Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа
Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.
Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...……………………………………...……………………..
1 Теоретические основы устройства, планировки
и оборудования магазинов………..……….………………………………
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики
торгового оборудования………………………………………………
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..…………………………
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказываемых в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………78
Приложение Б Организационная структура ОАО «ЦУМ Минск» …..…..80
Приложение В Бухгалтерский баланс ОАО «ЦУМ Минск»………....…...81
Приложение Г Основные показатели финансово-экономической
деятельности ОАО «ЦУМ Минск» за 2011 год………....88
Приложение Д Выполнение общего товарооборота
ОАО «ЦУМ Минск» за 2011 год………………..………...89
Приложение Е Фотография выкладки обуви в секции
«Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск»…………….……90
Приложение Ж Фотография выкладки обуви в секции
«Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» .………..………..91
Приложение И Фотография примерочной банкетки
«Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» .………..………..92
Приложение К Фотография выкладки обуви
в секции
ВВЕДЕНИЕ
Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.
Основными задачами технической оснащенности в торговой организации являются: формирование прогрессивной технической политики, направленной на создание более совершенных видов технологических процессов; создание условий для высокопроизводительной, ритмичной и рентабельной работы организации; последовательное сокращение длительности технической подготовки, ее трудоемкости и стоимости при одновременном повышении качества всех видов торговых услуг.
Магазин должен располагать комплексом оборудования и помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку.
Торговые помещения и оборудование занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Оборудование, площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы. Все помещения и оборудование магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.
Размещение оборудования и помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка оборудования помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей в торговых организациях. При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; оптимально использовать торговые площади; создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.
Важную роль в организации бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций. Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места. Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Зоны хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Таким образом, правильно подобранное торговое оборудование, выбор устройства и планировки торгового зала существенно влияют на увеличение товарооборота, а следовательно и прибыли торговой организации.
Все вышесказанное предопределило выбор темы и обусловило ее актуальность.
Цель дипломной работы – характеристика устройства, планировки и оборудования в ОАО «ЦУМ Минск» и определение основных направлений для их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Объект дипломного исследования: ОАО «ЦУМ Минск».
Предмет дипломного исследования: пути рационализации устройства, планировки и оборудования торговой организации.
Методологической основой написания дипломной работы явились инструктивный и методологический материал по теме исследования, специальная экономическая литература, а также экономические и статистические данные ОАО «ЦУМ Минск».
Рассмотрением вопросов по устройству, планировке и оборудованию магазинов в своих трудах занимались такие авторы как Чкалова О.В., Памбухчиянц О.В., Платонов В.Н., Виноградова С.Н., Соломатин А.Н., Андреев А.Н., Гуляев В.А. и мн. др.
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов
Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети, которая представляет собой совокупность большого числа розничных торговых организаций, осуществляющих куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
Современный магазин требует наличия определенных функциональных помещений, которые должны обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства для работников и сохранность товарно-материальных ценностей. Устройство магазина, планировка его помещений и торгово-технологический процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они зависят от товарного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от характера работ по подготовке к продаже (перемеривание тканей, утюжка одежды, проверка теле- и радиоаппаратуры, продажа живой рыбы и т.п.).
Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
Основными признаками, по которым классифицируют торговые здания и сооружения, являются: капитальность сооружения, особенности объемно-планировочного решения, материал наружных стен.
По капитальности все торговые здания и сооружения делятся на два вида:
В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения торговые здания могут быть:
При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с цокольными и подземными этажами или без них. Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно, особенно в районах с плотной застройкой. Поэтому в городских условиях преобладает строительство многоэтажных магазинов. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а иногда и торговые залы (например, в подземном этаже универмага может размещаться отдел по продаже продовольственных товаров) [1, c. 245].
По размеру торговых площадей торговые здания делятся на мелкие (до 250 м²), средние (250-1000 м²), крупные (1000-5000 м²), особо крупные (свыше 5000 м²).
Торговые здания и сооружения должны отвечать проектно-технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
Основные проектно-
При проектировании магазинов
следует учитывать
Технологические требования предполагают такое устройство здания, при котором обеспечивается рациональная организация торгово-технологического процесса, предусматривающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение прогрессивных методов продажи товаров.
Архитектурно-строительными требованиями предусматривается прочность конструкции здания, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитектуры здания композиции уже имеющейся застройки, наличие удобных подземных путей к магазину и тротуаров для пешеходов.
В соответствии с экономическими требованиями торгово-технологический процесс должен осуществляться с наименьшими затратами труда и средств. Торговые здания с экономической точки зрения должны быть дешевыми, оснащенными удобным и недорогим оборудованием. При этом сроки окупаемости капитальных вложений предусматриваются минимальными.