Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация

Краткое описание

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160

Вложенные файлы: 8 файлов

введение.doc

— 185.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

фед3.doc

— 611.50 Кб (Скачать файл)

Потенциал знаний в форме технологического трансфера и консультаций также относится к внешним рамочным условиям функционирования кластера. Существует несколько форм трансферных услуг. Например, выдача и получение заказов по линии самостоятельных и независимых научно-исследовательских организаций, институтов при университетах и т.п.; коллективные исследования и научно- исследовательская кооперация; использование технологических банков данных и услуг государственных консультационных учреждений и т.д.

Инновации являются результатом творческой предпринимательской  деятельности, в которой обычно участвуют  многие организации и предприятия кластера и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами. Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах – между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.

Первая фаза: стратегия кластера и инновации. Стратегические решения по инновационной  деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии кластера и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях малых предприятий. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения: выбор рынка или рыночного сегмента; утверждение применяемой технологии; выбор товаров и услуг, которые должны производиться на малом предприятии; решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте; установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

Но в данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике малого предпринимательства возможно и прямо противоположное, то есть инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.

Вторая фаза: поиски идей и их оценка. В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска: разработка новых идей (генерирование идей); критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений; поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технологического опыта и знания, приобретение лицензий).

Третья фаза: продуктовое решение. В этой фазе малое предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу развития кластера и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования со стороны стержневой организации, которое охватывает:  постановку целей и задач по данному продукту; составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;  планирование производства для предприятия в целом; планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

Подобное  планирование содержит в себе все  важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

Четвертая фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер. В сфере  научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то, как правило, все ограничивается разработками; исследования в собственном смысле отходят здесь на задний план. Исходя из целевых установок, эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. Выбор способа определяется в процессе окончательного уточнения принципиального решения по новому товару или новой услуге; конструктивной разработке изделия вплоть до создания прототипа; проектирования и подготовки производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии. Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых и средних предприятий требует целенаправленного использования всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера.

Пятая фаза: освоение производства. Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. Для маркетинг–менеджмента стержневой организации в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

Шестая фаза: внедрение на рынок. Инновационный  процесс завершается внедрением новинки на рынок. Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией. Рыночное тестирование по объективным причинам проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на «теоретические» суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса. И здесь опять–таки, сущность ценностей, включенных в организационное восприятие играет определяющую роль.

Однако практическая реализация предлагаемой схемы формирования научно-технологического кластера «Региональная институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве» затруднена следующими обстоятельствами.

Прежде всего, это касается нормативного правового обеспечения. Если существующее законодательство достаточно четко регламентирует вопросы формирования единой государственной научно-технической политики, то применительно к малому предпринимательству законодательная база не достаточно проработана. Необходимо, исходя из организационно-правовой формы кластера, сформировать нормативно-правовую базу, регламентирующую инновационную деятельность, а также разработать эффективные механизмы привлечения денежных средств в коммерциализируемую наукоемкую продукцию с учетом специфики малого предпринимательства. Организационно-правовая форма кластера может быть любой, например, в виде простого товарищества, правоотношения участников которого регулируются нормами главы 55 Гражданского кодекса Российской Федерации. Другой серьезной проблемой является отсутствие эффективных механизмов инвестирования в наукоемкую продукцию, неразвитость венчурного инвестирования.

Основные направления деятельности кластера «Региональная институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве» должны реализовываться в рамках специально разработанной программы, обеспечивающей безусловный приоритет развитию тех направлений, которые смогут обеспечить быстрое развитие конкурентоспособных производств. Предлагается следующий алгоритм создания кластера в регионе.

1. Определение стратегических целей на основе анализа экономической ситуации в регионе.

2. Определение сценариев развития кластера в рамках приоритетных направлений научно-технологического и промышленного развития региона.

3. Оценка имеющихся  ресурсов для этого, включая возможные меры государственной поддержки научно-технологического кластера «Региональная институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве».

4. Определение  уровня конкурентоспособности кластера и предполагаемой к выпуску продукции, нижним пределом для чего является уровень существующей родственной продукции в экономике региона.

5. Определение  структуры кластера на основе  анализа состояния инфраструктуры инновационной деятельности и перспектив ее развития в регионе.

При реализации предлагаемого  алгоритма оценка научно-технических  и социально-экономических показателей инновационного развития региона позволяет сформулировать или описать имеющиеся проблемы, определить стратегические подходы к выработке концепции развития кластера. Если кластер формируется на базе не одного, а нескольких муниципальных образований, то не мало важным является выявление возможностей возникновения конфликтных ситуаций между администрацией города, научными и промышленными предприятиями, предпринимательскими структурами. Этим вопросам должно быть уделено особое  внимание, так как пренебрежение ими может свести на нет все усилия по созданию кластера. Именно поэтому опираться при решении данной проблемы необходимо на изложенные выше принципы исследования взаимодействий в теории маркетинг–менеджмента.

 

3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов

      инновационной деятельности в  малом предпринимательстве 

      на основе развития трансферта технологий

 

Одной из наиболее острых проблем  реализации механизма государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве инновационного процесса является передача (трансферт) технологий, разработанных в университетах и научно-исследовательских организациях, в сферу малого предпринимательства. Этот процесс, называемый за рубежом спин-офф, получил довольно широкое распространение.

Спин-офф - это процесс, направленный на расширение области действия и применения той технологии, которая на практике уже доказала свою эффективность. В США интерес к процессу спин-офф возрос после принятия в 1986 году Закона об изменениях в системе патентования и регистрации товарных знаков для некоммерческих организаций и предприятий с численностью работников менее 500 человек. По этому закону университеты могли контролировать коммерциализацию новых технологий, созданных в их стенах, при условии передачи не менее 15% доходов разработчикам технологий. До принятия закона университеты и научно-исследовательские организации после продажи лицензий практически не могли влиять на их использование [97, с. 32].

Трансферт технологий может осуществляться различными способами. Наиболее распространенные из них следующие.

Во-первых, передача лицензий. Передача лицензий является наиболее распространенным способом коммерческого трансферта технологий и осуществляется в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования лицензии и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. Очень часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые технологии промежуточного поколения. Лицензируемая технология является товаром лишь в том случае, когда она надлежащим образом оформлена комплектом технологической документации, воспроизводима с заданным уровнем выхода годных изделий и сертифицирована. 

Во-вторых, передача ноу-хау. Ноу-хау - совокупность знаний и навыков, относящихся к применению промышленной технологии или процесса, связано с секретами производства, носит конфиденциальный характер, является экономическим достоянием, пригодным для эксплуатации. Сделка по передаче ноу-хау - предоставление беспатентной лицензии. Основные отличия передачи ноу-хау заключаются в следующем:

- большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;

- необратимый характер передачи ноу-хау;

- постоянно присутствующий временной фактор;

- неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау (быстрое развитие технологии делает общедоступным ноу-хау, являвшееся секретным).

В-третьих, передаваться могут имущественные права, товарные знаки и торговые марки, программные продукты и пр.

Предлагается следующая схема  передачи технологий в рамках кластера «Региональная институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве».

Для осуществления трансферта технологий должна быть создана компания, занимающаяся этой проблемой. Это  может быть самостоятельное предприятие, основанное на венчурном капитале. В процессе участвуют четыре основных действующих лица (рисунок 10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

литература.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение 1.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве