Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация

Краткое описание

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160

Вложенные файлы: 8 файлов

введение.doc

— 185.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

фед3.doc

— 611.50 Кб (Скачать файл)

- в области стандартизации и  сертификации, где предусматривается  развитие систем стандартов и  добровольной сертификации, стимулирующих  активизацию инновационной деятельности в  малом предпринимательстве;

- в кредитно-финансовой  и инвестиционной областях, где  предусматривается развитие рынков долгосрочного заимствования капитала, в том числе фондовых рынков и лизинга, институтов кредитования малых инновационных предприятий и структур страхования их финансовых рисков, гармонизированных с международными требованиями, а также поощрение финансирования технологической инновационной деятельности из внебюджетных источников - средств частных инвесторов, стратегических партнеров и собственных средств хозяйствующих субъектов. Кроме того, предусматривается создание системы налоговых и юридических инструментов стимулирования венчурного финансирования и решение вопроса участия пенсионных фондов и страховых компаний в венчурных фондах.

Разработка законодательных и  нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, должна вестись следующим образом.

Законодательные документы, обеспечивающие вопросы правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, относятся к числу важнейших. Только на их основе может сложиться основа инновационного предпринимательства, более того, только они могут обеспечить возможность рыночного использования инноваций и являются необходимым условием защиты производителя научной продукции в условиях конкурентной среды. Важно отметить, что для реализации адресности предоставляемых льгот для инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства в законодательстве должно найти отражение определение инновационной деятельности в малом предпринимательстве, понятие малого инновационного предпринимательства как объекта приложения государственных стабилизирующих мероприятий. Причем, необходимо выделить малое инновационное предприятие, как из совокупности всех субъектов малого предпринимательства, так и из состава научно-технической сферы, существующей в рамках традиционных организационных форм.

Блок 2. Развитие механизмов финансово-инвестиционной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве.

Развитие институтов финансовой поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве предполагает следующее. В отличие от крупных и средних организаций научно-технической сферы, которые в большинстве своем находятся под непосредственным управлением федерального центра, субъекты малого предпринимательства находятся в пределах компетенции региональных органов власти. При выборе своих целей и приоритетов эти организации в значительно большей степени ориентированы на решение проблем региона. Соответственно, в решении вопросов развития малого инновационного предпринимательства значительная роль отводится регионам. Для успешного развития экономики регионов, повышения технического уровня производства на предприятиях всех отраслей экономики, для расширения ассортимента выпускаемых местными производителями товаров необходимо в большей степени использовать преимущества малого инновационного предпринимательства. Инструментами такой региональной политики могут стать: региональный заказ на проведение научно-технических работ, система региональных льгот, стимулирующая развитие инновационной деятельности в малом предпринимательстве, перераспределение средств федерального бюджета, поступающих для развития научно-технической сферы. Кроме того, следует предусмотреть возможность использования бюджетных средств в качестве катализатора для привлечения средств российских и зарубежных частных (в том числе венчурных) инвесторов для финансирования опытных работ и развертывания производства продукции с большой наукоемкостью и добавочной стоимостью. Не менее важным представляется создание коммуникативных площадок для обеспечения взаимодействия и координации действий инвесторов, разработчиков и потребителей продукции научно-технологического назначения.

Блок 3. Развитие организационных и  мотивационных механизмов поддержки в целях формирования производственно-технологической инфраструктуры поддержки инновационной деятельности  в малом предпринимательстве. Рассматриваемый механизм является одним из инструментов формирования национальной инновационной системы – ядра политики государства в области развития науки и технологий.

При развитии инфраструктуры инновационной  деятельности необходимо учесть следующее. С развитием малого предпринимательства, укреплением его позиций на рынке научно-технических услуг, с одной стороны, и стагнацией и упадком деятельности в крупных НИИ и КБ, с другой, малые предприятия ищут новые формы инновационной деятельности. Закономерным результатом  таких поисков становится формирование производственно-технологической инфраструктуры поддержки инновационной деятельности  в малом предпринимательстве, включающей в себя: инжиниринговые центры, центры коллективного пользования, консалтинга, субконтрактинга, технологические бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы и т.п. Создаваемая инфраструктура обеспечивает эффективную деятельность, снижение рисков малых предприятий научно-технической сферы и повышение стабильности создаваемых региональных кластеров.

Функции возникающих организаций  инфраструктуры во многом сходны с теми, что выполняли по отношению к малым предприятиям крупные научно-исследовательские организации, когда малые предприятия организовывались при действующих НИИ и КБ. Отличие состоит в том, что производственно-технологическая инфраструктура поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве обслуживает самостоятельные юридические лица, каждое из которых самостоятельно ищет заказчиков и несет материальную ответственность за получение результатов. Деятельность инновационных центров и тому подобных фирм должна существенным образом повысить эффективность использования преимуществ малого инновационного предпринимательства в пределах отдельного региона, что обеспечит успешное развитие малого инновационного предпринимательства в стране в целом.

Блок 4. Развитие информационных механизмов поддержки, совершенствование статистической базы и организация регионального мониторинга развития инновационной деятельности в малом предпринимательстве. Цель формирования подобного механизма - создание современной информационной инфраструктуры, способствующей распространению знаний и технологий среди субъектов инновационной деятельности, а также пропаганда во всех средствах массовой информации важности и значимости инновационной деятельности.

Совершенствование информационной базы необходимо по следующим причинам. Деятельность по управлению научно-технической сферой базируется на объективной информации, отражающей состояние и тенденции ее развития. Для информационного обеспечения процессов управления научно-технической сферой существует государственная статистическая отчетность, включающая в себя определенную систему статистических показателей, использование которых позволяет в той или иной мере говорить об уровне развития научно-технической сферы, сравнивать научно-техническое развитие разных регионов, проводить международные сопоставления. Действующая отчетность, в основном, распространяется на крупные и средние предприятия научно-технической сферы. Деятельность малого предпринимательства учитывается на основе выборки. При этом отраслевая направленность того или иного субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с уставом предприятия.

Информация  о малом предпринимательстве  позволяет говорить о распространенности среди них инновационных процессов только исходя из отраслевого деления организаций, выделения организаций, основной вид деятельности которых связан с исследованиями и разработками. Информацию об инновационной активности малых предприятий промышленности можно почерпнуть из материалов специального обследования малых предприятий этой отрасли. Инновационная активность малых предприятий других отраслей практически не поддается оценке на базе действующей системы статистических показателей.

Для корректного  выделения из всей совокупности субъектов малого предпринимательства именно малого инновационного предпринимательства, необходимо, чтобы система индикаторов включала в себя основные параметры, отличающие инновационность предприятия независимо от вида деятельности, отрасли экономики, формы собственности. Важно получить информацию, дающую ответ на следующие вопросы:

- занимается  ли предприятие разработкой и  продвижением на рынках новых  продуктов и технологий;

- какова  доля в общей сумме затрат  на производство продукции затрат  на исследования и разработки, направленные на создание новых конкурентоспособных видов продукции и услуг;

- какова  доля инновационной продукции  в формировании основных финансовых  индикаторов деятельности предприятия;

- какова  доля инвестиций в обновление  производства, структура формирования инвестиций (собственные средства, кредиты банка, государственные ассигнования);

- какова  структура основных фондов (наличие  научного, испытательного, лабораторного оборудования в составе основных средств предприятия);

-  каков  качественный состав кадров, наличие высококвалифицированных кадров, в том числе докторов и кандидатов наук в составе работников предприятия;

- велик ли  уровень риска, связанного с  осуществлением инновационных проектов.

Разработка  системы статистических наблюдений, отражающих изменение в уровне этих показателей, покажет степень распространенности инновационных предприятий, определит, в какой мере экономика России соответствует инновационному типу.

Организация регионального мониторинга развития инновационной деятельности в малом предпринимательстве важна по следующим причинам. Деятельность малого инновационного предпринимательства в большей мере находится в компетенции региональных органов власти. Соответственно, именно они в максимальной степени заинтересованы в объективной и достоверной информации, отражающей ее состояние и основные тенденции развития. Для выполнения задач региональной научно-технической политики по расширению деятельности малого инновационного предпринимательства необходима не только одноразовая акция по сбору необходимой информации, но и действенная система мониторинга, обеспечивающая возможность прогностических оценок.

Мониторинг  направлен на выявление критических  точек и конкурентных преимуществ малого предпринимательства конкретного региона. Состав показателей и периодичность актуализации баз данных диктуется задачами стратегического и оперативного управления развитием научно-технологического потенциала региона. Важность проведения мониторингового обследования малых инновационных предприятий обусловлена динамичностью их развития, быстрой реакцией как на управляющие воздействия, так и на изменения на рынке.

Блок 5. Развитие механизмов поддержки в сфере  образования в целях организации  региональной системы подготовки кадров для инновационной сферы малого предпринимательства.

Организация региональной системы подготовки кадров для малого инновационного предпринимательства важна по следующим причинам. При переходе к новому способу хозяйствования, при замене «управленческого» типа экономики на инновационный, необходимы специалисты, обладающие обширными знаниями в области современного менеджмента. Предприятиям и организациям всех форм собственности необходимы специалисты, способные за относительно короткий срок создать систему управления, обеспечивающую высокую эффективность и конкурентоспособность инноваций.

Научно-технологический  потенциал региона в значительной степени обеспечивается количественной и качественной стороной деятельности организаций системы высшего образования. Высшая школа представляет основу научно-технологического потенциала региона, значительную часть интеллектуальных ресурсов города. Это определяет ее особую роль, высокую ответственность за системное научное обеспечение социально-экономического и научно-технологического развития регионов в соответствии с общемировыми тенденциями динамичных изменений в экономике, производстве, социальной сфере.

В соответствии с потребностями региона в  развитии малого инновационного предпринимательства вузы должны обеспечить подготовку специалистов-менеджеров, ориентированных на инновационный тип экономики, специалистов в инновационном менеджменте.

Блок 6. Механизмы  развития взаимодействия между участниками  инновационного процесса в малом предпринимательстве. И этот блок является наиважнейшим в механизме государственной поддержки как механизме взаимодействия.

Для того, чтобы субъекты рыночных отношений активно подключались к инновационной деятельности в  малом предпринимательстве, необходимо развитие коммуникативных связей между  ними. Для этого широко использовались и используются сейчас традиционные маркетинговые инструменты, предусматривающие сегментацию рынка и позиционирование потребителей. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для развития важнейших направлений взаимодействия этого подхода недостаточно. На сегодняшний день произошли важные изменения, которые сделали маркетинг, основывающийся на сегментации рынка, не только неуместным, но и потенциально разрушительным для ведения бизнеса. В частности, более изощренными (в своих потребностях) и осведомленными стали покупатели. Произошли значительные изменения в технологиях. Имело место повсеместное резкое увеличение конкурирующих продавцов и товаров.

Ожидания покупателей  увеличиваются, и конкуренты, часто  используя новые технологии в  своем коммуникативном процессе, как внутри предприятия, так и непосредственно с покупателями, готовы не только удовлетворить растущие ожидания последних, но и разделить с ними процесс разработки еще более высоких стандартов производительности и потребительской ценности. Итак, цикл повторяется: покупатели требуют большего и получают его.

Перед предпринимателями  в малом бизнесе стоит дилемма: либо осваивать грядущие технологические нововведения и осуществлять их быстрее и лучше конкурентов, делая это вновь и вновь, либо признать тот факт, что правила конкуренции навсегда переменились. Источником устойчивого роста должен стать стратегический потенциал, а не применение новых технологий до тех пор, пока у инженеров не кончатся идеи. Предприниматель вместо попыток принять участие в классической процедуре разработки «стратегии», которая зачастую в действительности препятствует применению технологий, обладающих стратегическим потенциалом, теперь имеет реальную возможность целенаправленно формировать бизнес. А именно:

- определять конкретный  комплекс мер и уровень ресурсов, отводимых на каждого покупателя, - каких покупателей малое предприятие будет вознаграждать и в каких вкладывать средства, от каких избавится, какими будет управлять, а к каким применять дисциплинарные взыскания;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

литература.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение 1.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве