Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.

Вложенные файлы: 1 файл

Karpova.doc

— 788.50 Кб (Скачать файл)

 

 

в) Анализ рынка безалкогольных газированных напитков в России.

Рынок безалкогольных был одним из первых, начавших бурный рост еще в середине 90-х годов. Однако, в начале 2000-х годов ситуация начала драматизироваться:

  • Такие группы газированные прохладительные напитки стали либо замедлять свой рост, либо даже, например, колы сокращаться в своем объеме рынка.
  • Другие группы, например, минеральная вода без газа продолжают победный рост на десятки процентов в год.
  • Появляются новые товарные группы, такие как натуральные соки или газированные напитки с содержанием натуральных соков, и с трудом прокладывают себе дорогу к симпатиям покупателей.

На всем рынке безалкогольных напитков сегмент сладкой газировки является наиболее емким. По имеющимся оценкам за 2006 год, среднедушевое потребление газированных ароматизированных напитков превысило 35 литров. И рост рынка продолжается – в последние годы прирост продаж составлял примерно 8% в год. Однако среднедушевое потребление газировки в России остается заметно более низким по сравнению с другими странами Восточной Европы, где средний потребитель в течение года выпивает 40–45 литров таких напитков и более.

В то же время, хотя потребление газировки стабильно увеличивается, можно отметить, что в последние несколько лет темпы роста ее продаж заметно отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды. Иными словами, несмотря на увеличение объемов продаж газированных напитков, в структуре продаж безалкогольных напитков в целом их доля постепенно сокращается. Очевидно, в значительной степени это обусловлено тенденцией увеличения числа потребителей, ориентирующихся на более здоровые напитки, к которым газировки, содержащие, как правило, большое количество сахара, а также различные синтетические добавки и ароматизаторы, безусловно, отнести сложно.

Другая причина заключается в расширении ассортимента безалкогольных напитков, предлагающихся российскому потребителю: в последние годы здесь появились целые новые категории, например, холодные чай и кофе. И хотя эти напитки пока недостаточно широко распространены в России, их развитие также обостряет конкуренцию на безалкогольном рынке.

Для рынка газированных безалкогольных напитков характерна ярко выраженная сезонность. На емком столичном рынке летом ежемесячные продажи увеличиваются на 20–25% по сравнению со среднегодовым уровнем. В других городах, где в целом потребление менее развито, в сезон всплеск продаж еще более ощутим и достигает 30–40%.

Самыми распространенными являются напитки типа колы и на основе цитрусовых. Можно ожидать, что в России будет расти интерес потребителей к фруктовым тропическим напиткам, спрос на которые будет определяться экзотичностью их вкусовых качеств. Со временем приоритет вернется к традиционным напиткам — типа "оранж", "лайм" и "кола.

И все же лимонады неуклонно уступают свое место воде, чаю и сокам. Стремление потребителей к здоровому образу жизни позволило производителям соков и минеральной воды за последние два года укрепить позиции на рынке безалкогольных напитков. В ответ ботлеры традиционной шипучки расширяют свой ассортимент за счет таких категорий, как холодный чай и квас.

По данным маркетингового агентства GfK, в 2005 г. около 93% проданных в России прохладительных напитков были газированными, 7% - негазированными. Потребление газировки в прошлом году в физическом выражении сократилось на 7%, а негазированных напитков - выросло на 9. Затраты на покупку негазированных напитков выросли на 30%. Объем рынка безалкогольных напитков в 2005 г. составил около $3,2 млрд, что на 18-19% больше, чем в 2004 г. Соотношение темпов роста на рынке безалкогольных напитков смещается в сторону натуральных соков и нектаров. По прогнозам аналитиков, рост рынка безалкогольных напитков в 2010 г. составит около 15%. При этом темп роста рынка соков и нектаров составит 20%, а сладких газированных напитков - лишь 8-10%.

В дальнейшем специалисты прогнозируют повторение европейского.

На рост спроса на "здоровые" напитки производители лимонадов откликнулись еще прошлым летом.

Напитки из холодного чая - не совсем традиционные для российского рынка - представляют сейчас уже около десяти компаний, среди которых Unilever (напиток Lipton Ice Tea), завод "Лебедянский" ("Фрустайл Ice Tea") и другие.

Рынок соков и минеральной воды растет сегодня в том числе благодаря уменьшению рынка лимонадов.  Наиболее явно эта тенденция прослеживается в магазинах крупных форматов, целевую аудиторию которых составляют достаточно обеспеченные покупатели.

 

г) Анализ рынка безалкогольных газированных напитков в Алтайском крае.

В апреле 2005 года отделом маркетинговых исследований было проведено исследование рынка безалкогольных газированных напитков. На рынке безалкогольных напитков представлено 5 групп напитков: соки, минеральная вода, газированные воды, тонизирующие напитки и квас. Распределение долей этих групп безалкогольных напитков на рынке Алтайского края выглядит следующим образом (рисунок8). Из диаграммы видно, что большую долю составляют газированные воды, затем минеральная вода, соки и уже меньшую долю - тонизирующие напитки и квас.

Рисунок 8- Потребительские предпочтения безалкогольных напитков.

Из всех опрошенных 73% покупали безалкогольные газированные напитки. Среди них примерно в равном процентном отношении представлены и женщины и мужчины. Чаще всего безалкогольные газированные напитки покупают люди в возрасте от 20 до 49 лет. Именно на эту возрастную группу приходится наибольший объем закупок. Самыми активными потребителями безалкогольных газированных напитков являются дети до 16 лет (20,4%) и молодые люди от 16 до 29 лет. (24 %). Среднее потребление безалкогольных газированных напитков по Алтайскому краю составляет 1,7 литра в месяц на человека.

Предпочтения покупателей, в выборе емкости безалкогольных газированных напитков, распределились следующим образом. Как видно из рисунка 9, лидирующее положение занимает 1,5-литровая бутылка. Скорее всего, это связано с тем, что местные производители разливают безалкогольные газированные напитки именно в тару такой емкости. В 1,5 литровой бутылке покупают безалкогольные газированные напитки в основном и мужчины и женщины, от 30 до 49 лет, рабочие, служащие, пенсионеры, учащиеся и студенты. Основную часть респондентов, покупающих газированные напитки в таре емкостью 0,33 и 2 литров, составляют мужчины, люди в возрасте 18-24 года и 40-49 лет, по социальному статусу это студенты и предприниматели. Группу респондентов, покупающие газированные напитки в таре емкостью 1 литр составляют люди от 30 до 49 лет, по социальному статусу служащие, имеющие неполное высшее и высшее образование, с различным уровнем дохода женщины (63,3 %) и мужчины (36,4%). Безалкогольные газированные напитки в таре 0.5 литра чаще покупают мужчины (65%), люди в возрасте от 18 до 24 лет.

Рисунок 9– Потребительские предпочтения емкости упаковки безалкогольных газированных напитков

Распределение критериев по степени важности для покупателей представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 – Критерии выбора безалкогольных газированных напитков

Как видно из диаграммы в тройку самых значимых критериев вошли: качество товара, цена и производитель. Для 10 % потребителей важным считается так же ПЭТ упаковку при выборе безалкогольных газированных напитков

Распределение предпочтений марок представлено на рисунке 11.

Рисунок 11 – Потребительские предпочтения марок безалкогольных газированных напитков.

Среди марок газированных напитков лидирующее положение занимает "Лимонад". На втором месте после "Лимонада" находится "Крем-сода", затем идут "Тархун", "Буратино" и т.д. Для покупателей, которые отметили торговую марку как один из важных критериев выбора газированных напитков, более предпочтительным является "Кока-кола" (52,6 %) , "Оранж" (апельсиновый вкус) (26%) и "Крем-сода" (21%)

Как видно из рисунка 12, лидирующее положение занимает "Лимонад", "Крем-сода", "Тархун", "Буратино", "Оранж", "Дюшес", затем с некоторым отрывом идут "Грушевый", "Фиеста", "Ситро" и другие. "Лимонад", "Крем-соду", "Дюшес", "Буратино", чаще всего употребляют дети до 16 лет. "Тархун" потребляют чаще всего люди в возрасте от 16 до 19 лет, мужского пола.  "Оранж", предпочитают в основном женщины.

Рисунок 12– Потребительские предпочтения марок газированной воды.

Из рисунка 13 видно, что большую долю рынка занимает "Сибирская компания" г. Бийск, затем идет "Ледь" г. Барнаул, "Кока-кола" и "Триера" г. Бийск. В отметку "другие" входят производители, имеющие очень маленькую долю на рынке: "Алмаз-фудс" г. Барнаул, "Винап", "Эверест" и "Каскад", вместе они составляют 1 % от всего рынка. В крае производством безалкогольных газированных напитков занимаются 24 предприятия, за год производится 1,5 млн. дал газированной, тонизирующей и минеральной воды. Однако этого объема недостаточно для обеспечения этими напитками всего населения края, значительную долю рынка занимают ввозимые из других регионов напитки, в основном это продукция компании Кока-кола (Ботлерс, г. Новосибирск) и Пепси-кола (Пепси г. Екатеринбург).

Существуют некоторые особенности предпочтений производителей в зависимости от точки опроса. Так продукцию "Сибирской компании" покупают во многих регионах Алтайского края, но основная доля приходится на г. Барнаул (50,7%). Продукцию "Кока-кола" покупают больше в г. Барнауле (70%), а так же в г. Бийске (24,2%).

"Ледь" пользуется  популярностью в основном у  покупателей г. Барнаула (92,5%), такие же данные по продукции барнаульских производителей "Каскад", "Биотек", "Тейси" (100% опрошенных, покупающих газированные напитки этих компании) и БЛВЗ (Барнаульский ликероводочный завод) -80% покупателей жители г.Барнаула.

 Компания "Триера" покупается широко по всему краю и в частности в г. Банауле (37%), в г. Бийске (22,2%), в сельских населенных пунктах (22,2%), в г. Заринске (11%) "Пепсико" предпочитают покупать в основном барнаульцы (92%) Продукцию компании "Савой" покупают в селах (33,3%)г. Рубцовске (28%), в г. Барнауле (22,2%), в Бийске (11%), в Заринске (5,6%).

Газированные напитки (в частности напиток "Грушевый") Волчихинского пивзавода Рубцовского района предпочитают в основном жители г. Рубцовска и близь лежащих деревень.

Основную группу покупателей продукции "Аквавита" составляют жители г. Бийска (93,8%).

Покупатели, для которых производитель (37 чел. /12,8%) и качество товара (127 чел./43%) является одним из важных критериев выбора газированных напитков, также на первые места ставят "Сибирскую компанию", "Ледь" и "Кока-колу" в своих предпочтениях. Первая группа покупателей отдает значительную долю своих предпочтений "Пепсико" и "Савой"

Покупатели, выделяющие цену как важный критерий при выборе газированных напитков, отдают предпочтение "Ледь", "Сибирской компании " и "Триере".

Рисунок 13- Предпочтения потребителей в зависимости от производителя.

 

Таблица 1 -  Основные характеристики продукции предприятия.

Продукция

Соответствие рыночному лидеру

Стадия жизненного цикла

Объем продаж, т. дал/год

Товара

спроса

Пиво «Маралихинское»

Соответствуют уровню лидера

Внедрение товара на рынок

небольшой

устойчивый

35,0

Вода питьевая «Изумрудная»

Выше уровня лидера

Рост объемов продаж

растет

12,0

Напитки сахоросодержащие

Соответствуют уровню лидера

Зрелость

устойчивый

2.4

Напитки не сахаросодержащие

Соответствуют уровню лидера

Зрелость

устойчивый

54,4

Русский квас

Соответствуют уровню лидера

Зрелость

устойчивый

6,0


 

 

 

 

2.1.3 Продуктово-рыночная  классификация.

На предприятии ОАО «Изумрудный» производится 2 вида продукции:

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»