Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.

Вложенные файлы: 1 файл

Karpova.doc

— 788.50 Кб (Скачать файл)

 

Инновационная деятельность на предприятии проводится, несмотря на все финансовые трудности, иногда с привлечением банковского капитала Основные направления этой деятельности связаны с модернизацией и усовершенствованием производственного процесса, а также с разработкой новых современных видов продукции.

По итогам 2008 года темп обновления продукции составили 8,06%, что является достаточно не высоким показателем для промышленного предприятия.

Результативность внедрённых инноваций очевидна, так как они позволяют предприятию экономить значительные средства, которые ранее тратились впустую, а также позволяют более эффективно развиваться.

Все внедряемые новшества есть результат работы собственных служб, правда иногда привлекаются специалисты со стороны (инженеры из области приборостроения и разработчики средств контроля), но они всё равно выполняют НИР совместно со специалистами завода.

В настоящее время на предприятии осуществляется программа по комплексной механизации и автоматизации производства. Полностью автоматизировано отделение розлива. Раньше в цехе находился погрузо-разгрузчика, которым управлял человек. Все эти преобразования ведут к сокращению рабочих мест. Таким образом, уменьшится фонд заработной платы, и соответственно, себестоимость продукции. Поскольку одним из  конкурентных преимуществ продукции предприятия является соотношение «цена-качество», то такая тенденция благотворно скажется на конкурентоспособности, несомненно, приведет к еще более высокому уровню качества продукции.

 

 

2.1.7 Характеристика персонала  предприятия.

В рыночных отношениях между процессами производства продукции и использования трудовых ресурсов, рабочей силы, персонала предприятия существует такое же равновесие, как между спросом и предложением, затратами и результатами, доходами предприятия и уровнем жизни работников. Всякая деятельность персонала предприятия в полной мере должна соответствовать существующему механизму рыночных трудовых отношений в современном производстве и обеспечивать высокий рост производительности труда.

Во всех экономических системах главной производительной силой является человек, персонал организации. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал во всякой организации или фирме, тем лучше она работает. Люди, персонал служат на предприятии одновременно экономическими ресурсами и основными факторами производства. Без взаимодействия людей, работников нет ни производства, ни потребления, ни рынка.

 

Таблица 5 – Анализ численности и оплаты труда

 

Категории

Численность на 1 января 2009 года

Фонд оплаты труда за 2008 год

Всего, чел.

В % к общей численности

% роста к прошлому году

Всего, тыс. руб.

В % к общему ФОТ

% роста к прошлому году

Управление

3

7,1

-

295,2

14,4

103

Специалисты и служащие

3

7,1

-

252,0

12,2

105

Основные производственные рабочие

23

54,8

121

1380,0

67,4

112

Вспомогательный персонал

11

26,2

84,6

462,0

22,6

110

Охрана

2

4,8

-

120,0

5,9

-

Весь персонал

42

 

105

2047,7

 

106


 

Таблица 6 – Анализ персонала

 

Наименование должности

Количество рабочих

1

Директор

1

2

Главный инженер

1

3

Главный технолог

1

4

Технолог

2

5

Бухгалтер

1

6

Секретарь

1

7

Зав. лаборатории

1

8

Лаборант

3

9

Варщик

9

10

Бродильщик

6

11

Слесарь

1

12

Электрик

1

13

Оператор розлива

3

14

Уборщик

4

15

Грузчик

5

16

Охранник

2

 

ИТОГО

42


 

ФОТ по сравнению с 2007 годом увеличился на  , в основном это связано с ростом объёмов производства, так как заработная плата большинства работающих зависит от объёмов производства.

В анализируемом периоде незначительно изменилась структура работающих. Это говорит о том, что мы имеем дело с предприятием, отличающимся стабильностью. За 2008 год увеличилось число технологов, бродильщиков, варщиков и лаборантов. В каждом из выше перечисленных пунктов число работающих увеличилось на 1 работника. Это стало возможным благодаря увеличению объема производства. Но произошло и сокращение персонала на 2 человека. Это оператор розлива и грузчик, связано это с автоматизацией линии розлива и с механизацией погрузочно – разгрузочных работ.

 

Таблица 7 – Квалификационный уровень и возрастной состав работников на 1 января 2009 года

Образование

Категория

Руководители

Специалисты и служащие

Основные производственные рабочие

Вспомогательный персонал

Итого

Чел.

% к общему числу

Чел.

% к общему числу

Чел.

% к общему числу

Чел.

% к общему числу

Чел.

% к общему числу

Высшее- профессиональное

1

33,3

1

33,3

2

8.6

-

-

4

9,5

Незаконченное

высшее

-

-

-

-

1

4,4

1

7,7

2

4,8

Среднее-профессиональное

2

66,7

1

33,3

6

26.1

4

30,8

13

30,9

Начальное- профессиональное

-

-

-

-

4

17,4

3

23,0

7

16,7

Среднее

-

-

1

33,3

10

43,5

5

38,5

16

38,1

Итого

3

7,1

3

7,1

23

54,8

13

31,0

42

 

Средний возраст

47

39

48

44

44


 

Как видно, большинство работающих имеет среднее образование – 38.1%, средне-профессиональное – 30,9%, высшее-профессиональное имеют  9,5% в основном это специалисты и руководители. При этом, руководителей, имеющих высшее образование менее половины – 33.3%. Однако, в сравнении с показателями прошлых  лет   можно   сказать,   что  квалификационный уровень  работников вырос.

Что касается возрастного состава, то здесь ситуация ухудшилась. Средний возраст работающих составляет 44 года. То есть персонал предприятия стареет. Поскольку молодёжь не желает работать на заводах, а тем более в сельской местности, то опыт передавать не кому, а, следовательно, на предприятии растет нехватка квалифицированных специалистов.

Во всей совокупности ресурсов предприятия особое место занимают трудовые ресурсы. На уровне отдельного предприятия вместо термина "трудовые ресурсы" чаще используют термин "кадры" или "персонал". Кадры, в широком понимании, есть главная производительная сила общества. От кадровой политики зависит очень многое, в первую очередь насколько рационально используется рабочая сила и эффективность работы предприятия. 
           Кадры на предприятии классифицируются на рабочих, специалистов, руководителей, служащих, учеников, младший обслуживающий персонал и работников пожарно-сторожевой охраны. Приоритет следует отдавать руководителям. Исследованиями и практикой установлено, что эффективность работы предприятия на 70-80% зависит от руководителя предприятия.

В целом, можно заключить, что работа предприятия заслуживает положительной оценки. В наше тяжелое время оно продолжает  наращивать объемы  производства,  вводя новую номенклатуру изделий. Также, как положительный факт, можно отметить заботу руководства о рядовых сотрудниках, стремление создать им материальные и моральные условия для хорошей работы.

 

2.1.8 Анализ издержек.

Структуру затрат необходимо знать, чтобы ориентироваться какие затраты вносят существенный вклад в себестоимость продукции и на основе этого принимать решения по снижению этих затрат.

 

Таблица 8 -  Сводная смета затрат

Статьи затрат

Затраты за 2008 год

Всего тыс. руб.

Затраты на 1 дал продукции, руб.

% к общей себестоимости

Материальные затраты, в т. ч.

95 956,472

150,0

88,98

сырье

89 458,922

140,0

82,95

вспомогательные материалы

447,3

0,7

0,42

теплоэнергия

2241,45

4,0

0,21

электроэнергия

2019,62

3,0

1,87

транспортные

1789,18

3,0

1,66

Оплата труда

3640,8

6,0

3,38

Отчисления на социальные нужды

946,608

1,5

0,88

Амортизационные отчисления

6038,0

10,0

5,6

Прочие расходы

364,08

0,7

0,34

Коммерческие расходы

984,6

1,4

0,91

Полная себестоимость

107 840,56

170,0

100,00


 

В статью «Прочие затраты» необходимо включить расходы на покупку лицензии на производство пива, регистрацию предприятия. В среднем эти затраты составляют около 75-80 тыс. руб. (лицензионный сбор 50 тыс. руб.; заключение 4-х контролирующих органов около 5 тыс. руб.; регистрация предприятия до 12 тыс. руб. и т. п.)

Из приведенной таблицы видно, что основные затраты приходятся на материальные затраты, особенно на сырье и электроэнергию. В связи с тем, что сырье и электроэнергия постоянно дорожает, эти статьи становятся основными в смене затрат. Постоянный рост тарифов и появляющиеся долги энергетикам вынудили предприятие сократить потребление энергии. Для этого ввели в строй паровые котельные для обогрева цехов и помещений предприятия. Но видимое снижение электроэнергии в кВт/час практически не снижает выплат  из-за роста тарифов. Для уменьшения затрат на сырье ОАО «Изумрудное» перешло на использование собственного солода, что несколько уменьшило затраты на эту статью расходов. Планируется кроме того выращивать собственный хмель и перейти с использования дрожжевой разводки микроорганизмов на использования ферментных препаратов, что экономически выгоднее.

 

 

2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия.

Таблица 9 - Ключевые показатели финансового состояния предприятия

Наименование финансовых показателей

Расчетная формула

Числовое значение

Класс надежности

Рейтинг

балл

Числитель

Знаменатель

Рентабельность активов

Чистая прибыль

Средняя сумма всех активов (итог баланса)

0,2

1

3

Рентабельность реальных активов

Прибыль от продаж

Средняя сумма реальных активов

0,22

2

2

Рентабельность инвестированного капитала

Чистая прибыль

Средняя сумма инвестированного капитала

0,15

2

2

Рентабельность продаж

Прибыль от продаж

Выручка (нетто) от продаж

0,18

3

1

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Выручка (нетто) от продаж

Средняя сумма оборотных активов

5,60

1

3

Коэффициент инвестирования

Собственный капитал

Внеоборотные активы

1,10

2

2

Коэффициент структуры долгосрочных вложений

Собственный капитал + долгосрочные обязательства

Реальные активы

1,07

2

2

Коэффициент задолженности

Заемный капитал

Собственный капитал

0,80

2

2

Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активы

Краткосрочные обязательства

9,61

1

3

Доля реальных активов в имуществе

Реальные активы

Сумма всех активов (итог баланса)

0,72

2

2

Доля оборотных активов в имуществе

Оборотные активы

Сумма всех активов (итог баланса)

0,38

1

3

Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах

Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения

Оборотные активы

0,04

1

3

Коэффициент дивидендного выхода

Дивиденд на обыкновенную акцию

Прибыль на обыкновенную акцию

0,16

1

3

Рентабельность акции (обыкновенной)

Дивиденд на обыкновенную акцию

Рыночная цена обыкновенной акции

0,15

1

3

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»