма сети, наблюдающейся в пределах географического региона, в которой близкое расположение малых предприятий и организаций обеспечивает наличие определенных форм общности и повышает частоту и силу взаимодействия. Хорошо функционирующие кластеры выходят за пределы иерархических сетей и превращаются в решетки многочисленных перекрывающихся и подвижных взаимосвязей между индивидуалами, малыми предприятиями и организациями, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Эти взаимосвязи существуют на постоянной основе, постепенно смещаются, а часто расширяются в родственные отрасли. Наблюдаются как «сильные связи», так и «слабые связи». Успешное совершенствование кластера зависит от внимания, уделяемого построению взаимодействий, что является важной характеристикой инициатив, направленных на развитие кластера.
Рассматривая кластер как систему взаимоотношений, можно сделать вывод о том, что формирование кластера происходит с помощью потоков, связей, которые обусловлены деятельностью предприятий и организаций, входящих в кластер. Эти связи должны быть доступны всем участникам процесса взаимодействия. Информация о происходящих действиях внутри сложившейся системы должна быть доступной каждому. В связи с этим следует выделить несколько принципов, по которым могут формироваться научно-технологические кластеры [54]:
- принцип относительной замкнутости. Наряду с потоками, проходящими внутри кластера, с систему могут вливаться ресурсы из внешней среды для эффективной реализации проектов внутри кластера;
- принцип постоянных потребностей. Предприятие, входящее в кластер имеет постоянную потребность в некотором ресурсе на протяжении всего цикла своего существования;
- принцип обеспеченности ресурсами. Входящие в кластер предприятия, предоставляющие ресурсы способны удовлетворить спрос на эти ресурсы внутри кластера;
- принцип взаимовыгодных отношений. Ресурсы внутри кластера для участников поставляются по льготным условиям, на основе специализированных способов расчетов;
- принцип информированности. Обеспечивается информационная поддержка проектов внутри кластера. Информация о происходящих изменениях в производстве, различных инновационных процессах должна быть доступна участникам кластера;
- принцип общности хозяйствования. Доступность средств производства, необходимых для реализации сложных проектов, а так же гарантийные услуги финансовых структур внутри кластера для обеспечения основными и оборотными средствами предприятий участников, к примеру, поддержка лизинговых операций.
Все эти принципы позволяют предприятиям объединяться в единую систему называемую кластер. Между предприятиями с налаженными отношениями легко формируются информационные, денежные и другие потоки. Интенсивность использования эти потоков говорит о силе связей внутри кластера. Наличие такого рода взаимосвязей является обязательной характеристикой научно-технического кластера.
Научно-технологические кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев включают (рисунок 9):
- малые предприятия
по производству товаров и
услуг, в том числе инновационн
- поставщиков
- финансовые институты;
- фирмы в сопутствующих
- каналы сбыта;
- производителей побочных
- специализированных
- правительственные и другие государственные организации и учреждения,
- организации, обеспечивающие
- торговые ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера.
Рисунок 9 - Кластер «Региональная институциональная система
государственной поддержки
в малом предпринимательстве»
Осуществляя свою деятельность внутри кластера, ее участники обязаны соблюдать определенные правила поведения. Эти правила помогают удерживать обретенные преимущества внутри кластера, делать их доступными всем участникам системы взаимоотношений. Следует сформулировать несколько основополагающих принципов регулирующих отношения внутри кластера [54]:
- принцип взаимодополняемости, - цепь отношений, построенная внутри кластера, должна способствовать достижению кратчайшего срока изготовления и наименьшей себестоимости продукции и услуг предприятий, входящих в кластер;
- принцип сдержанной конкуренции, - предприятия одной отрасли, входящие в один кластер, не должны входить в конфронтацию, а осуществлять взаимовыгодное сотрудничество, удовлетворяя потребности внутри кластера, а также поступающие в кластер извне запросы;
- принцип доступности, - кластер должен поддерживать развитие инновационной сферы малого предпринимательства путем привлечения новых идей для реализации внутренних проектов, путем привлечения новых партнеров предлагающих более эффективное решение внутренних задач;
- принцип всесторонних связей, организации, входящие в кластер не только должны заботиться о собственном развитии, осуществляя поиск более выгодных партнеров, но и поддерживать горизонтальные связи внутри кластера. Осуществлять поддержку проектов направленных на развитие кластера в целом;
- принцип соответствия. Деятельность участников кластера должна соответствовать направлениям государственной поддержки малого предпринимательства.
Интегрирующую и координирующую функцию кластера должна выполнять стержневая организация. Стержневой может быть организация, целью которой является реализации государственной политики развития и поддержки инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства на региональном уровне. Эту роль на себя могут взять, например, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, агентства по развитию предпринимательства, деловые и сервисные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, а также иные организации, основной целью деятельности которых является развитие и поддержка инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства.
Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства – это некоммерческая организация, созданная по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти, ответственными за проведение единой государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, аккумулирующая финансовые средства, в том числе на возвратной и безвозвратной основе, и использующая их для финансирования программ, проектов и мероприятий, имеющих целью поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в том числе в инновационной сфере, а также оказывающая помощь субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной основе или льготных условиях.
Агентство по развитию предпринимательства - организация, созданная для оказания консультационно - информационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе консультирования по вопросам юриспруденции, бухучета, финансового менеджмента, маркетинга, оформления необходимой финансовой и правовой документации, помощи в составлении бизнес-планов, разработке и сопровождении инвестиционных проектов, обучения предпринимателей и повышения их квалификации.
Технопарк - организация, осуществляющая научно-технологическую, опытно-конструкторскую, производственную и коммерческую деятельность в целях создания, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства посредством освоения ими научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий. Технопарки могут создаваться в форме объединений научных организаций, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений и субъектов малого и среднего предпринимательства и иных заинтересованных организаций,
Бизнес-инкубатор - организация, либо структурное подразделение других объектов инфраструктуры, осуществляющие на находящейся в их ведении территории производственную и коммерческую деятельность, включая предоставление организационных, юридических, информационно-консалтинговых и финансово-учетных услуг, в целях развития и поддержки субъектов малого предпринимательства, с момента государственной регистрации которых прошло не более двух лет, и создания новых субъектов малого предпринимательства.
Стержневая организация решает все стратегические и оперативные задачи управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов в кластере. В широком смысле стержневая организация должна заниматься менеджментом, ориентированным на изменения, основополагающим принципом которого является принцип рыночной ориентации, то есть маркетинг–менеджментом. В этой связи практическая реализация изложенных в первых главах положений маркетинг–менеджмента смещает акценты в принимаемых решениях с сугубо производства, поскольку инновационные решения не являются рутинными, а предполагают наличие широкого понимания проблем инновационной деятельности в малом предпринимательстве. А инновационность является одним из начальных условий не собственно роста в понимании Акоффа, а развития.
В рамках маркетинг–менеджмента, ориентированного на изменения, стержневая организация для успешного осуществления инновационных проектов и программ в малом предпринимательстве может воспользоваться двумя альтернативами.
1. Малые предприятия сами
2. Взаимодействуя, малые и средние предприятия сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперация, как тип поведения, может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация малых и средних предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях.
Успех маркетинг–менеджмента стержневой организации решающим образом зависит от того, удастся ли ей наряду с осуществлением, управлением и контролем инновационного замысла создать стимулирующие внутренние и внешние рамочные условия функционирования кластера. Их элементами являются ценности–декларации: позиция, поведение руководителей (высшего) уровня; кадровая политика; организация; информация и коммуникация; финансирование.
Создание стержневой организацией внутри кластера организационного климата, в котором могут зарождаться и осуществляться новые идеи, намного важнее пунктуального вмешательства в инновационный процесс. Благоприятная для инноваций среда должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения на рынок новой продукции. Именно поле напряженности «генерация – реализация идей» порождает разнобой в требованиях к организационной области. Общей для всех инновационных процессов организационной формы не существует. Той или иной фазе инновационного процесса должен соответствовать определенный подбор организационных условий, содержащихся в ценностях–декларациях и ценностях–процедурах организационного восприятия участников кластера.
Содействовать развитию инновационных способностей малого предприятия может другая составляющая организационного восприятия – организационная культура, которая поощряет инновационное поведение, придавая большое значение таким ценностям, как новаторство и творчество или терпимое отношение к неизбежным неудачам. Признаками организационной культуры, благоприятной для инновационной деятельности, являются наличие систем стимулирования, открытых коммуникационных сетей, поощрение командной работы. В этой связи необходимо ясное понимание того, что благоприятный для инноваций организационный климат не создается по распоряжению сверху, для этого требуется целенаправленное поведение, которого придерживается сам предприниматель и которое обеспечивается соответствующим применением ресурсов, способных определенным образом формировать организационную культуру.