Формирование системы управления затратами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность, цель и задачи системы управления затратами, выбрать основные параметры и принципы ее организации; определить объекты управления, в том числе составить перечень центров ответственности для данного предприятия и определить состав регулируемых и нерегулируемых затрат для каждого из них; провести классификацию затрат для целей управления; составить сметы – бюджеты затрат и результатов по объектам управления, сметные калькуляции неполной себестоимости изделий; составить отчет об исполнения сметы по одному из центров ответственности и рассчитаны отклонения фактических затрат от плановых; провести анализ отклонений по факторам с указанием причин и виновников отклонений; провести анализ доходности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ……………………………………………………..…..4

ГЛАВА I. ВЫБОР СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ

1.1. Выбор элементов системы управления затратами……………….…..6

1.2. Характеристика разделов и функций системы управления затратами………………………………………………………………….…7

1.3. Выборы объектов управления затратами…………………………....10

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Планирование затрат предприятия на основе сметных уравнений……………………………………………………………….…..11

2.1.1. Формирование смет по видам затрат…………………....…….…...12

2.1.2. Формирование смет затрат по центрам ответственности…………23

2.2. Планирование результатов………………………………………..…..24

2.3. Учет, контроль и анализ затрат предприятия……………………..…26

ГЛАВА III. АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ И ДОХОДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………….…33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая УЗ Якимова.docx

— 278.77 Кб (Скачать файл)

      Таблица 1.1

Классификация систем управления затратами

     
Основные  признаки классификации Виды систем
Степени связи управленческого и финансового  учета Интегрированная (монистическая)
Автономная
Оперативность получения информации Система, основанная на учете прошлых (фактических) затрат
Система, основанная на учете нормативных (плановых) затрат
Полнота включения затрат в себестоимость Система учета  полной себестоимости
Система учета частичной (переменной) себестоимости

 
 

     По  форме взаимосвязи финансового (бухгалтерского) и управленческого учетов различают интегрированную (монистическую) и автономную системы. Интегрированная система предлагает дополнение финансового учета данными внутренней отчетности, которые позволяют администрации оценить рациональность организации производства на любом его участке. Данная система эффективна для небольших предприятий, выпускающих однородную по своему составу продукцию.

     Автономная  система представляет собой обособленное создание финансового и управленческого  учета. Связь между этими учетами  осуществляется с помощью так  называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.

     По  оперативности учета затрат различают учет фактических (прошлых, исторических) затрат и учет нормативных (плановых) затрат.

     Система учета фактических затрат заключается  в формировании информации для расчета  себестоимости и прибыли на основе фактически  возникающих в процессе производства и реализации затрат.

     Система учета нормативных (плановых) затрат включает разработку норм на затраты  труда, материалов, накладных расходов, составления нормативной (плановой) калькуляции и учет фактических  затрат с выделением отклонений от норм. Такая система ориентирования на оперативность контроля за ходом  формирования себестоимости и при  возникшей необходимости регулирования  ее процесса. Однако она предполагает создание и поддержание системы  нормативов.

     По  полноте включения затрат в себестоимость различают две системы управленческого учета: система полного включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) и система учета частичных затрат (учет неполной себестоимости). Это два варианта, отвечающие в управленческом учете различным целям. 

     В зависимости от степени взаимосвязи  управленческого и финансового  учеты, на данном предприятии мы будем  применять интегрированную систему  управления затратами предприятия. Так как эта система предполагает дополнение финансового учета данными  внутренней отчетности, которые помогут  администрации оценить рациональность организации производства на любом  его участке. Помимо этого заданные объемы производства у рассматриваемого предприятия так же указывают  на необходимость использования  монистической системой.

     Если  говорить об оперативности получения  информации то на предприятии будем  использовать, как плановый, так  и фактический учет затрат с целью  более полного анализа деятельности предприятия.

     По  полноте включения затрат в себестоимость  продукции, используем систему учета  частичной себестоимости. Так как  существуют постоянные и переменные затраты, а от объема производства зависят  только переменные, следовательно и  в себестоимость продукции включаются только эти затраты.

 

    1. Характеристика  основных этапов системы  управления затратами

      Управление  затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также  контроль за их выполнением. Функции  управления затратами реализуются  через элементы управленческого  цикла: прогнозирование и планирование, непосредственная организационная  работа, контроль, оценка, регулирование  и стимулирование.

      Функции системы управления затратами зависят  от функций управления и сводятся к следующему:

    • обеспечение всех уровней управления информацией, необходимой для планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;
    • оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в целом;
    • формирование информации, которая служит средством внутренней связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня:
    • перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.

      Процесс управления затратами ориентирован на эффективную реализацию этапов управления предприятием и включает в себя:

    • планирование затрат и результатов;
    • учет затрат и результатов;
    • контроль;
  • анализ.

   Планирование  затрат и результатов заключается в выявлении затрат и их количественной оценке. Планирование затрат осуществляется для определения общей стоимости потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли. Оно служит базой для контроля за рациональным использованием ресурсов.

   При планировании решаются следующие задачи:

    • расчет стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции;
    • определение общего объема затрат на производство;
  • исчисление себестоимости производства каждого вида продукции.

     Плановый  объем затрат рассчитывается исходя из намечаемой структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.

   Учет  затрат и результатов является важнейшим разделом системы управления затратами и представляет собой информационный поток, отражающий происходящие на предприятии в течение определенного временного периода процессы снабжения, производства и реализации продукции.

   В процессе учета затраты измеряются, регистрируются и группируются в  разрезах, необходимых для управления предприятием и оценки его деятельности путем выведения финансовых результатов.

   К основным задачам учета на производстве относят:

    • наблюдение за фактическим уровнем затрат в сопоставлении с нормативными и плановыми размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;
    • исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценки готовой продукции и расчета финансовых результатов;
    • выявление экономических результатов в производственной деятельности структурных подразделений;
  • информационное обеспечение администрации предприятия для принятия управленческих решений с учетом их экономических последствий.

   Контроль  и анализ затрат. Контроль – это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. Она включает измерение состояния объекта: сопоставления фактических затрат и результатов с плановыми; пересмотр планов, если становится ясно, что они не могут быть выполнены; выявление и регулирование отклонений от запланированного.

   Для эффективности контроля необходимо, чтобы после выявления отклонений анализировались причины и виновники  их возникновения, осуществлялись регулирующие воздействия на объекты управления.

   Контроль  и анализ затрат осуществляются по носителям затрат (продукции), видам  затрат и по местам их возникновения (центрам ответственности), что позволяет управлять расходованием ресурсов, себестоимостью продукции, подразделениями предприятия. 

 

    1. Выбор объектов управления затратами

     Эффективное управление предприятием предполагает, что информационная база должна полностью быть подчинена целям управления. Это означает, что объекты управления и объекты учета затрат должны быть одинаковы.

     Объект  учета затрат – это признак, согласно которому производят группировку производственных расходов для целей управления затратами.

     Объектами современного учета в рамках систем управления затратами 

     являются:

    • виды затрат (производственных ресурсов);
    • места возникновения затрат (центры ответственности);
    • носители затрат;
  • результаты.

     Затраты характеризуют в денежном выражении  объем ресурсов, используемых в процессе производства и реализации продукции  и трансформируются в себестоимость  продукции (работ, услуг).

     Учет  затрат по видам показывает, какие группы затрат возникли на предприятии в процессе производства продукции (выполнение работ, оказания услуг). Студенты должны дать перечень видов затрат, по которым будет осуществляться управление на данном предприятии.

     Учет  затрат по местам их возникновения. Под местом возникновения затрат понимается структурное подразделение организации (рабочее место, участок, цех и т.д.), по которому организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления ими. Учет затрат по местам их возникновения позволяет распределять затраты между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности), в которых они были осуществлены. В данном разделе должны быть выделены центры ответственности, позволяющие установить персональную ответственность каждого структурного подразделения за величину его затрат. При этом под центром ответственности следует понимать сегмент предприятия, соответствующий его организационной структуре, где руководитель несет ответственность за его доходы и издержки.

     На  данном предприятии центрами ответственности, по которомым предполагается проведение учета и контроля затрат, является цех 1 и цех 2. Учет и контроль затрат по каждому центру ответственности осуществляются в разрезе видов затрат.

     Учет  по носителям затрат предполагает определение издержек, связанных с производством единицы какой-либо конкретной продукции или с выполнением определенного заказа.

Учет  результатов позволяет определить прибыль предприятия от реализации конкретного носителя затрат или прибыль предприятия за определенный период.

 

ГЛАВА II. РАЗБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

    1. Планирование  затрат предприятия  на основе сметных  уравнений
 

     Планирование  затрат заключается в выявлении  состава затрат и их количественной оценке. Планирование затрат предприятия  осуществляется по объектам управления: центрам ответственности и продуктам, а внутри – по видам затрат.

     В основе планирования затрат и результатов предприятия лежит разработка бюджета-сметы на весь планируемый объем производства.

     Метод управления, основанный на составлении смет-бюджетов предприятия, называется бюджетированием. При этом формируются бюджеты всех уровней и периодичности.

     Формирование  бюджетов-смет начинается с бюджета  производства продукции. Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции  необходимо произвести для выполнения плана реализаии и для поддержания  запросов готовой продукции на запланированном уровне.Расчёт сметы бюджета производства продукции для рассматриваемого предприятия оформлен в табл 2.1.

     Таблица 2.1

Бюджет  производства продукции

     
Показатели Продукция
Количество Количество
изделия А, шт. изделия В, шт.
1. Количество реализуемой продукции 90 000 82 000
2. Планируемые запасы готовой   продукции на конец периода 12 000 11 000
3. Всего: необходимый объем производства (п.1+п.2) 102 000 93 000
4. Фактические запасы готовой продукции  на начало периода 12 000 11 000
5. Планируемый объем производства 
(п.3-п.4)
90 000 82 000

Информация о работе Формирование системы управления затратами предприятия