Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.

Вложенные файлы: 1 файл

Karpova.doc

— 788.50 Кб (Скачать файл)

Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и многое другое.

На ОАО «Изумрудное» все больше внедряется современное высокоэффективное оборудование, но конечно пивзавод еще слабо оснащен высокотехнологическим инновационным оборудованием в связи с его дороговизной.

2) Состояние экономики. Менеджер должен также уметь оценивать то, как скажутся на операциях организации общие изменения состоянии экономики, так как оно может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое. 
То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни, и отрицательное влияние на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, считают состояние экономики особенно сложным и важным для себя фактором внешней среды.

В данный момент ситуация в России и в мире в целом довольно сложная, мировой кризис влияет на все стороны жизни. В том числе и на производства пива и безалкогольных напитков. Дорожает сырье, электроэнергия, потребители меньше покупают продукции, все это негативно сказывается на предприятии.

Одним из ключевых показателей анализа состояния экономики считается уровень инфляции. За рубежом инфляции более 1% считается высокой, у нас же даже инфляция 10% остается недостижима.  Инфляция, как известно, является одной из главных причин роста цен.

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам. В последние годы правительство и финансовые органы страны шли неизменным курсом на снижение этот ставки, дабы дать возможность предприятиям всех уровней кредитоваться и иметь возможность выплатить кредит без ущерба для себя. Снижение ставки Центробанка позволит предприятиям сэкономить денежные средства, высвобождаемы из-за разницы ставок, а также позволит организациям чаше прибегать к использованию банковского капитала при осуществлении собственных проектов.

Для пивзавода, как и для края в целом, стоит острая проблема привлечения инвестиций, но слабая инвестиционная привлекательность региона не способствует появлению инвесторов. И пока поставленные предприятием задачи помогают решить только его собственники, других пока нет.

Уровень    занятости    населения    определяет    возможность    привлечения потенциальных работников и степень конкуренции их на рынке труда. Так по данным    государственного    комитета    статистики    численность    экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет на ноябрь 2008 года составила 72,9 млн. человек, или 65,4% общей численности населения этого возраста. В их числе 67,1 млн. человек классифицировались как занятое население, 5,8 млн. человек – как безработные. Уровень безработицы составил 7,9%. По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце ноября 2008г. на учете в органах государственной службы  занятости  состояло   1,8  млн.  безработных,  в том  числе  в  Чеченской Республике - 364,5 тыс. человек. По сравнению с ноябрем 2007 года численность зарегистрированных безработных увеличилась на 274 тыс. человек, или на 17,5%. В общей  численности  безработных   1,4  млн.  человек  не  имели  опыта трудовой деятельности. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 1.4 млн. человек (33%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 1,2 млн. человек (28%) - лица,  которые  оставили  последнее  место работы  в  связи  с сокращением персонала. По сравнению с ноябрем 2007 года доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 1,4% .

Средний уровень безработицы  конкретно по Алтайскому краю ни ноябрь 2008 года составила 9,2% в городах (83,4 тыс. чел.) и 8,7% в сельской местности (62,5 тыс. чел.), при том количество безработных в городе Барнауле составляет 40,8 тыс. человек.

Таким образом, макроэкономические факторы за последние годы улучшились в нашей стране, что частично способствует развитию регионов, промышленности в них. На развитие ОАО «Изумрудное» изменение макроэкономических показателей сказывалось и сказывается позитивно.

3) Социально-культурные  факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое – влияют на организацию непосредственно.

Пиво и безалкогольные напитки являются жаждоутоляющим средство и обладают очень высоким спросом, особенно в летнее время. Поэтому продукция ОАО «Изумрудное» пользуется большой популярностью среди населения.

4) Политические факторы – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение.

Среди отрицательных факторов внешней среды можно отметить предвзятые действия налоговых органов и некоторых госчиновников, нерегулируемый рост на сырье и электроэнергию, усиление природоохранных мер, слабая поддержка государством промышленных предприятий и наукоёмких отраслей. К негативным факторам относится слабая инвестиционная привлекательность региона, в котором расположен пивзавод, как в прочем и отрасли, в которой он функционирует. А поиск инвестора для пивзавода является одной из приоритетных задач

5) Отношения с местным  населением. Имеет преобладающее значение местной общественности для организации. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации. Население относится с доверием к продукции ОАО «Изумрудное»  и охотно приобретает ее, чем иногороднюю продукцию. Качество продукции всегда остается на высоком уровне и не вызывает претензий потребителей.

 

2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия.

Явным лидером является Немецкий район, где находятся 3 завода, которые вместе производят более 345 тыс. дал в год, обеспечивая своей продукцией Славгородский, Немецкий, Бурлинский районы и г. Яровое. Немецкий, Славгородский, Бочкаревский пивзаводы, Пивная Артель также реализуют продукцию по районам Алтайского края и производят аналоги: Ирландский эль, Пражская крепость и др. Однако, как было сказано выше, перечисленные производители выпускают данную продукцию только в кегах на розлив.

Таблица 10 -  Характеристики основных конкурентов

Предприятия конкуренты

Qпр-ва, тыс. дал в год

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Немецкий пивзавод

345,0

Современная технология

Наличие крупных конкурентов

Слияние фирм

Укрупнение конкурентов

Славгородский пивзавод

186,0

Хорошая внутренняя организация

Текущие инвестиции

Бочкаревский пивзавод

350,0

Современная технология

«Пивная Артель»

750,0

Хорошая внутренняя организация


 

 

 

2.4.1 Оценка конкурентной  позиции предприятия, SWOT-анализ.

 

SWOT-анализ позволяет установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями.

Проведенный анализ позволит создать список указанных факторов, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования стратегии развития предприятия.

Сильные стороны организации:

а) в сфере маркетинга и сбыта:

1) наличие  конкурентоспособной  продукции;

2) расширение ассортимента  производимой продукции;

3) выпуск новых сортов  пива и безалкогольных напитков;

4) поддержание цены практически на всю номенклатуру продукции на уровне конкурентов или ниже;

5) соотношение «цена-качество»  соотносимо с конкурентами;

6) удачное географическое  месторасположение завода;

7) укрепление конкурентных  позиций на рынках сбыта;

8) создана широкая система скидок;

9) улучшающаяся конкурентная позиция на рынке;

б) в сфере материально-технического снабжения:

1) работа с крупными  поставщиками сырья;

2) возможность   получения   скидок   благодаря   хорошим   долгосрочным взаимоотношениям;

3)ОАО «Изумрудное» прекратил тратить на закупку сырья и материалов больше, чем можно, постоянно ведёт переговоры по снижению цен;

5) удобные подъездные маршруты;

в) в сфере производства:

1) установка     новых     производственных     линий     по розливу безалкогольных напитков;

2) намечена    реализация    долгосрочных    программ    по   техническому перевооружению завода:

г)  в сфере кадровой политики предприятия:

1) значительный опыт работы руководящего состава предприятия в данной отрасли;

2) повышение предприятием мер социальной ответственности перед своим персоналом (стабильная и своевременная выплата заработной платы, бесплатное медицинское обслуживание, питание, соцпакет);

3)наличие   мотивационных   механизмов   направленных   на   увеличение показателей производительности труда и качества продукции;

4) наличие высококвалифицированных  и опытных рабочих;

д) в сфере затрат и финансов:

1) вложение  значительных  денежных  средств  в  развитие  предприятия собственников,   из-за  заинтересованности   в  развитии  данного   вида бизнеса;

2) поиск   рационализаторских   предложений   в   сфере   производства   и экономики     с     целью     экономичного     расходования     денежных, материальных, энергетических и трудовых ресурсов  предприятия;

Слабые стороны предприятия:

 а) в сфере маркетинга  и сбыта:

1) незначительная доля  занимаемого рынка;

2) узкий ассортимент по сортам пива;

3) слабая система товародвижения (отсутствие собственной налаженной  торгово-сбытовой сети);

4) отсутствие привлекательного  имиджа и торговой марки компании;

5) отсутствие   продуманной  рекламной  деятельности   по   продвижению товара на рынок, не используются в должной  мере средства Internet;

6) уязвимость по отношению  к конкурентному давлению;

7) отставание от конкурентов  в области исследований и разработок;

б) в сфере материально-технического снабжения:

1) высокая    зависимость    от    поставщиков,    из-за   отсутствия    полной технологической цепочки;

2) срывы поставок сырья  из-за нестабильности рынка;

3) отдаленность   предприятия   от   поставщиков сырья;

в) в сфере производства:

1) морально и физически  устаревшее оборудование;

2) слабая загрузка имеющихся  производственных мощностей;

3) технологический      брак      из-за      нехватки квалифицированных рабочих основного производства;

г) в сфере кадровой политики предприятия:

1) отсутствует приток  свежих молодых сил на смену  старшему поколению. Квалифицированным  специалистам некому передавать  свой уникальный опыт;

2) нет возможности  «закрыть»  вакансии рабочих  мест но нескольким специальностям, необходимых в производственном процессе;

д) в сфере затрат и финансов:

1) значительный размер  кредиторской задолженности;

2) неспособность финансировать необходимые для развития проекты;

3) нет  возможности  найти   инвестора  из-за слабой  привлекательности региона и отрасли, в которой функционирует предприятие;

4) в целом слабые финансовые возможности.

Возможностями ОАО «Изумрудное»:

а) возможность     использования     дополнительных     денежных (инвестиции собственников);

б) выход на  новые  рынки  соседних районов Алтайского края. Для этого надо лишь наладить торгово-сбытовую сеть;

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»