Государственное частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Жилищно-коммунальные услуги, несомненно, занимают особое место в общей системе услуг, потребляемых населением. Это обусловливается социальным характером услуг жилищно-коммунального хозяйства, проявляющимся в их необходимости для жизнеобеспечения, незаменимости и масштабности потребления. Уровень обеспеченности и удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами является важным индикатором качества жизни.

Содержание

C.

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
8
1.1
Жилищно-коммунальные услуги: сущность и классификация
8
1.2
Качество и доступность жилищно-коммунальных услуг как критерия развития жилищно-коммунального хозяйства
14
1.3
Место и значение жилищно-коммунального сектора
в городском хозяйстве
27
2
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ
39
2.1
Институт управляющих компаний на рынке жилищно-коммунальных услуг
39
2.3
Государственное частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства
48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 285.28 Кб (Скачать файл)

Такие нормативные правовые акты могут носить общий характер, или предусматривать отдельные особенности регулирования в отношении определенных объектов коммунального хозяйства.

Сравнительная характеристика моделей государственно-частного партнерства в коммунальной отрасли, допускаемых действующим законодательством Российской Федерации, представлена в приложении 12.

 Использование любой  из описанных выше моделей  может являться достаточно эффективным  способом привлечения инвестиций, внешних по отношению и к  публичному партнеру (муниципальному  образованию или субъекту Российской  Федерации), так и к частному  оператору коммунальных систем.

Для реализации моделей государственно-частного партнерства в коммунальной отрасли необходима прежде всего заинтересованность органов публичной власти соответствующего уровня и их готовность инициировать действия по созданию инвестиционной схемы и нормативной среды и привлечению потенциальных инвесторов. Ответственность за предварительные работы по привлечению потенциального инвестора (принятие правовых актов, разработка конкурсной документации) полностью лежит на стороне публичных органов, хотя и существуют механизмы распределения соответствующих рисков между публичным и частным партнерами.

Риски реализации представленных моделей государственно-частного партнерства в коммунальной сфере несопоставимы с рисками отсутствия инвестиций в отрасль в течение ближайших лет.

При наличии взаимопонимания публичной власти и частных инвесторов-операторов, а также при использовании опыта реализации соответствующих проектов, в том числе с привлечением квалифицированных консультантов, инструментарий государственно-частного партнерства должен способствовать сохранению и увеличению темпов реабилитации, реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, даже в условиях кризиса. 63

Не смотря на то, что деятельность частных операторов на рынке оказания коммунальных услуг имеет позитивную оценку, нужно отметить, что они имеют ряд типовых проблем, тормозящих активное продвижение частного бизнеса в эту сферу деятельности. А именно:

  • долгосрочное (на 25-30 лет) инвестиционное планирование затрудняется в связи с неуверенностью инвесторов в возврате
  • не готовность муниципалитетов в большинстве случаев заключать долгосрочные договора на передачу принадлежащего им имущества в управление бизнес структурам;
  • поиск сторонами альтернативных путей оформления сделок на передачу коммунальных объектов в долгосрочное управление (в концессию) частным операторам, что увеличивает и без того высокие риски невыполнения достигнутых договоренностей.

Не смотря ни на что, опыт сотрудничества государственного и частного сектора в коммунальной сфере показывает, что  эта бизнес модель для России перспективна и способна повысить эффективность вложения инвестиций (бюджетных, тарифных, привлеченных) в коммунальную сферу муниципальной экономики, а также оптимизировать проектные решения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование по выявлению институциональных резервов повышения качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства на основе изучения специфики предоставления жилищно-коммунальных слуг и особенностей функционирования жилищно-коммунального хозяйства города позволило получить следующие выводы теоретического и практического характера:

  1. Специфичность жилищно-коммунальных услуг заключается в том, что в отличие от большинства услуг характеризуется постоянством. Потребность в жилищно-коммунальных услугах возрастает под воздействием интенсивности труда, необходимости повышения качества человеческого капитала, закона возрастания потребностей.
  2. Система управления качеством, являясь составной частью общей системы управления организации, является надёжным средством в деле оптимизации затрат и управления качеством. Она должна обеспечивать достижение необходимого уровня качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, определяемого либо требованиями нормативно-технических документов, либо условиями договора, должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы поставщика (исполнителя) услуги, Достижение соответствующего качества предоставления услуг является важнейшей целью функционирования организации, входящей в систему жилищно-коммунального хозяйства. Достижение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг должно сочетаться с оптимизацией затрат на их предоставление, что обусловлено монопольным положением организаций, действующих на рынке жилищно-коммунальных услуг. Гарантировать потребителю определенное качество жилищно-коммунальных услуг способна только хорошо структурированная система сертификации жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых потребителю жилищно-коммунальными предприятиями по договору.
  3. При разработке, внедрении и улучшении системы управления качеством наиболее эффективным является процессный подход, сопровождаемый документированными процедурами. Процессный подход позволяет эффективно управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности и оптимального использования всех видов ресурсов.
  4. Оценка уровня ценовой доступности жилищно-коммунальных услуг определила следующие  гипотезы: между неизбежным повышением тарифов на жилищные и коммунальные услуги и темпами повышения доходов населения существует значимый разрыв, который представляет существенную угрозу доступности жизнеобеспечивающих услуг жилищно-коммунального сектора большинству населения. Действие этого фактора смягчается в ситуации симметричного повышения доходов населения, повышении его платежеспособности. В этих условиях государственная поддержка населения при оплате данного вида услуг является наиболее существенным фактором обеспечения их доступности.
  5. Современные тенденции развития системы тарифного регулирования, основная задача которого - обеспечение баланса интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей их товаров и услуг, заключаются в повышении значимости саморегулирующей компоненты в функционировании предприятий жилищно-коммунального комплекса, чему способствуют ликвидация перекрестного субсидирования и снижение дотационности. Однако в этих условиях доступность жилищно-коммунальных услуг для населения снижается и не компенсируется ростом их качества. Проблема заключается в необходимости разработки и внедрения такого механизма, который бы способствовал нахождению компромисса между качеством и доступностью жилищно-коммунальных услуг, ориентируясь при этом на удовлетворение потребностей потребителей.
  6. Развитие рынка жилищно-коммунальных услуг требует формирования соответствующих институциональных структур, новых партнерских форм взаимодействия публичного и частного капитала, создания и совершенствования системы тарифного регулирования жилищно-коммунальных предприятий и повышения качества предоставляемых ими услуг. В современном урбанизированном обществе наличие развитого жилищно-коммунального сектора является объективным и необходимым условием социально-экономического прогресса.
  7. Обеспечение качества жизни является главной задачей, объективно стоящей перед Правительством России. Планируя повышение качества жизни, целесообразно учитывать наличие жилья и обеспеченность жилищно-коммунальными услугами. Гарантия потребления и расширения жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности функционирования инженерных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, коммунальной энергетики муниципального образования, должно стать наряду с наличием благоустроенного жилья фактором, определяющим уровень качества жизни населения.
  8. Один из главных признаков российской реформы жилищно-коммунального хозяйства - появление независимых управляющих компаний. Модели управляющих компаний должны создаваться при прямой и непосредственной поддержке Министерства регионального развития Российской  Федерации, Госкомимущества Российской Федерации. Основными результатами работы управляющей компании являются техническое состояние жилищного фонда и удовлетворенность потребителей качеством жилищного обслуживания. Управляющая компания несет прямую ответственность за нарушение порядка и качества осуществляемых услуг.
  9. В сфере управления многоквартирными домами более тысячи управляющих компаний в России объединились в саморегулируемые организации. Одним из принятых механизмов обеспечения влияния государства на деятельность саморегулируемых организаций является участие представителей органов государственной власти в Коллегиальном органе управления саморегулируемых организаций.
  10. Новое российское законодательство создает основу для построения эффективных взаимоотношений публичных государственных образований с частными инвесторами по использованию имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений. Значимым дополнением к существующим механизмам государственно-частного партнерства и государственной поддержки является Инвестиционный фонд Российской Федерации в части финансирования региональных инвестиционных проектов. Использование средств Инвестиционного фонда подразумевает привлечение к реализации проекта частных инвесторов. Инвестиционный фонд Российской Федерации остается во многом безальтернативным способом привлечения средств на реализацию проектов, подразумевающим значительные капиталовложения в объекты жилищно-коммунального хозяйства.
  11. Для реализации моделей государственно-частного партнерства в коммунальной отрасли необходимо, прежде всего, заинтересованность органов публичной власти соответствующего уровня и их готовность инициировать действия по созданию инвестиционной схемы и нормативной среды и привлечению потенциальных инвесторов. Модель сотрудничества государственного и частного сектора в коммунальной сфере перспективна и способна повысить эффективность вложения инвестиций (бюджетных, тарифных, привлеченных) в коммунальную сферу муниципальной экономики, а также оптимизировать проектные решения.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004. №188-ФЗ (с изменениями от 31.12.2005., 18, 29.12.2006., 18.10.2007., 24.04, 13.05, 23.06.2008., 3.06.2009.) // http://consultant.ru
  2. Федеральный закон от 26.12.2005. №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // http://www.legis.ru
  3. Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // Сборник Законов Российской Федерации 2001. №39. Статья 3770; от 19.06.2006 №581 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // Сборник Законов  Российской Федерации 2006. №39 // http://base.garant.ru
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997. №1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (с изменениями от 24.05.2000., 3.01, 29.04.2002., 10.02.2004., 17.12.2005., 28.12.2006., 15, 27.12.2008., 29.04, 5.08.2009.) // http://base.garant.ru
  5. Государственный стандарт Российской Федерации 51929-2002 « Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения // http://www.libt.ru/gost/download/gost-r-51929-2002.html
  6. Государственный стандарт Российской Федерации 50646-94 Услуги населению. Термины и определения //

http://libt.ru/gost/download/gost-r-50646-94.html

  1. Белокрылова О.С., Шелепов В.Г., Солдатова И.Ю., Ермишина А.В. Институциональная реструктуризация жилищно-коммунального комплекса муниципального хозяйства. Ростов-на-Дону, 2007.
  2. Каспин В.И. Планирование развития жилищно-коммунального хозяйства. Москва, 2004.
  3. Кондратьева М. Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством. Ульяновск, 2009.
  4. Коробко В.И. Экономика городского хозяйства Ульяновск, 2008.
  5. Котлер Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм. М., 1998.
  6. Кузнецова Г.Ф. Экономика городского хозяйства. СПб, 1997.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. М. Капитал. Москва, 1960.
  8. Пургин Е.Л. Эффективность новых организационных структур в жилищно-коммунальном хозяйстве мегаполиса. СПб 2007.
  9. Серов М.Е. Модели для TQM. Москва, 2001.
  10. Ужва Т.В. Опыт управления городским хозяйством на примере городов Германии. Москва, 2003.
  11. Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России: финансово-экономические особенности. Москва, 2007.
  12. Шишкин С.В.  Экономика социальной сферы Москва, 2003.
  13. Аболин А.А. Основные направления реформирования ЖКХ муниципального образования // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера 2005. №2 ч.1
  14. Аванесян В.Р. Подход к анализу предприятий ЖКХ как объекта инвестиций // Жилищно-коммунальное хозяйство 2003. № 7.
  15. Александров В.В. Бюджетное финансирование ЖКХ // Бюджет РФ 2009. № 1.
  16. Аракелян А.О. Институциональные проблемы развития  сферы  жилищно-коммунальных  услуг // Управление экономическими системами 2010. № 1 (21) // http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=156
  17. Башмаков И.А. Пороговые значения способности и готовности населения оплачивать ЖКУ // Вопросы экономики 2004. №4.
  18. Болдырева И.А. Эволюция финансового механизма функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг: императивы, структурные характеристики, инструменты // Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук Ростов-на-Дону, 2009.
  19. Васильев А.А. Муниципальное управление Н.Новгород, 2005.
  20. Гаскарова И.Н. Дебиторская задолженность // Большая советская энциклопедия // http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Дебиторская%20задолженность/
  21. Гусев А.Б Управление региональным жилищно-коммунальным комплексом // http://www.urban-planet.org/article_18.html#1_1
  22. Гуня Е.С. Необходимость изменения концепции государственно-частного партнерства в сфере жилищных услуг // Бюджет 2010. №4 // http://bujet.ru/article/75121.php
  23. Ермишина А.В., Клименко Л.В. Доступность жилищно-коммунальных услуг в России. Мифы и реальность //  Журнал институциональных исследований Том 2 2010. № 2.
  24. Захарова Ж.А. Выбор критерия оценки доступности жилищно-коммунальных услуг для населения // http://journal.vlsu.ru/index.php?id=182
  25. Иванова Ю.В. Развитие методологии управления жилищно-коммунальным комплексом мегаполиса // Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2009.
  26. Круглик С.И. Проблемы теории и практики управления жилищной сферой мегаполисов России // Проблемы современной экономики. 2011. № 1(25) // http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23346
  27. Марков С. Покатович Г. Государственно-частное партнерство. Роль Инвестфонда РФ в реформировании ЖКХ// Реформа ЖКХ 2009. №3-4 http://www.foconsult.ru/catalog/main1/prod.php?rc=1236843121&pc
  28. Минаев Н.Н. Институционализация процессов управления ЖКК города в условиях трансформации экономики России // Проблемы современной экономики 2010. № 4(28) //  http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=24973
  29. Невинная И.  Коммунальная гонка. Тарифы ЖКХ будут расти, опережая инфляцию, еще минимум три года // Российская газета. 2005. №8.
  30. Павленко И.В. Развитие городов и реформа ЖКХ // http://journal.vlsu.ru/index.php?id=897
  31. Ренжин С. Саморегулирование в ЖКХ: как пристроить управляющие компании // http://s-r-o.ru/statji/samoregulirovanie_v_zhkx_kak_pristroit_upravljajuschie_kompanii
  32. Рыженко И.Н. Формирование механизма повышения качества услуг ЖКХ // Проблемы современной экономики 2011. № 4(24) // http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23260
  33. Селиванова Е.С. О деятельности управляющих организаций многоквартирными домами в г. Ростове-на-Дону // Жилищное право 2005. N 6  
  34. Сердюк О. Членство в СРО для управляющих компаний обязательно! 2010. №5-6 // http://www.rostovstroy.ru/archive/articles/2800.html
  35. Соснова С. Возможности реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ // http://www.g-k-h.ru/directory/articles/733596    
  36. Стародубровская И.Д. Реформа ЖКХ: особенности выбранной модели // Вопросы экономики. 1997. № 11.
  37. Тетуева З.М  Факторы определяющие механизм функционирования рынка ЖКУ // http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7778886
  38. Фадейкина. Н.В. Влияние институциональных основ на реализацию учетных процессов в ЖКХ // Учет и аудит 2010. №1
  39. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru
  40. Государственно-частное партнерство как инструмент развития ЖКХ // http://www.vodokanal.rnd.ru/press-center/news-industry/1625.html
  41. Дума приняла закон о концессиях в ЖКХ // http://www.istroy.ru/docu/gosduma/duma_prinyala_zakon_o_kontsessiyah_v_zhkh/20677.html
  42. Жилищно-коммунальное хозяйство в экономике города // http://www.glavsp.com/katalog/zhilishchno-kommynalnoe-hozyaistvo-v-yekonomike-goroda.-czast-1.php
  43. Информационное агентство Regnum 24.02.2011. //  http://www.regnum.ru/news/1357265.html
  44. Компаративный анализ концепций формирования и развития жилищно-коммунального комплекса мегаполиса //  http://www.morvesti.ru/archiveTDR/element.php?IBLOCK_ID=66&SECTION_ID=1351&ELEMENT_ID=2961
  45. Некоторые аспекты создания Управляющей Компании в ЖКХ // http://expert-dom.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=354&Itemid=39
  46. Формирование механизма повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства // http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23260

 

 

Приложение 1

Пирамида качества продукции64.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Роль жилищно-коммунального сектора в социально-экономическом развитии городского хозяйства65

 

Приложение 3

Финансовый результат предприятий жилищно-коммунального        комплекса на начало 2009 г66.

 

 

Доля убыточных     предприятий

Доля прибыльных предприятий

Жилищное хозяйство

57,8%

42,2%

Коммунальное хозяйство

40,7%

59,3%


 

 

 

 

Приложение 4

Целевые индикаторы реформирования жилищно-коммунального

комплекса67.

Показатель

Единица измерения

2004 (факт)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Уровень износа коммунальной инфраструктуры

процентов

60

59

57

55

53

51

50

Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры

процентов

12

14

17

20

30

40

50

Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, от общего количества всех организаций коммунального комплекса

процентов

-

2

8

15

20

25

30

Доля многоквартирных домов, управляемых профессиональными управляющими организациями

процентов

1

3

6

10

33

57

80

Объем просроченной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства

млрд. рублей

254,7

220

167

100

75

50

25

Доля муниципальных образований, завершивших перевод субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежные выплаты на персонифицированные социальные счета граждан

процентов

2,8

21

47

80

87

93

100

Доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

процентов

13

14

16

18

18

18

18


 

 

 

 

 

Приложение 5

Критерии оценки результатов деятельности управляющей компании68.

показатель

Критерии оценки

К-1

Техническое состояние жилищного фонда, переданного его собственником в хозяйственное ведение управляющей компании: начальный уровень(до начала действия договора с муниципальным заказчиком) и по истечению одного – двух лет

К-2

Состояние прилегающих к жилищному фонду территорий – состояние детских и спортивных площадок, благоустройство придомовой территории (качество двора, его размеры, оборудованность, удобство, озелененность и т.д.)

К-3

Удовлетворенность жильцов качеством жилищного обслуживания: количество активных жалоб жильцов, уровень удовлетворенности жилищным обслуживанием в целом

К-4

Культура обслуживания потребителей услуг управляющей компании: этика общения, безопасность и экологичность при обслуживании, эстетика интерьера мест обслуживания, комфортность помещения, оборудования , мебели, санитарно-гигиеническое состояние мест обслуживания жителей

К-5

Своевременность и объективность контроля за деятельностью исполнителей муниципального заказа(подрядных организаций): соблюдение графика плановых проверок; отсутствие дел в суде

К-6

Своевременность оплаты работ исполнителям муниципального заказа (подрядчикам) в соответствии с количеством и качеством произведенных ими работ: соблюдение условий расчетов, с исполнителями муниципального заказа при наличии соответствующего финансирования из всех источников; размер пени за несвоевременную оплату работ подрядчику

К-7

Собираемость платежей за ЖКУ: размер задолженности населения по оплате ЖКУ; размер задолженности арендаторов жилых и нежилых помещений

К-8

Соблюдение обязательств по договорам найма, аренды, технического обслуживания

К-9

Наличие договора на обслуживание с ЖСК, ТСЖ и др. как свидетельство их доверия к данной компании, способной , по их мнению, эффективно управлять жилищным фондом


 

 

 

 

Приложение 6

Жилищно-коммунальные службы ведомственные, Жилищно-коммунальное хозяйство - органы управления.

ООО ЖКХ "КИРОВСКИЙ"

344030, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Гранитная, 12 
тел.: (863) 234-42-66

ООО "УК ДОМСЕРВИС"

344068, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Евдокимова, 37б 
тел.: (863) 266-39-77

Информация о работе Государственное частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства