Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа
Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе
Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.
в) Анализ рынка безалкогольных газированных напитков в России.
Рынок безалкогольных был одним из первых, начавших бурный рост еще в середине 90-х годов. Однако, в начале 2000-х годов ситуация начала драматизироваться:
На всем рынке безалкогольных напитков сегмент сладкой газировки является наиболее емким. По имеющимся оценкам за 2006 год, среднедушевое потребление газированных ароматизированных напитков превысило 35 литров. И рост рынка продолжается – в последние годы прирост продаж составлял примерно 8% в год. Однако среднедушевое потребление газировки в России остается заметно более низким по сравнению с другими странами Восточной Европы, где средний потребитель в течение года выпивает 40–45 литров таких напитков и более.
В то же время, хотя потребление газировки стабильно увеличивается, можно отметить, что в последние несколько лет темпы роста ее продаж заметно отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды. Иными словами, несмотря на увеличение объемов продаж газированных напитков, в структуре продаж безалкогольных напитков в целом их доля постепенно сокращается. Очевидно, в значительной степени это обусловлено тенденцией увеличения числа потребителей, ориентирующихся на более здоровые напитки, к которым газировки, содержащие, как правило, большое количество сахара, а также различные синтетические добавки и ароматизаторы, безусловно, отнести сложно.
Другая причина заключается в расширении ассортимента безалкогольных напитков, предлагающихся российскому потребителю: в последние годы здесь появились целые новые категории, например, холодные чай и кофе. И хотя эти напитки пока недостаточно широко распространены в России, их развитие также обостряет конкуренцию на безалкогольном рынке.
Для рынка газированных безалкогольных напитков характерна ярко выраженная сезонность. На емком столичном рынке летом ежемесячные продажи увеличиваются на 20–25% по сравнению со среднегодовым уровнем. В других городах, где в целом потребление менее развито, в сезон всплеск продаж еще более ощутим и достигает 30–40%.
Самыми распространенными являются напитки типа колы и на основе цитрусовых. Можно ожидать, что в России будет расти интерес потребителей к фруктовым тропическим напиткам, спрос на которые будет определяться экзотичностью их вкусовых качеств. Со временем приоритет вернется к традиционным напиткам — типа "оранж", "лайм" и "кола.
И все же лимонады неуклонно уступают свое место воде, чаю и сокам. Стремление потребителей к здоровому образу жизни позволило производителям соков и минеральной воды за последние два года укрепить позиции на рынке безалкогольных напитков. В ответ ботлеры традиционной шипучки расширяют свой ассортимент за счет таких категорий, как холодный чай и квас.
По данным маркетингового агентства GfK, в 2005 г. около 93% проданных в России прохладительных напитков были газированными, 7% - негазированными. Потребление газировки в прошлом году в физическом выражении сократилось на 7%, а негазированных напитков - выросло на 9. Затраты на покупку негазированных напитков выросли на 30%. Объем рынка безалкогольных напитков в 2005 г. составил около $3,2 млрд, что на 18-19% больше, чем в 2004 г. Соотношение темпов роста на рынке безалкогольных напитков смещается в сторону натуральных соков и нектаров. По прогнозам аналитиков, рост рынка безалкогольных напитков в 2010 г. составит около 15%. При этом темп роста рынка соков и нектаров составит 20%, а сладких газированных напитков - лишь 8-10%.
В дальнейшем специалисты прогнозируют повторение европейского.
На рост спроса на "здоровые" напитки производители лимонадов откликнулись еще прошлым летом.
Напитки из холодного чая - не совсем традиционные для российского рынка - представляют сейчас уже около десяти компаний, среди которых Unilever (напиток Lipton Ice Tea), завод "Лебедянский" ("Фрустайл Ice Tea") и другие.
Рынок соков и минеральной воды растет сегодня в том числе благодаря уменьшению рынка лимонадов. Наиболее явно эта тенденция прослеживается в магазинах крупных форматов, целевую аудиторию которых составляют достаточно обеспеченные покупатели.
г) Анализ рынка безалкогольных газированных напитков в Алтайском крае.
В апреле 2005 года отделом маркетинговых исследований было проведено исследование рынка безалкогольных газированных напитков. На рынке безалкогольных напитков представлено 5 групп напитков: соки, минеральная вода, газированные воды, тонизирующие напитки и квас. Распределение долей этих групп безалкогольных напитков на рынке Алтайского края выглядит следующим образом (рисунок8). Из диаграммы видно, что большую долю составляют газированные воды, затем минеральная вода, соки и уже меньшую долю - тонизирующие напитки и квас.
Рисунок 8- Потребительские предпочтения безалкогольных напитков.
Из всех опрошенных 73% покупали безалкогольные газированные напитки. Среди них примерно в равном процентном отношении представлены и женщины и мужчины. Чаще всего безалкогольные газированные напитки покупают люди в возрасте от 20 до 49 лет. Именно на эту возрастную группу приходится наибольший объем закупок. Самыми активными потребителями безалкогольных газированных напитков являются дети до 16 лет (20,4%) и молодые люди от 16 до 29 лет. (24 %). Среднее потребление безалкогольных газированных напитков по Алтайскому краю составляет 1,7 литра в месяц на человека.
Предпочтения покупателей, в выборе емкости безалкогольных газированных напитков, распределились следующим образом. Как видно из рисунка 9, лидирующее положение занимает 1,5-литровая бутылка. Скорее всего, это связано с тем, что местные производители разливают безалкогольные газированные напитки именно в тару такой емкости. В 1,5 литровой бутылке покупают безалкогольные газированные напитки в основном и мужчины и женщины, от 30 до 49 лет, рабочие, служащие, пенсионеры, учащиеся и студенты. Основную часть респондентов, покупающих газированные напитки в таре емкостью 0,33 и 2 литров, составляют мужчины, люди в возрасте 18-24 года и 40-49 лет, по социальному статусу это студенты и предприниматели. Группу респондентов, покупающие газированные напитки в таре емкостью 1 литр составляют люди от 30 до 49 лет, по социальному статусу служащие, имеющие неполное высшее и высшее образование, с различным уровнем дохода женщины (63,3 %) и мужчины (36,4%). Безалкогольные газированные напитки в таре 0.5 литра чаще покупают мужчины (65%), люди в возрасте от 18 до 24 лет.
Рисунок 9– Потребительские предпочтения емкости упаковки безалкогольных газированных напитков
Распределение критериев по степени важности для покупателей представлены на рисунке 10.
Рисунок 10 – Критерии выбора безалкогольных газированных напитков
Как видно из диаграммы в тройку самых значимых критериев вошли: качество товара, цена и производитель. Для 10 % потребителей важным считается так же ПЭТ упаковку при выборе безалкогольных газированных напитков
Распределение предпочтений марок представлено на рисунке 11.
Рисунок 11 – Потребительские предпочтения марок безалкогольных газированных напитков.
Среди марок газированных напитков лидирующее положение занимает "Лимонад". На втором месте после "Лимонада" находится "Крем-сода", затем идут "Тархун", "Буратино" и т.д. Для покупателей, которые отметили торговую марку как один из важных критериев выбора газированных напитков, более предпочтительным является "Кока-кола" (52,6 %) , "Оранж" (апельсиновый вкус) (26%) и "Крем-сода" (21%)
Как видно из рисунка 12, лидирующее положение занимает "Лимонад", "Крем-сода", "Тархун", "Буратино", "Оранж", "Дюшес", затем с некоторым отрывом идут "Грушевый", "Фиеста", "Ситро" и другие. "Лимонад", "Крем-соду", "Дюшес", "Буратино", чаще всего употребляют дети до 16 лет. "Тархун" потребляют чаще всего люди в возрасте от 16 до 19 лет, мужского пола. "Оранж", предпочитают в основном женщины.
Рисунок 12– Потребительские предпочтения марок газированной воды.
Из рисунка 13 видно, что большую долю рынка занимает "Сибирская компания" г. Бийск, затем идет "Ледь" г. Барнаул, "Кока-кола" и "Триера" г. Бийск. В отметку "другие" входят производители, имеющие очень маленькую долю на рынке: "Алмаз-фудс" г. Барнаул, "Винап", "Эверест" и "Каскад", вместе они составляют 1 % от всего рынка. В крае производством безалкогольных газированных напитков занимаются 24 предприятия, за год производится 1,5 млн. дал газированной, тонизирующей и минеральной воды. Однако этого объема недостаточно для обеспечения этими напитками всего населения края, значительную долю рынка занимают ввозимые из других регионов напитки, в основном это продукция компании Кока-кола (Ботлерс, г. Новосибирск) и Пепси-кола (Пепси г. Екатеринбург).
Существуют некоторые особенности предпочтений производителей в зависимости от точки опроса. Так продукцию "Сибирской компании" покупают во многих регионах Алтайского края, но основная доля приходится на г. Барнаул (50,7%). Продукцию "Кока-кола" покупают больше в г. Барнауле (70%), а так же в г. Бийске (24,2%).
"Ледь" пользуется популярностью в основном у покупателей г. Барнаула (92,5%), такие же данные по продукции барнаульских производителей "Каскад", "Биотек", "Тейси" (100% опрошенных, покупающих газированные напитки этих компании) и БЛВЗ (Барнаульский ликероводочный завод) -80% покупателей жители г.Барнаула.
Компания "Триера" покупается широко по всему краю и в частности в г. Банауле (37%), в г. Бийске (22,2%), в сельских населенных пунктах (22,2%), в г. Заринске (11%) "Пепсико" предпочитают покупать в основном барнаульцы (92%) Продукцию компании "Савой" покупают в селах (33,3%)г. Рубцовске (28%), в г. Барнауле (22,2%), в Бийске (11%), в Заринске (5,6%).
Газированные напитки (в частности напиток "Грушевый") Волчихинского пивзавода Рубцовского района предпочитают в основном жители г. Рубцовска и близь лежащих деревень.
Основную группу покупателей продукции "Аквавита" составляют жители г. Бийска (93,8%).
Покупатели, для которых производитель (37 чел. /12,8%) и качество товара (127 чел./43%) является одним из важных критериев выбора газированных напитков, также на первые места ставят "Сибирскую компанию", "Ледь" и "Кока-колу" в своих предпочтениях. Первая группа покупателей отдает значительную долю своих предпочтений "Пепсико" и "Савой"
Покупатели, выделяющие цену как важный критерий при выборе газированных напитков, отдают предпочтение "Ледь", "Сибирской компании " и "Триере".
Рисунок 13- Предпочтения потребителей в зависимости от производителя.
Таблица 1 - Основные характеристики продукции предприятия.
Продукция |
Соответствие рыночному лидеру |
Стадия жизненного цикла |
Объем продаж, т. дал/год | |
Товара |
спроса | |||
Пиво «Маралихинское» |
Соответствуют уровню лидера |
Внедрение товара на рынок |
небольшой устойчивый |
35,0 |
Вода питьевая «Изумрудная» |
Выше уровня лидера |
Рост объемов продаж |
растет |
12,0 |
Напитки сахоросодержащие |
Соответствуют уровню лидера |
Зрелость |
устойчивый |
2.4 |
Напитки не сахаросодержащие |
Соответствуют уровню лидера |
Зрелость |
устойчивый |
54,4 |
Русский квас |
Соответствуют уровню лидера |
Зрелость |
устойчивый |
6,0 |
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация.
На предприятии ОАО «Изумрудный» производится 2 вида продукции: