Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа
Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе
Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.
Причины ограниченного применения Теории стратегического планирования:
1. Консерватизм управленческого мышления большого числа руководителей.
2. Позиция, направленность
мышления и цели собственников;
преобладание во многих
3. Существующее среди
руководителей представление, согласно
которому вопросы стратегии, как
бы они при этом ими не
понимались, являются их исключительной
прерогативой, и вмешательство “
4. Степень определённости,
структурированности и, в конечном
счёте, доступности представления
Теории стратегического
Идеи, теория стратегического планирования и управления стали известны благодаря таким авторам, как И. Ансофф ,Ф. Котлер, М. Портер и другие. В России многое сделано для её интерпретации и адаптации. В некоторых случаях происходит механическое сложение всех основных идей и подходов Теории стратегического планирования без их упорядочения и осмысления. В результате, на тему Теории стратегического планирования мы имеем много литературы, которая имеет две главные особенности.
Первая - сложность и малодоступность для практиков самого предмета рассмотрения. Характерны абстрактность и отрыв Теории стратегического планирования от того, чем должна кончаться в бизнесе любая теория - от финансово-хозяйственных результатов.
Вторая - большое разнообразие подходов, особенно при попытках её осмысления и развития в российских условиях. Расплывчатость, неоднозначность таких терминов, как стратегия, цель, задача и т. п. Неоднозначна трактовка соотношения понятий “Стратегия организации” и “стратегия маркетинга”...
Невоспринимаемость абстрактно сформулированных принципов и методов стратегического управления с практической точки зрения обусловлена прежде всего крайней сложностью самой проблемы. Предприятия настолько отличаются по продуктам, рынкам, отраслям и условиям конкуренции, производственной системе, потенциалу диверсификации, составу и возможностям персонала и т. д., что абстрактно сформулированные положения Теории стратегического планирования для них практически ничего не значат. Вариантов стратегического поведения организации, с точки зрения теории, существует бесчисленное множество. В действительности, для конкретного предприятия или организации набор таких, реально возможных вариантов, ограничен. Однако, ясно видимого “мостика” от абстрактного множества вариантов в Теории стратегического планирования к их практике - реальному набору стратегических вариантов - не видно.
Такие “мостики” выстраивают, иногда вынужденно, консалтинговые фирмы потому, что понимают, что успех клиента, а значит и их успех, невозможен в полной мере без привязки к стратегической перспективе. Иногда такая практическая методика является “ноу-хау” консультантов.
Для адаптации Теории стратегического планирования для практического применения необходимо выполнить, по крайней мере, три условия: сделать утверждения о пользе стратегического управления более предметными, представить ясную и точную систему понятий, относящихся к Теории, и обозначить подходы, с помощью которых можно выстраивать систему стратегического управления на конкретном предприятии.
Система аргументации в пользу применения Теории стратегического планирования в организации может быть построена на следующих утверждениях.
1. Основная идея стратегического
управления: “только постоянно изменяясь
можно успешно вести бизнес
и развиваться в условиях сильн
2. Практическая и успешная
реализация в организации
3. Система стратегического управления способна постоянно предоставлять руководителю конкретную управленческую информацию о наиболее подходящих вариантах стратегических планов, решений и поведения.
4. Польза для организаций
от создания и применения
Уточнённый, минимальный и предельно конкретный набор базовых тезисов и понятий, относящихся к вопросам стратегического управления, может быть следующим.
- Производственно-хозяйственная структура организации;
- Потенциал диверсификации производственной системы;
- Состояние организации;
- Стратегия - Стратегические решения – Стратегическая цель - Стратегическая задача;
- Стратегический план - Стратегическое планирование;
- Область применения понятия “стратегия”;
- Соотношение корпоративных
и маркетинговых целей и
Задача состоит в том, чтобы представить достаточно простой и понятный алгоритм реализации системы стратегического планирования и управления на любом предприятии, который позволял бы в бесчисленных вариантах стратегического поведения дать “вехи”, “коридоры”, пользуясь которыми, можно двигаться по индивидуальному, творчески разработанному маршруту с минимальным риском “подрыва” - неудачи применения этой системы.
Основы подобного представления могут выглядеть следующим образом.
1) Система стратегического управления базируется на соответствующем стратегическом планировании.
2) Стратегическое планирование - это непрерывный итерационный процесс, техническую основу которого составляют программные продукты для бизнес-планирования, при котором:
а) Составляется и, по мере реализации, корректируется субъективное представление руководства о желаемом будущем организации;
б) Разрабатывается набор вариантов стратегий, каждая из которых ведёт к желаемому будущему и состоит из последовательности промежуточных целей, “обсчитанных” по стоимости и затратам времени, которые должны обязательно иметь ряд удовлетворительных стратегических альтернатив в пределах заданного стратегического набора.
3) Техника постоянных изменений в организации заключается в реализации, осмыслении и системной оценке результатов достижения ближних промежуточных стратегических целей и, при необходимости, корректировке стратегии.
В рамках текущего финансового планирования в последние годы появляется немало интересных новшеств, таких, например, как "программное бюджетирование" (зародившееся в 60-е годы в министерстве обороны США), когда финансовые планы разрабатываются для достижения конечных результатов на программно-целевой основе, или же "разработка бюджета на нулевой основе" (пионер в этом деле-фирма "Тексас Инструментс"), когда каждый из видов деятельности, осуществляемых в рамках той или иной функции или же структурного подразделения, в начале годового цикла планирования должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств.
Основные принципы разработки корпоративной стратегии развития промышленного предприятия:
- единая организация всех бизнес-процессов;
- корпоративная стратегия
развития является основой
- определяет основные
функциональные компоненты
- повышение уровня развития
отдельных бизнес-
Определено содержание корпоративной стратегии развития промышленных предприятий, основанной на революционном и инерционном подходе.
Инерционный подход к разработке корпоративной стратегии развития промышленного предприятия должен базироваться на использовании ключевой компетенции и предполагает следующие мероприятия:
Революционный подход подразумевает коренное изменение стратегической составляющей деятельности промышленного предприятия, возможно и изменение ключевых компетенций, а именно:
Необходимость использования революционного подхода обусловлена:
В настоящее время действия организаций
и их руководителей не могут сводиться
к простому реагированию на происходящие
перемены. Все шире признается необходимость
сознательного управления изменениями
на основе научно обоснованной процедуры
их предвидения, регулирования, приспособления
к целям организации, к изменяющимся внешним
условиям. Точно так же и сама организация
должна адекватно реагировать на изменения
во внешней среде.
Современным
инструментом управления развитием организации
в условиях нарастающих изменений во внешней
среде и связанной с этим неопределенности
является методология стратегического
управления.
Практика показывает, что те организации,
которые осуществляют комплексное стратегическое
планирование и управление, работают более
успешно и получают прибыль значительно
выше средней по отрасли. Многие руководители,
имеющие опыт планирования, и просто энергичные
люди не добиваются желаемого успеха из-за
того, что распыляют свои силы, стремясь
охватить как можно больше рынков, произвести
как можно больше разнообразных продуктов
и удовлетворить потребности различных
групп клиентов. Для успеха же необходимы
целенаправленная концентрация сил и
правильно выбранная стратегия. Иными
словами: кто лучше планирует свою стратегию,
тот быстрее достигает успеха.
У любого
предприятия есть индивидуальные особенности,
связанные с организационной структурой,
ценностями, технологией, кадровым, научным
потенциалом и т.п. Таким образом, организации,
чтобы добиться максимального экономического
эффекта, требуется адаптировать существующую
систему маркетингового планирования
к среде, в которой она действует.
Юридический адрес: 658351 Алтайский край, Краснощековский район, с. Маралиха, ул. Янголя 9, тел. 23-3-26.
Пивоваренный завод построен и введен в действие в 1996 году.
Здание типовое, кирпичное в удовлетворительном состоянии. Набор производственных помещений:
Имеются складские помещения, состояние удовлетворительное. Набор производственных помещений соответствует технологии производства и действующим санитарным нормам.
Котельная находится в отдельном здании, там же находится слесарный цех. Водоснабжение производится из собственной скважины. Санитарное состояние водных источников и разводящей цепи в удовлетворительном состоянии
ОАО «Изумрудное» специализируется на выпуске пива «Маралихинское», воды питьевой «Изумрудная», напитков сахаросодержащих и напитков не сахоросодержащих.
Организационно-правовая форма предприятия – акционерное общество открытого типа (ОАО).
Пивзавод принадлежит ОАО «Изумрудное», но в данный момент передано в аренду ООО « Производственное Предприятие «Ермак».
Контрольный пакет акций принадлежит ООО «Ермак»- 80%.
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае
а) Анализ рынка пива в России
Россияне любят пиво меньше, чем другие
европейцы. В среднем в год мы выпиваем
55 литров пенного напитка, в то время как
европейцы — 110 литров. При этом по оценкам
аналитиков рынка, мы предпочитаем светлое
пиво темному, а бутылочное — разливному.
Если говорить о цене, то мы покупаем либо пиво
класса премиум (30 рублей за бутылку), либо
совсем дешевое (по 21 рублю). Напиток среднеценового
сегмента (25 рублей) последние годы пользуется
все меньшей популярностью у россиян.
В прошлом
году, по оценкам компании Business Analytica, россияне
выпили 832 млн. декалитров пива, что на
12% выше уровня 2007 года. Заплатили они за
пенный напиток 8,2 млрд. долларов, что на
23% больше предыдущего года. Рост во многом
обусловлен увеличением потребления пива
в регионах. С повышением уровня жизни
потребители все чаще отказываются от
крепких спиртных напитков в пользу вина,
пива и слабоалкогольных коктейлей. Если
раньше эта тенденция наиболее ярко проявлялась
в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас
— и в регионах.
По оценкам Business
Analytica, единоличным лидером рынка в 2007
году стал холдинг Baltic Beverages Holding AB, на долю
которого пришлось 34,8% рынка в стоимостном
выражении. Его ближайший конкурент —
компания Sun Interbrew — отстает почти вдвое
и занимает 16,4% рынка. На третьем месте
— компания Heineken Russia (8,5%), на четвертом
— South African Breweries (7,2%). Замыкает пятерку
лидеров Efes Beverages Group(6,7%).