Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа
Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе
Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.
- пиво не фильтрованное не пастеризованное светлое «Маралихинское»;
- русский квас;
- безалкогольные газированные напитки.
Безалкогольные газированные напитки выпускаются в следующем ассортименте:
«Лимонад»
«Аромат абрикоса» 100 дал/месяц
«Буратино»
«Крем - сода» 600 дал/месяц
«Дюшес» 600 дал/месяц
«Кола»
«Тоник» 100 дал/месяц
«Тархун» 200 дал/месяц
«Аромат абрикоса» 100 дал/месяц
«Аромат апельсина» 500 дал/месяц
«Аромат яблока» 200 дал/месяц
«Аромат вишни» 200 дал/месяц
«Лимон лайм»
«Барбариска»
«Ириска»
Продукция
Пиво «Маралихинское» |
Вода питьевая «Изумрудная» |
Напитки сахоросодержащие |
Напитки не сахаросодержащие |
Рынки
местный рынок села Маралиха |
магазины Краснощековского района |
Рынок Алтайского края |
Рисунок 14- Группировка продукции по рынкам.
2.2.4 Анализ системы закупок на предприятии.
Предприятие ОАО «Изумрудный» для производства своей продукции закупает следующие виды сырья:
а) Для производства пива непастеризованного темного «Маралихинское»: солод, ферментную разводку дрожжей, хмель гранулированный пакетированный.
б) Для производства безалкогольных газированных напитков: красители, сахар, подсластители, концентраторы, консерванты и др.
Вода - основное сырье, которое во многом обуславливает как протекание технологических процессов, так и качество готовых продуктов. Водоснабжение предприятия осуществляется скважиной БИ - 214, БИ. - 216., 38 - 80 - резервные скважины. Вода из скважины используется как для технологических целей, так и для технических. Вода проходит очистку при помощи фильтра с ультро-фиолетовыми лучами. Подогрев воды для технологических целей осуществляется паром, подаваемом при помощи труб из котельной завода.
Таблица 2 – Характеристика системы закупок
Закупаемые ресурсы |
Доля в общем объеме закупок, % |
Поставщики | ||||
Наименование сырья |
Кол-во в натуральных единицах |
Цена приобретения, руб. |
Среднерыночная цена, руб. |
Объем закупок, тыс. руб. | ||
Солод ячменный светлый |
- |
- |
- |
- |
- |
Собственного производства |
Ферментная разводка дрожжей |
121 |
|||||
Хмель гранулированный пакетированный |
1750 |
|||||
Сахар |
1500 |
|||||
Пищевые красители |
115 |
ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики» | ||||
Ароматизаторы/Концентраторы |
107 |
ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики» | ||||
Подсластитель «Свитленд 200» |
135 |
ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики» | ||||
Лимонная кислота Е 330 |
57 |
ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики» | ||||
Бензоат натрия Е 211 |
61 |
ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики» | ||||
Соль поваренная |
163 |
ЗАО «Комбинат химико-пишевой ароматики» | ||||
Транспортные расходы |
- |
- |
- |
1789.18 |
||
Итого |
На сегодняшний день можно сказать, что материально-техническое снабжение предприятия находится на должном уровне, оно прекратило тратить на закупку сырья и материалов больше, чем можно, постоянно ведутся переговоры по снижению цен, которые и так ниже рыночных. Совместно с технологами прорабатываются варианты замены некоторых видов сырья (дорогостоящих) на новые (более дешевые) без снижения показателей качества продукции завода
На предприятии постоянно ведутся мероприятия по снижению затрат на транспортировку и складирование запасов. Поставщиков стараются выбирать, минимизируя затраты на доставку данного вида сырья. Требования качества, предъявляемые к сырью, поставщики практически всегда выполняют. Кроме того, на заводе ведётся постоянный контроль качества сырья и разработка соответствующих рецептур, при обнаружении отклонений в показателях.
Основная стратегия в области закупок связана с установлением долгосрочных отношений с крупными поставщиками сырья, которым завод не может обеспечить себя самостоятельно (красители, ароматизаторы и т.д.) Предприятие, несомненно, заинтересовано в надежных поставщиках и долгосрочных партнерских отношениях. Однако, из-за колебаний цен на рынке сырья и материалов, предпочтение отдается альтернативным вариантам закупок.
2.1.5 Анализ производственного процесса.
Основное производство включает следующий набор производственных помещений:
Численность работающих на предприятии - 42 человека. Предприятие работает по пятидневной рабочей неделе, 8 часов в день. Режим работы для аппарата управления односменный. На участках, где режим круглосуточный - обслуживающий персонал работает по сменам. Расход воды на производственные нужды составляет 1100,3 м3/сутки, на хозяйственные нужды 136,9мЗ/сутки. Общий расход воды за год - 460,0 тыс.м3.
Проектная мощность предприятия – 350 т.дал/год (Цех производства пива – 250 т.дал/год, цех производства безалкогольных напитков – 100 т.дал/год). Производственная мощность цеха производства пива – 35 т.дал/год, цеха безалкогольных напитков – 74,8 т.дал/год. Производительность линии розлива 6 тыс.бут./час. Использование мощностей по производству пива составляет лишь 15 %. Это довольно низкий показатель. Использование мощностей по производству безалкогольных напитков составляет около 75 %, что является очень хорошим показателем.
На предприятии действуют вспомогательные участки производства. Эффективно работает система организации технического обслуживания и ремонта технологического оборудования.
Основное
правило производства - строгое соответствие
утвержденным рецептурам ГОСТ, точный
подбор ингредиентов
и жесткий контроль качества на всех стадиях
производства, который осуществляет производственно-
Оборудование и производственные линии нуждаются в модернизации или замене для возможности выпуска конкурентоспособной продукции. В 2008 году приобретены несколько новых линий, способных улучшить качественные характеристики продукции. Кроме того, принята и начала реализовываться долгосрочная программа по обновлению ОПФ предприятия.
Основные проблемы в производственном процессе связаны с износом оборудования, а также с нехваткой квалифицированного персонала.
Но, несмотря на все трудности, отдел технического контроля тщательно следит за уровнем качества всей продукции в целом и старается устранять недостатки на начальных этапах их возникновения. Продукция завода относится к среднему классу или выше среднего по всему ассортиментному ряду.
Организация ремонта оборудования на предприятии ОАО “Изумрудное” подразумевает наличие следующих ремонтных работ: осмотр, малый ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт. Так же предусматривается межремонтное обслуживание, то есть профилактические мероприятия по соблюдению правил эксплуатации согласно требованиям технологии производства и технических инструкций заводов-изготовителей оборудования.
Капитальный ремонт оборудования производит ремонтно-механический цех предприятия. К выполнению ремонтных работ могут привлекаться специализированные ремонтные организации и предприятия.
В качестве дезинфицирующих средств на предприятии ОАО «Изумрудный» используются следующие средства: раствор каустической соды, формалин, антиформин, ортофосфорная кислота, хлорная известь, септабик. Санитарный день устраивается в первый день каждого месяца.
В варочном отделении наружную очистку котлов производят при дезинфекции цеха один раз в месяц; для мытья помещения используется раствор хлорной извести. Не реже 2 – 3 раз в месяц производят внутреннюю очистку чанов. В качестве дезинфектанта используется антиформин. Потом котел промывают водой и пропаривают острым паром. Все трубопроводы после промывки также пропаривают острым паром.
Дезинфектанты применяют в основном галогеносодержащие или на основе надуксусной кислоты. Но чаще всего для обработки оборудования используют растворы кислоты и щелочи. Оборудование бродильного отделения обрабатывают антиформином. Оборудование дрожжевой станции – горячими растворами щелочи и кислоты. Воздухопроводы и пивопроводы пропариваются острым паром.
Один раз в месяц устраивается полный санитарный день (в этот день останавливается производство и осуществляется мойка и дезинфекция помещений и оборудования). Еженедельно производится частичная дезинфекция (без остановки оборудования, в перерывы между варками). Ежедневно обрабатывают линии готовой продукции. Форфасы и бродильные танки обрабатывают раствором хлорной извести после каждого освобождения.
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия.
Таблица 3- Оценка реализованных инновационных проектов
Наименование инновационного проекта |
Достигаемая цель |
Объем инвестиций, руб. |
Источник инвестиций |
Результат реализации |
Установка современного диатомитового пастеризационного аппарата. |
Исключение производственного брака, повышение качества готового продукта. |
886 000 |
Собственные средства предприятия |
Экономический эффект Сокращение производственного брака на 10% |
Установка современной полностью автоматизированной линии розлива. |
Экономия времени, рабочей силы, повышение качества продукта, сокращение потерь. |
2688 790 |
Заемный банковский капитал |
Экономический эффект Сокращение потерь на 10% |
Установка пластинчатого теплообменника |
Сокращение времени охлаждения сусла, уменьшение занимаемого пространства |
1 060 000 |
Заемный банковский капитал |
Экономический эффект |
Таблица 4 – Оценка инновационной активности
Объем затрат (включая опытное |
Источники покрытия затрат (прибыль, себестоимость, внешние инвестиции) |
Численность специалистов, занятых продуктовыми и технологическими инновациями (включая опытное производство) |
Удельный вес (в %) новых изделий в общем объеме производства |
Ввод основных фондов и освоение новых технологий (в %) | |
Всего, тыс. руб. |
в т.ч. ФОТ, тыс. руб. | ||||
5760 |
1121,3 |
Прибыль, внешние инвестиции |
23 |
8,06 |
5,3 |