Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.

Вложенные файлы: 1 файл

Karpova.doc

— 788.50 Кб (Скачать файл)

Одной из отличительных черт рынка пива и безалкогольных напитков является высокий уровень конкуренции во всех ценовых сегментах.

В нижнем сегменте он обусловлен сокращением рынка: в этих условиях производители вынуждены либо повышать качество своей продукции, чтобы, следуя вкусам потребителей, перейти в более высокий ценовой сегмент, либо, в случае, если не имеют достаточных средств для модернизации производства, использовать иные конкурентные преимущества для того, чтобы остаться на рынке. Те, кто таких преимуществ не имеет, вынуждены покинуть рынок.

В среднем и особенно быстро растущем верхнем ценовых сегментах конкуренция также оказывается предельно жесткой: по оценкам экспертов, скорость роста объемов производства слабоалкогольной продукции опережает темпы роста её потребления в среднем на 10-12%. Поскольку присутствие на рынке пива категории «Премиум» обеспечивает производителям максимум прибыли, целый ряд производителей пива в настоящее время пытается закрепиться именно здесь, а это ведет к тому, что потребителю постоянно предлагаются новые сорта дорогого пива.

В результате конкуренция обостряется во всех сегментах рынка: в нижнем – за счет его сокращения, в среднем – за счет перепроизводства. В этих условиях одним из главных конкурентных преимуществ становятся раскрученный бренд и узнаваемая торговая марка.

Основные производители пива и безалкогольных напитков в Алтайском крае:

- ОАО "Барнаульский пивоваренный завод", г. Барнаул, Торговые марки: "Жигулёвское", "Ворсин", "Златогорье", "Медея", "Привал", "Чешское", "Fier Beer", "Golfschteiner".

- ООО "Пивная  артель" (Форштатская пивоварня), г. Барнаул, Торговые марки: "Жигулёвское", "Бархатное", "Форштатское", "Шотландский эль.

- Пивоварня "Регата", г. Барнаул, Торговые марки: "Старая  Прага".

- ООО "Бочкарёвский  пивоваренный завод", Алтайский  край, Целинный район, с. Бочкари. Торговые  марки: "Жигулёвское", "Бочкарёвское", "Андреич", "Чешское", "Пражская крепость".

- ЗАО "Волчихинский  пивзавод", Алтайский край, с. Волчиха, Торговые марки: "Волчихинское".

- ООО "Идея", Алтайский край, Алейский район, с. Бориха, Торговые марки: "Чешское". 
- Полевской пивзавод, Алтайский край, ННР, с. Полевое, Торговые марки: "Генрих", "Полевское".

- ООО "Родинский  солод", Алтайский край, Родинский  район, с. Родино, Торговые марки: "Родинское".

- ЗАО "Шульгинский  пивоваренный завод", Алтайский  край, Советский район, с. Шульгин  Лог. Торговые марки: "Шульгинское", "Тогучинское", "Пан Пивчанский", "Товарищ Бендер".

- ООО "Эль-Пиво". Алтайский край, г. Заринск, Торговые  марки: "Губернское".

Наибольший вес в конкурентной структуре имеют: «Барнаульский пивоваренный завод», «Пивная артель» и «Волчихинский пивзавод».

ОАО «Изумрудный» является небольшим пивзаводом и, конечно же, не в силах конкурировать с выше перечисленными предприятиями. ОАО «Изумрудный»  имеет удобное географическое расположение – в Краснощековском районе, где находится пивзавод, больше нет предприятий, занимающихся выпуском пива и безалкогольных напитков. Кроме того можно готовую продукцию поставлять в ближайшие районы: Чарышский, Курьинский, Первомайский; города: Барнаул, Рубцовск, Алейск и др Следовательно, ОАО «Изумрудный» имеет возможность охватить весь потребительский рынок Краснощековского района по производству пива и безалкогольных напитков и занять свою нишу на рынках вне Краснощековского района. Но в данный момент это не выполняется. Продукция ОАО «Изумрудный» преимущественно распространяется на территории села Маралиха, где находится пивзавод. Потребители с большим желанием приобретают продукцию других производителей, что во многом связано с отсутствием маректинговой политики на предприятии.

 

2.2.3 Оценка привлекательности  отрасли.

Рынок алкогольной продукции, в том числе пива, всегда играл большую роль в экономике России. Считалось, что пивной рынок в России имеет большой потенциал развития, так как объем среднедушевого потребления пива в России по сравнению с европейскими странами невысок. Однако сегодня многие эксперты пивной отрасли говорят о том, что пивной бизнес теряет свою привлекательность для производителей. Темпы роста производства пива в стране значительно сократились. По оценкам главы Союза пивоваров Т. Боллоева, производство пива в стране увеличилось в 2008 году по сравнению с 2007 годом не более чем на 3%, тогда как в 2006 году объем производства вырос по сравнению с 2005 годом на 10,1%. Пивоваренная отрасль испытывает серьезные трудности, причем особенно это касается малых и средних предприятий, где производство сокращается на 30-40%. Неблагоприятным фактором для отрасли является и ужесточение налоговой политики страны, введения повышенных акцизов.

С другой стороны, пиво является одним из самых любимых напитков россиян на протяжении уже многих лет. На потребление пива не влияют ни спады, ни подъемы в экономике. В последние годы в Росси наблюдается тенденция к потреблению слабоалкогольных напитков, среди которых особым образом выделяется пиво. Пиво пьют люди всех социальных слоев, что делает этот напиток универсальным. К тому же появляются все новые и новые технологии производства пенящегося напитка, увеличивается ассортимент, ужесточение конкуренции благотворно сказывается на качестве продукции. Кроме того является полезным напитком, так как богато витаминами группы В (пиридоксин, рибофлавин, пантотеновая кислота и ниацин), которые способствуют нормализации обмена веществ и оказывают благотворное влияние на кожу, волосы, ногти, зрение и нервную систему.  
Содержащиеся в пиве калий и магний положительно влияют на способность нервных волокон к передаче возбуждающих импульсов, помогают регулировать кровяное давление.

Кроме этого, пиво выводит из организма канцерогенные вещества.  
Калорийность пива составляет в среднем от 40 до 55 ккал/100 мл — такая же калорийность у молока и яблочного сока. Так что 'пивной живот' появляется не столько от пива, сколько от закуски: хмель и углекислый газ возбуждают аппетит.  
           Диетологи считают, что люди, регулярно употребляющие небольшое количество пива (0,5 литра для женщин и литр для мужчин в день), стареют медленнее.

Что касается безалкогольных газированных напитков то они так же не теряют своей актуальности, так как хорошо утоляют жажду, обладают приятным вкусом и имеют невысокую цену. Но и в этой отрасли наблюдается небольшой спад, связанный с появлением на рынке большого ассортимента соков, напитков на основе соков и их концентратов, холодных чаев, минеральных и питьевых вод.

В связи со всем выше сказанным, можно сделать вывод о том, что, хотя и наблюдается в данных отраслях некоторая тенденция к спаду производства, тем не менее производство пива и безалкогольных напитков остается актуальным видом деятельности и отрасль является привлекательной для производителей. Спрос на пиво и безалкогольные газированные напитки остается относительно стабильным уже долгое время, что характеризует отрасль, как стабильно-устойчивую, кроме того цена на продукцию постоянно увеличивается, высоки возможности расширения ассортимента и номенклатуры продукции, что благотворно сказывается на потребительском спросе.    

2.3 Диагностика  внешней среды предприятия.

Внешняя среда – окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.

Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.

Среда прямого воздействия внешней среды – это непосредственное окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации.

1) Поставщики осуществляют  поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.

Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций. Поставщиками сырья для ОАО «Изумрудное» являются: ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики»Еще!!!! Со всеми поставщиками у предприятия подписаны долгосрочные контракты, что обеспечивает бесперебойные и своевременные поставки сырья на завод. 
          2) Законы и государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением.

Одним из ключевых факторов данного направления является налоговая политика и налоговое законодательство. Не секрет, что количество налогов и их завышенные ставки оказывали серьёзное давление на хозяйствующие субъекты, поэтому с 2001 года начали разрабатываться проекты по снижению налогового бремени. К изменениям произошедшим в последнее время можно отнести снижение ставки НДС с 20% до 18% и отмена налога с продаж (действует с 1.01.2004). С 1.01.2005 года снижена максимальная ставка ЕСН с 35,6% до 26%, данное решение должно особенно позитивно отразиться на деятельности предприятий, высвобождая дополнительные денежные ресурсы.

3) Потребители. Существование  организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы. По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя.

В целом, в конкурентной экономической системе для выживания и роста любой фирмы ее руководству требуется точное описание поведения потребителя, поэтому менеджерам необходимо знать, кто является их клиентами и почему эти люди выбирают именно их товар, а не товар конкурентов. Предпочтительно, чтобы фирма знала о потребностях своих покупателей задолго до начала производства, а относительно высокотехнологичных отраслей - задолго до планирования производства. После разработки нового продукта и начала реализации его на рынок руководство фирмы должно регулярно отслеживать и анализировать потребности покупателей.

Руководство предприятия провело ряд мероприятий, направленных на увеличение потребительского спроса: стало использовать более качественную воду при производстве пива, разработало новые сорта в соответствии с выясненными в ходе исследования предпочтениями местных потребителей, изменило дизайн этикеток на более яркий и интересный, стало уделять больше внимания контролю за выкладкой своей продукции в магазинах села. Однако на данный момент выполнение этих мероприятий не привело к ожидаемому результату. Очевидно, что результат предпринимаемых мер не может быстро проявиться.

На данном этапе необходимо продолжить работу по разработке новых способов привлечения и удержания покупателей, причем больше внимания следует уделять мероприятиям, проводимым путем размещения публикаций в СМИ, так как для потребителей важен положительный образ как продукта, так и его производителя. Также необходимо повышать качество пива, расширять мероприятия по увеличению числа лояльных покупателей и стимулированию сбыта продукции. В этом случае предприятие получит возможность стать более конкурентоспособным на пивном рынке региона.

Основными потребителями продукции ОАО «Изумрудное» являются жители села Маралиха и близ лежащих сел. В небольшом объеме продукция сбывается на территории соседствующих районов. Тем не менее нужно расширять территории сбыта продукции, для чего необходим маркетинговый анализ сбыта продукции.

Для российских потребителей пивной продукции по-прежнему одним из основных критериев выбора остается разумная формула соотношения «цена - качество». Продукция ОАО «Изумрудное» обладает следующими свойствами, выгодно отличающими ее от продукции остальных производителей:

- высокий уровень вкусовых  качеств, за счет использования традиционных рецептур производства пива, установки технологической линии с современным высокопроизводительным оборудованием;

           -   низкая цена (25 р. за бутылку);

- исключение необходимости  транспортирования продукции на большие расстояния позволяет наиболее полно сохранить качество и вкусовые свойства и донести их до конечного потребителя;

4) Конкуренты. Это один  из внешних факторов, влияние  которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации  четко понимает, что если не  удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. 
Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.

Факторы внешней среды косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

1) Технология (как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации.

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукцию или услугу можно производить и продавать, на скорость морального устаревания продукции, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»