Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа
Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе
Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.
Для комплексной оценки финансового состояния предприятия необходимо рассчитать общий рейтинг. Он составляет 34 балла. По шкале устойчивости финансового состояния предприятия это означает, что предприятие имеет относительно неустойчивое финансовое состояние.
2.1.10 Оценка эффективности
системы управления и
Предприятие имеет линейно- функциональную структуру аппарата управления, при которой организация разбита на подразделения, выполняющие специализированные функции. (Рисунок 15) Логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенное в такой форме позволяет достигать поставленных цепей.
Линейные звенья управления командуют, а функциональные - помогают в разработке конкретных вопросов и подготовки соответствующих решений, программ, планов.
Линейные связи возникают между подразделениями и руководителями разных уровней управления. Функциональные связи характеризуют взаимодействие между подразделениями и руководителями, связанными ведением определенной деятельности на разных уровнях управления при отсутствии между ними административного подчинения.
Рисунок 15 - Структура аппарата управления ОАО «Изумрудное»
Предприятие ОАО «Изумрудное» возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия. Генеральный директор руководит предприятием в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства.
Главный инженер руководит работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнение плана, выпуск высококачественной продукции, использование новейшей техники и технологии. Главный инженер возглавляет производственно - технический совет предприятия, являющийся совещательным органом. Ему подчиняются отделы:
- технический
- главного механика
- главного энергетика
- производственно диспетчерский
- технического контроля
- техники безопасности.
Главный экономист, являющийся заместителем директора по экономическим вопросам, руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы, организации внутризаводского хозрасчета и др. Ему могут подчиняться планово-экономический отдел, бухгалтерия, финансовый отдел, экономическая служба.
Планово-экономический отдел (маркетинговый отдел) разрабатывает годовые, квартальные планы предприятия и отдельных цехов, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует внутризаводское и внутрицеховое планирование, разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет оперативный статистический учет, анализ показателей работы основных агрегатов, цехов и заводов, разрабатывает и представляет на утверждение проекты, цены на новую продукцию, изучает и внедряет передовой опыт в организации планово-экономической работы и др.
Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др. Главный бухгалтер организует финансовую деятельность предприятия; обеспечивает разработку мероприятий по эффективному использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Руководит выявлением и ликвидации необоснованных расходов, осуществляет контроль по составлению и сдаче налоговой и государственной статистической отчетности.
Кроме того главный бухгалтер осуществляет контроль сохранности собственности, правильного расходования денежных средств и материальных ценностей.
Самым большим и функциональным отделом является производственный отдел. Главному инженеру нужно скоординировать и правильно направить усилия всех производственных служб, в тех случаях, когда они должны взаимодействовать. Главный инженер следит за тем, чтобы правила работы и условия труда не нарушались.
Заведующий лабораторией отвечает за вопросы, связанные с качеством продукции, сюда относится лаборатория испытания и контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Главный технолог ведет контроль за тем, чтобы обеспечение потребностей завода было комплексное, своевременное и равномерное. Руководит организацией бесперебойного транспортного обслуживания.
В задачи службы безопасности входит охрана внешних рубежей предприятия от проникновения посторонних. Это необходимо для предотвращения всевозможных хищений не только материальных ценностей, но и информационных.
Такая структура создана для достижения организационных целей и по мере изменения этих целей или условий их реализации (состояние внешней среды) она будет претерпевать изменения.
Существующая организационная структура является достаточной и оптимальной для решения проблем, стоящих перед предприятием в ходе его финансово-хозяйственной деятельности. Преимуществом данной организационной структуры является хорошо налаженная координация между подразделениями, созданная аппаратом администрации предприятия благодаря многолетней работе вместе для продвижения к поставленной цели.
В целом можно сказать, что ОАО «Изумрудное», функционирует достаточно успешно для современной России. Несмотря на кризис оно смогло найти выход из сложившейся ситуации и продолжить свою деятельность, даже увеличивая объемы производимой продукции.
2.2 Анализ отрасли и конкуренции.
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли.
1. Размер (ёмкость) рынка
Рынок слабоалкогольной и безалкогольной продукции является очень емким. Так как это напитки повседневного потребления, производство пива и газированных напитков является весьма привлекательным для производителей. Рынок пива и безалкогольных напитков в России характеризуется широким ассортиментом производимых сортов и марок. В последние годы наблюдается увеличение объемов производства пива и безалкогольных напитков, что связано с появившейся в последние годы тенденцией тяготения потребителей к слабоалкогольным напиткам, что связано с ростом автомобильного парка. Одной из главных тенденций развития пивоваренной индустрии в 2007 году было активное развитие регионов, что наблюдалось в динамике производственных показателей многих субъектов Российской Федерации. В отрасли наблюдаются положительные преобразования: улучшение качества выпускаемой продукции, расширение ассортиментного ряда, введение новых технологий, модернизация оборудования.
Конкуренция в отрасли довольно высокая. Связано это как с привлекательностью отрасли для производителей, так и большим разнообразием предприятий – производителей, выпускающих во многом одноименную продукцию.
Одной из наиболее характерных тенденций развития пивоваренного рынка в 2003-2008 годы стала его концентрация в руках нескольких крупнейших игроков. За эти годы на рынке значительно снизилась доля малых и средних предприятий и произошло усиление позиций гигантов индустрии. В 2008 году эти тенденции только усилились. Так, снижение производства на независимых пивоварнях с объемом производства от 1 до 7 млн. дал в год составило 4-5%, а в отдельных случаях до 50%. В то же время рост производства лидеров индустрии, на долю которых приходится до 85% пивоваренного рынка, в 1,5-2 раза превысил среднеотраслевой, а показатели отдельных компаний достигли отметки в 30%.
Сложившаяся ситуация на российском рынке пива во многом объясняется тем, что малый и средний бизнес не имеет необходимых ресурсов и достаточного опыта в организации маркетинга и системы дистрибуции - столь важных элементов ведения бизнеса в современных условиях острейшей конкуренции. При этом ведущие компании в последние два-три года активизировали свои усилия именно на этих направлениях.
Рынок пива и безалкогольных напитков находится в стадии зрелости, при этом он постоянно растет как в количественном, так и в качественном отношении. Если в 90-х гг. лидеры отрасли уделяли основное внимание рынкам крупных мегаполисов, где ощущался недостаток качественной продукции, то в последнее время пивоваренные компании сосредоточили свои усилия на региональных производственных площадках. В 27-ми субъектах федерации темп роста производства в 2007 году (по сравнению с 2006 г.) превысил соответствующий среднеотраслевой показатель; при этом в 16 регионах он составил более 20%.
Пиво – один из любимых напитков россиян, пользуется постоянным спросом, поэтому количество покупателей на пиво постоянно велико.
Безалкогольные напитки – это универсальный продукт, который употребляют все социальные слои населения без разделения на пол, возраст, положение в обществе, в связи с этим количество покупателей на эту продукцию чрезвычайно велико.
Основные барьеры связаны с высокими первоначальными вложениями в предприятие, так как оборудование для производства пива и безалкогольных напитков стоит дорого. Следующий существенный барьером является высокая конкуренция в отрасли, связанная с большим количеством производителей, выпускающих одноименную продукцию. Еще одним барьером является налоговая политика государства. В последнее время налоговая и прежде всего акцизная политика государства становится инструментом для существенного влияния на ситуацию не только в отрасли, но и в целом на рынке алкогольных напитков и пива.
Нельзя не отметить, что последние законодательные решения об индексации ставки акциза на пиво могут иметь самые негативные последствия для экономики ряда регионов, в которых осуществляется производство пивоваренной продукции. Между тем анализ ситуации по сбору акциза от производства пива по российским регионам дает основание считать, что отечественная пивоваренная отрасль является на сегодняшний день основным плательщиком акциза в пищевой и перерабатывающей промышленности России.
По итогам 2007 года в результате деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на пивоваренную отрасль пришлось от 20 до 38% всех собранных акцизов по федеральным округам. Если проанализировать ситуацию по отдельным регионам, в которых сосредоточено производство пива, то в большинстве из них доля акцизных сборов от пива достигает 70-80% от общего объема поступивших денежных средств от подакцизных товаров.
Основные технологические процессы приготовления пива, да и безалкогольных напитков, не изменяются уже много лет. Но постоянно появляются нововведения, касающиеся, как расширения ассортимента выпускаемой продукции, так модернизации оборудования, технологических линий и процессов. Все эти усовершенствования направлены на повышение качества выпускаемой продукции, снижение себестоимости, без потерь для качества, уменьшения количества ручного труда, путем механизации и автоматизации производства, что, в свою очередь, снижает количество брака, потерь, увеличивает производительность, экономичность и эффективность производства.
7 Внешнеэкономическая
деятельность.
В структуре импортного пива, поставляемого в Российскую Федерацию, за последнее десятилетие произошли принципиальные изменения. Если в 90-е годы ввезенная продукция состояла преимущественно из сортов, произведенных в дальнем зарубежье (главным образом, в Западной Европе), то в последние годы главным зарубежным поставщиком пива в Россию является Украина. В целом, импорт пива из дальнего зарубежья в минувшем году составил 2,7 млн. дал, а из стран СНГ - 21,37 млн. дал. Однако количество стран-импортеров из дальнего зарубежья, конечно же, существенно превышает их число из государств СНГ. С началом становления российской пивоваренной индустрии лидеры отрасли обратили внимание на зарубежные рынки сбыта, что позволило им как увеличить узнаваемость выпускаемых брендов, так и заложить основу формирования международного имиджа этих марок.
По сравнению с предыдущими
годами, когда ежегодный темп роста российского
экспорта составлял от 30 до 90%, показатели
2008 года можно расценивать как достаточно низкие
- экспортные поставки пива выросли на
12%, что в абсолютных значениях составило
22,9 млн дал.
Главным обстоятельством, послужившим
причиной снижения темпов роста экспорта,
стало снижение поставок на Украину, третьего
по величине после Казахстана и Белоруссии
импортера отечественного пива, и в Узбекистан.
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли.