Таким образом, в настоящее
время наблюдаются тенденции повышения
значимости саморегулирующей компоненты
в функционировании предприятий жилищно-коммунального
комплекса, чему способствуют ликвидация
перекрестного субсидирования и снижение
дотационности. Однако в этих условиях
доступность жилищно-коммунальных услуг
для населения снижается и не компенсируется
ростом их качества. Проблема заключается
в необходимости разработки и внедрения
такого механизма, который бы способствовал
нахождению компромисса между качеством
и доступностью жилищно-коммунальных
услуг, ориентируясь при этом на удовлетворение
потребностей потребителей.
Развитие рынка жилищно-коммунальных
услуг требует формирования соответствующих
институциональных структур, новых партнерских
форм взаимодействия публичного и частного
капитала, создания и совершенствования
системы тарифного регулирования жилищно-коммунальных
предприятий и повышения качества предоставляемых
ими услуг.
1.3 Место и значение
жилищно-коммунального сектора
в городском хозяйстве
Уровень институционализации
городской среды определяет адекватность
состояния городского хозяйства тенденциям
развития национальной экономики и выступает
индикатором цивилизованности городской
инфраструктуры. Жилищно-коммунальный
комплекс (ЖКК) города, являясь неотъемлемой
частью городского хозяйства, призван
технологически и организационно обеспечивать
политику органов местного самоуправления
по созданию комфортных условий проживания29.
Сложившиеся в современной
науке и практике подходы к вопросу о составе,
месте и значении городского хозяйства
неоднозначны.
К числу наиболее характерных
относится позиция, которая определяет
городское хозяйство как комплекс расположенных
на территории города (или поселка городского
типа) предприятий, организаций и хозяйств,
обслуживающих материально-бытовые и
культурные потребности проживающего
в нем населения30.
С этой точки зрения в структуре
городского хозяйства можно выделить
5 основных подсистем:31
- градообразующую, которая включает
промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание,
строительство;
- градообслуживающую, к которой
относятся отрасли сферы нематериального производства,
то есть торговля, общественное питание,
бытовое обслуживание населения, жилищно-коммунальное
хозяйство, образование, здравоохранение,
культура, материально-техническое снабжение;
- социальную, которая состоит
из блоков профессионально-квалификационной
структуры, характеризующей наличие рабочих,
служащих, специалистов и уровень
их квалификации;
- управленческую, которая включает
комплекс управленческих структур и общественных
организаций, расположенных в городе;
- пространственную, к которой
относятся природные ресурсы, жилые, производственные,
торговые, санитарно-защитные и другие
функциональные зоны.
Наличие и степень зрелости
вышеуказанных подсистем оказывают непосредственное
влияние на состояние и развитие городского
хозяйства, на его способность удовлетворять
потребности населения, проживающего
на данной территории. При этом важнейшая
роль принадлежит самой крупной отрасли
городского хозяйства – жилищно-коммунальному
сектору.
Город стал основным местом
обитания людей. В России в городах и поселках
городского типа проживает 73 процента
населения страны32. При этом каждый человек должен
быть обеспечен жильем, водой, канализацией,
теплом, городским транспортом для своего
нормального существования.
Функционирование жилищно-коммунального
сектора в городском хозяйстве - это важнейший
фактор развития материального производства
и воспроизводства рабочей силы.
С этой позиции жилищно-коммунальный
сектор предстает в виде производственно-социальной
инфраструктуры городского хозяйства,
создающей базис для его социально-экономического
развития. В приложении 2 показана роль
жилищно-коммунального сектора в социально-экономическом
развитии городского хозяйства33.
Жилищно-коммунальное хозяйство
представляет собой сложнейшую институциональную
многофункциональную структуру, однородные
институциональные совокупности которой
действуют на основе разных институциональных
норм по определенным законам и правилам,
в том числе касающимся бухгалтерского,
управленческого, налогового, статистического
учета и учетного процесса в целом34.
Основными видами деятельности
предприятий и организаций жилищно-коммунального
комплекса являются:
- техническое содержание и ремонт
жилищного фонда;
- обслуживание и ремонт лифтов;
- водоснабжение и водоотведение;
- теплоснабжение;
- электроснабжение;
- газоснабжение;
- вывоз и утилизация твердых
бытовых отходов;
- озеленение;
- уборка улиц;
- ремонт дорог и тротуаров;
- ритуальные услуги;
- другие виды деятельности.
Предприятия и организации
в зависимости от видов деятельности подразделяются:
- многоотраслевые организации
жилищно-коммунального хозяйства - организации
любой формы собственности, осуществляющие предоставление всех, либо отдельных
видов коммунальных услуг;
- специализированные эксплуатационные
организации - организации любой формы собственности,
организационно-правовой формы и ведомственной
принадлежности, которые выполняют ремонт
(текущий и капитальный) и техническую эксплуатацию
жилищного фонда;
- организации, предоставляющие
коммунальные услуги населению, -организации любой формы
собственности, организационно-правовой
формы и ведомственной принадлежности,
осуществляющие электроснабжение, отопление, горячее водоснабжение,
газоснабжение, водоснабжение и водоотведение
(включая очистку сточных вод);
Обеспечение населения услугами
зависит не только от самой сферы жилищно-коммунального
хозяйства, но и от отраслей топливно-энергетического
комплекса, которые из года в год повышают
стоимость энергоносителей. На уровне
городского хозяйства это требует разработки
комплексных долгосрочных и среднесрочных
программ экономии энергоресурсов с помощью
внедрения энергосберегающих технологий
на базе модернизации и реконструкции
жилищного комплекса и его инфраструктуры.
Степень развития сферы жилищно-коммунальных
услуг зависит от того, что представляет
собой город. Относится ли он к числу мегаполисов,
средних, малых городов. Как показывает
ознакомление с состоянием жилищно-коммунального
хозяйства, в городах России имеются существенные
различия не только в этом плане, но и по
отдельным регионам страны. Это касается
не только значительно отдаленных от центра
регионов (Дальний Восток), но и ближайших,
где имеется большая задолженность по
оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Объем этих неплатежей настолько высок,
что рассчитывать на его покрытие не приходится,
и было бы более реальным списать эту задолженность.
Улучшение положения в жилищно-коммунальном
хозяйстве во многом зависит от состояния
градообразующих промышленных предприятий,
которые бы не только обеспечивали занятость
населения, а значит, способствовали формированию
его доходов, что важно в условиях развития
рынка жилищно-коммунальных услуг, но
и обеспечивали бы эксплуатацию и ремонт
жилищного фонда. В настоящее время в проводимой
правительством реформе жилищно-коммунального
хозяйства на это не обращают внимание35.
Одной из важнейших составных
частей экономики России является жилищная
сфера, которая включает в себя строительство
и реконструкцию жилья, элементов инженерной
и социальной инфраструктуры и сооружений,
управление жилищным фондом, его содержанием
и ремонтом. Жилищный фонд - совокупность
всех жилых помещений, находящихся на
территории Российской Федерации не зависимо
от форм собственности. Различают следующие
виды жилищного фонда: государственный,
муниципальный, общественный и частный36.
Организации жилищно-коммунального
хозяйства – это предприятия, учреждения
и организации вне зависимости от организационно-правовой
формы, формы собственности и ведомственной
подчиненности, оказывающие жилищно-коммунальные
услуги соответствующим категориям потребителей.
Они являются важнейшей частью территориальной
инфраструктуры, определяющей условия
жизнедеятельности человека, прежде всего
комфортность жилища, его инженерное благоустройство,
качество и надежность услуг транспорта,
связи, бытовых и других услуг, от которых
зависят состояние здоровья, качество
жизни и социальный климат в населенных
пунктах.
Жилищно-коммунальное хозяйство
обуславливает своеобразие и специфику
своей деятельности, которая чрезвычайно
многогранна37.
По данным Министерства регионального
развития Российской Федерации, в жилищно-коммунальном
комплексе страны функционирует более
52 тысяч предприятий, на которых работает
4,2 миллиона человек, обслуживающих
систему жизнеобеспечения 1092 городов
и 1872 поселков. Основные фонды отрасли
жилищно-коммунальных услуг составляют
четвертую часть основных фондов страны.
Пространственная дисперсия размеров
жилого фонда страны в разрезе федеральных
округов очень велика и является отражением
различий в предшествующих институциональных
траекториях территорий.
В настоящее время более 90 процентов
бывшего ведомственного жилья и коммунальных
предприятий передано в муниципальную
собственность. Министерство финансов
Российской Федерации с учетом этого провело
работу по изменению межбюджетных отношений.
Большая часть дополнительных расходов
бюджетов местных органов власти на содержание
принятых в муниципальную собственность
объектов жилья и коммунальной сферы компенсирована
федеральным бюджетом. При этом практически
все средства на содержание жилищно-коммунального
хозяйства, включая объекты, принятые
до 1 июля 1999 г., были учтены в расчетах
федерального бюджета при определении
индекса бюджетных расходов. Таким образом,
большинство, предприятий, передавших
объекты жилищно-коммунального хозяйства
местным органам власти, уже освободились
от несвойственных им непроизводственных
функций, сосредоточив внимание на эффективности
производства.
Посредством институционального
анализа перспективы развития муниципальной
собственности можно выработать стратегию
обеспечения организационно-экономической
надежности и устойчивости системы комплексного
управления жилищным фондом и коммунальной
инфраструктурой в целях повышения качества
предоставляемых населению жилищно-коммунальных
услуг38.
По состоянию на начало 2009 года
в среднем почти 50 процентов предприятий
жилищно-коммунального хозяйства являлись
убыточными39.
Финансовый результат предприятий
жилищно-коммунального
комплекса на начало 2009 года представлен
в приложении 3.
Жилищный кодекс РФ закрепил
новые основополагающие положения законодательства
в жилищной сфере:
- обеспечение органами государственной
власти и органами местного самоуправления
условий для осуществления гражданами
права на жилище, его безопасности;
- неприкосновенность и недопустимость
произвольного лишения жилища;
- необходимость беспрепятственного
осуществления вытекающих из отношений,
регулируемых жилищным законодательством,
жилищных прав;
- признание равенства участников
регулируемых жилищным законодательством
жилищных отношений по владению, пользованию
и распоряжению жилыми помещениями;
- необходимость обеспечения
восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты;
- необходимость обеспечения
сохранности жилищного фонда и использования
жилых помещений по назначению.
При этом, в соответствии с Жилищным
кодексом, граждане:
- по своему усмотрению и в своих
интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права,
в том числе распоряжаются ими;
- свободны в установлении и реализации
своих жилищных прав в силу договора и
(или) иных предусмотренных жилищным законодательством
оснований; при осуществлении жилищных
прав и исполняя вытекающие из жилищных
отношений обязанности, не должны нарушать
права, свободы и законные интересы других
граждан.
Органы государственной власти
и органы местного самоуправления в пределах
своей компетенции обеспечивают условия
для осуществления гражданами права на
жилище, в том числе:
- содействуют развитию рынка
недвижимости в жилищной сфере в целях
создания необходимых условий для удовлетворения
потребностей граждан в жилище;
- используют бюджетные средства
и иные не запрещенные законом источники
денежных средств для улучшения жилищных
условий граждан, в том числе путем предоставления
в установленном порядке субсидий для
приобретения или строительства жилых
помещений;
- в установленном порядке предоставляют
гражданам жилые помещения по договорам
социального найма или договорам найма
жилых помещений государственного или
муниципального жилищного фонда;
- стимулируют жилищное строительство;
- обеспечивают защиту прав и
законных интересов граждан, приобретающих
жилые помещения и пользующихся ими на
законных основаниях, потребителей коммунальных
услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
- обеспечивают контроль за исполнением
жилищного законодательства, использованием и
сохранностью жилищного фонда, соответствием
жилых помещений установленным санитарным
и техническим правилам и нормам, иным
требованиям законодательства;
- обеспечивают контроль за соблюдением
установленных законодательством требований при
осуществлении жилищного строительства40.
В ближайшем будущем отрасль
жилищно-коммунального хозяйства в большинстве
субъектов Российской Федерации не сможет
развиваться без кардинального изменения
имеющихся подходов, так как основной
объем полномочий по управлению данным
сектором экономики передан на муниципальный
уровень41.
В Федеральной целевой программе
"Жилище"42 на 2002 - 2010 г. констатируется,
что общее состояние жилищно-коммунального
хозяйства страны не отвечает современным
требованиям. Динамика правонарушений,
выявленных государственной жилищной
инспекцией, свидетельствует о том, что
жилищный фонд остро нуждается в ремонте
и все более ветшает, наблюдается постоянное
снижение качества оказываемых коммунальных
услуг, не контролируются обоснованность
и достоверность установления тарифов
на жилищно-коммунальные услуги, не проводится
экспертиза их экономической обоснованности,
не осуществляется конкурсный отбор организаций
на выполнение работ по оказанию данных
услуг населению и т.п.