Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.

Вложенные файлы: 1 файл

Karpova.doc

— 788.50 Кб (Скачать файл)

- пиво не фильтрованное не пастеризованное светлое «Маралихинское»;

- русский квас;

- безалкогольные газированные  напитки.

Безалкогольные газированные напитки выпускаются в следующем ассортименте:

  1. Вода питьевая «Изумрудная»                           1000 дал/месяц
  2. Напитки сахаросодержащие

«Лимонад»                                                         100 дал/месяц

«Аромат абрикоса»                                           100 дал/месяц

  1. Напитки не сахоросодержащие

«Буратино»                                                          600 дал/месяц

«Крем - сода»                                                      600 дал/месяц

«Дюшес»                                                              600 дал/месяц

«Кола»                                                                  300 дал/месяц

«Тоник»                                                                100 дал/месяц

«Тархун»                                                              200 дал/месяц

«Аромат абрикоса»                                             100 дал/месяц

«Аромат апельсина»                                           500 дал/месяц

«Аромат яблока»                                                200 дал/месяц

«Аромат вишни»                                                 200 дал/месяц

«Лимон лайм»                                                     300 дал/месяц

«Барбариска»                                                      500 дал/месяц

«Ириска»                                                             500 дал/месяц

 

 

Продукция

Пиво «Маралихинское»

Вода питьевая «Изумрудная»

Напитки сахоросодержащие

Напитки не сахаросодержащие


Рынки

местный рынок села Маралиха

магазины Краснощековского района

Рынок Алтайского края


Рисунок 14- Группировка продукции по рынкам.

 

 

2.2.4 Анализ системы закупок  на предприятии.

Предприятие ОАО «Изумрудный» для производства своей продукции закупает следующие виды сырья:

а) Для производства пива непастеризованного темного «Маралихинское»: солод, ферментную разводку дрожжей, хмель гранулированный пакетированный.

б) Для производства безалкогольных газированных напитков: красители, сахар, подсластители, концентраторы, консерванты и др.

Вода - основное сырье, которое во многом обуславливает как протекание технологических процессов, так и качество готовых продуктов. Водоснабжение предприятия осуществляется скважиной БИ - 214, БИ. - 216., 38 - 80 - резервные скважины. Вода из скважины используется как для технологических целей, так и для технических. Вода проходит очистку при помощи фильтра с ультро-фиолетовыми лучами. Подогрев воды для технологических целей осуществляется паром, подаваемом при помощи труб из котельной завода.

 

Таблица 2 – Характеристика системы закупок

Закупаемые ресурсы

 

Доля в общем объеме закупок, %

Поставщики

Наименование сырья

Кол-во в натуральных единицах

Цена приобретения, руб.

Среднерыночная цена, руб.

Объем закупок, тыс. руб.

Солод ячменный светлый

-

-

-

-

-

Собственного производства

Ферментная разводка дрожжей

121

         

Хмель гранулированный пакетированный

1750

         

Сахар

1500

         

Пищевые красители

115

       

ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики»

Ароматизаторы/Концентраторы

107

       

ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики»

Подсластитель «Свитленд 200»

135

       

ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики»

Лимонная кислота Е 330

57

       

ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики»

Бензоат натрия Е 211

61

       

ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики»

Соль поваренная

163

       

ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики»

Транспортные расходы

-

-

-

1789.18

   

Итого

           

На сегодняшний день можно сказать, что материально-техническое снабжение предприятия находится на должном уровне, оно прекратило тратить на закупку сырья и материалов больше, чем можно, постоянно ведутся переговоры по снижению цен, которые и так ниже рыночных. Совместно с технологами прорабатываются варианты замены некоторых видов сырья (дорогостоящих) на новые (более дешевые) без снижения показателей качества продукции завода

На предприятии постоянно ведутся мероприятия по снижению затрат на транспортировку и складирование запасов. Поставщиков стараются выбирать, минимизируя затраты на доставку данного вида сырья. Требования качества, предъявляемые к сырью, поставщики практически всегда выполняют. Кроме того, на заводе ведётся постоянный контроль качества сырья и разработка соответствующих рецептур, при обнаружении отклонений в показателях.

Основная стратегия в области закупок связана с установлением долгосрочных отношений с крупными поставщиками сырья, которым завод не может обеспечить себя самостоятельно (красители, ароматизаторы и т.д.) Предприятие, несомненно, заинтересовано в надежных поставщиках и долгосрочных партнерских отношениях. Однако, из-за колебаний цен  на рынке сырья и материалов, предпочтение отдается альтернативным вариантам закупок.

 

 

 

2.1.5 Анализ  производственного процесса.

Основное производство включает следующий набор  производственных помещений:

      1. Солодовенный цех
      2. Варочный цех
      3. Бродильный цех
      4. Лагерный цех
      5. Цех розлива пива и напитков
      6. Лаборатория
      7. Компрессорный цех
      8. Электроцех

Численность работающих на предприятии - 42 человека. Предприятие работает по пятидневной рабочей неделе, 8 часов в день. Режим работы для аппарата управления односменный. На участках, где режим круглосуточный - обслуживающий персонал работает по сменам. Расход воды на производственные нужды составляет 1100,3 м3/сутки, на хозяйственные нужды 136,9мЗ/сутки. Общий расход воды за год - 460,0 тыс.м3.

Проектная мощность предприятия – 350 т.дал/год (Цех производства пива – 250 т.дал/год, цех производства безалкогольных напитков – 100 т.дал/год). Производственная мощность цеха производства пива – 35 т.дал/год, цеха безалкогольных напитков – 74,8 т.дал/год. Производительность линии розлива 6 тыс.бут./час. Использование мощностей по производству  пива составляет лишь 15 %. Это довольно низкий показатель. Использование мощностей по производству  безалкогольных напитков составляет около 75 %, что является очень хорошим показателем.

На предприятии действуют вспомогательные участки производства. Эффективно работает система организации технического обслуживания и ремонта технологического оборудования.

Основное правило производства - строгое соответствие утвержденным рецептурам ГОСТ, точный подбор ингредиентов и жесткий контроль качества на всех стадиях производства, который осуществляет производственно-технологическая лаборатория. Она оснащена высоким техническим оборудованием. Качество продукции подтверждает сертификат лаборатории Национального союза объединенных производителей алкоголя (Франция) и свидетельство Всероссийской организации качества, удостоверяющее присвоение продукции завода знака «Российское качество» (2005г).

Оборудование и производственные линии нуждаются в модернизации или замене для возможности выпуска конкурентоспособной продукции.  В 2008 году приобретены    несколько    новых линий, способных улучшить качественные характеристики   продукции.   Кроме того, принята и начала реализовываться  долгосрочная программа по обновлению ОПФ предприятия.

Основные проблемы в производственном процессе связаны с износом оборудования, а также с нехваткой квалифицированного персонала.

Но, несмотря на все трудности, отдел технического контроля тщательно следит за уровнем качества всей продукции в целом и старается устранять недостатки на начальных этапах их возникновения. Продукция завода относится к среднему классу или выше среднего по всему ассортиментному ряду.

Организация ремонта оборудования на предприятии ОАО “Изумрудное” подразумевает наличие следующих ремонтных работ: осмотр, малый ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт. Так же предусматривается межремонтное обслуживание, то есть профилактические мероприятия по соблюдению правил эксплуатации согласно требованиям технологии производства и технических инструкций заводов-изготовителей оборудования.

Капитальный ремонт оборудования производит ремонтно-механический цех предприятия. К выполнению ремонтных работ могут привлекаться специализированные ремонтные организации и предприятия.

В качестве дезинфицирующих средств на предприятии ОАО «Изумрудный» используются следующие средства: раствор каустической соды, формалин, антиформин, ортофосфорная кислота, хлорная известь, септабик. Санитарный день устраивается в первый день каждого месяца.

В варочном отделении наружную очистку котлов производят при дезинфекции цеха один раз в месяц; для мытья помещения используется раствор хлорной извести. Не реже 2 – 3 раз в месяц производят внутреннюю очистку чанов. В качестве  дезинфектанта используется антиформин. Потом котел промывают водой и пропаривают острым паром. Все трубопроводы после  промывки также пропаривают острым паром.

Дезинфектанты применяют в основном галогеносодержащие или на основе надуксусной кислоты. Но чаще всего для обработки оборудования используют растворы кислоты и щелочи. Оборудование бродильного отделения обрабатывают антиформином. Оборудование дрожжевой станции – горячими растворами щелочи и кислоты.   Воздухопроводы и пивопроводы пропариваются острым паром.

Один раз в месяц устраивается полный санитарный день (в этот день останавливается производство и осуществляется мойка и дезинфекция помещений и оборудования). Еженедельно производится частичная дезинфекция (без остановки оборудования, в перерывы между варками). Ежедневно обрабатывают линии готовой продукции. Форфасы и бродильные танки обрабатывают раствором хлорной извести после каждого освобождения.

 

2.1.6 Оценка инвестиционных  и инновационных возможностей  предприятия.

 

Таблица 3- Оценка реализованных инновационных проектов

 

Наименование инновационного проекта

Достигаемая цель

Объем инвестиций, руб.

Источник инвестиций

Результат реализации

Установка современного диатомитового пастеризационного аппарата.

Исключение производственного брака, повышение качества готового продукта.

886 000

Собственные средства предприятия

Экономический эффект

Сокращение производственного брака на 10%

Установка современной полностью автоматизированной линии розлива.

Экономия времени, рабочей силы, повышение качества продукта, сокращение потерь.

2688 790

Заемный банковский капитал

Экономический эффект

Сокращение потерь на 10%

Установка пластинчатого теплообменника

Сокращение времени охлаждения сусла, уменьшение занимаемого пространства

1 060 000

Заемный банковский капитал

Экономический эффект


 

 

 

 

Таблица 4 – Оценка инновационной активности

 

Объем затрат (включая опытное  
производство) на НИОКР

Источники покрытия затрат (прибыль, себестоимость, внешние инвестиции)

Численность специалистов, занятых продуктовыми и технологическими инновациями (включая опытное производство)

Удельный вес (в %) новых изделий в общем объеме производства

Ввод основных фондов и освоение новых технологий (в %)

Всего, тыс. руб.

в т.ч. ФОТ, тыс. руб.

5760

1121,3

Прибыль, внешние инвестиции

23

8,06

5,3

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»