Курс лекций по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:49, курс лекций

Краткое описание

Жизнь человека немыслима без соприкосновения с экономикой. Подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. Ежедневно мы ходим на работу, получаем и расходуем денежные доходы, откладываем и используем сбережения, распоряжаемся своим временем, деньгами, здоровьем. При этом стремимся предпринимать те действия, которые по нашему мнению принесут нам наибольшую пользу. Тем самым, мы принимаем участие в экономической жизни общества. Какими бы ни казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневная жизнь людей, их благосостояние.

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом.теория.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

 

2.  Экономическая теория: учебник;  под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко. Мн.:2001

 

3.  Экономическая теория : Учебн.пособие; Под ред.  И.В.Новиковой,  Мн.: БГЭУ,2006

 

4.  Лемешевский И.М.  Теория  национальной экономики  – Минск , 1994

 

5. Нуреев Р.М. Курс  Микроэкономики: учеб. для ВУЗов.  М., 2002

 

6. Макконнелл К.Р., Брю  С.Л.  Экономикс: в 2т М.,1994

Практикум по «Основам экономической  теории».

Тема: «Производство  и издержки».

Задача. Восстановите данные таблицы.

Q

FC

AFC

VC

AVC

TC

ATC

MC

P

TR

Пр.

0

             

40

   

1

         

41

       

2

           

18

     

3

     

16

           

4

         

20

       

5

                 

105

6

   

99

             

7

 

3

 

20

           

8

       

240

         

 

В ходе решения задачи учащиеся закрепляют понятия и формулы  затрат:

FC (постоянные) = ТС – VС;

AFC (средние постоянные) = FC/Q;

VC (переменные) = TC – FC;

AVC (средние переменные)= VC/Q;

TC (общие)= FC + VC = TC предыдущие + MC;

AC (средние)= TC/Q;

MC (предельные)= TC последующие – TC предыдущие;

TR(общий доход) = P x Q

Прибыль = TR – TC.

 

Решение задачи:

Q

FC

AFC

VC

AVC

TC

ATC

MC

P

TR

Пр.

0

21

-

0

-

21

-

-

40

0

- 21

1

21

21

20

20

41

41

20

40

40

- 1

2

21

10,5

38

19

59

29,5

18

40

80

21

3

21

7

48

16

69

23

10

40

120

51

4

21

5,25

59

14,75

80

20

11

40

160

80

5

21

4,2

74

14,8

95

19

15

40

200

105

6

21

3,5

99

16,5

120

20

25

40

240

120

7

21

3

140

20

161

23

41

40

280

119

8

21

2,6

219

27,4

240

30

79

40

320

80


 

Задача 3. Определите общие издержки, валовой доход и прибыль фирмы за день, если в краткосрочном периоде фирма ежедневно производит 500 единиц продукции. Продажная цена продукции 3 у.е., средние переменные издержки(AVC) равны 2 у.е, средние постоянные издержки(AFC) равны 0,5 у.е.

РЕШЕНИЕ.

Общие издержки(ТС) = средние  издержки(АС) х Q

АС = AVC +  AFC = 2 + 0,5 = 2,5

ТС = 2,5 х 500 = 1250

Общий доход(TR) = P * Q = 3 х 500 = 1500

Прибыль = TR – ТС = 1500 – 1250 = 250 у.е.

 

Задача 4. Вы располагаете наличными в сумме 8 млн. руб. и используете их полностью на производственные цели. Реализация произведенной продукции принесла доход в 13 млн. руб. В тоже время процентная ставка в банке составляла 50% годовых. Определите экономические издержки, бухгалтерскую и экономическую прибыль.

РЕШЕНИЕ.

Экономические издержки = 8 + (8 х 50%/ 100%) = 8 + 4 = 12 млн.руб.

Бухгалтерская прибыль = 13 – 8 = 5 млн.руб.

Экономическая прибыль = 13 – 12 = 1 млн.руб.

 

Задача 5. Суммарный доход фирмы от продаж составил 15 млн. руб., затраты на приобретение сырья 1,5 млн. руб., на оплату электроэнергии 1 млн.руб. Стоимость оборудования принадлежащего фирме составляет 7 млн. руб. Норма амортизации равна 20%. Рабочим выплачена зарплата в сумме 1,5 млн. руб., управленческому персоналу – 1,2 млн. руб. Фирма выплатила процент за заёмные средства равный 500 тыс. руб. Риск предпринимателя оценивается в 400 тыс. руб. (нормальная прибыль). Определите постоянные и переменные издержки фирмы, а также бухгалтерскую и экономическую прибыль.

РЕШЕНИЕ.

Постоянные издержки = амортизация(1,4) + зарплата управленческому  персоналу(1,2) + процент за заёмные  средства(500) = 3,1 млн руб.

Переменные издержки = затраты на сырьё(1,5) + затраты на электроэнергию(1) + зарплата рабочим(1,5) = 4 млн. руб.

Бухгалтерская прибыль = 15 – 7,1 = 7,9 млн. руб.

Экономическая прибыль = 15 – (7,1 + 400) = 7,5 млн. руб.

 

Тема: ВВП и  его измерение.

Задача. По данным таблицы  рассчитайте дефлятор 2010 года при  базовом 2009 г.

Товар

Количество,шт.

Цена в 2009 г.

Цена в 2010 г.

А

20

300

400

В

40

400

1200

С

30

630

1000

Д

15

155

250

Е

50

500

450


 

ВВП ном. = 20 х 400 + 40 х 1200 + 30 х 1000 + 15 х 250 + 50 х 450 = 112250 р.;

ВВП реал. = 20 х 300 + 40 х 400 + 30 х 630 + 15 х 155 + 50 х 500 = 68225 р.;

Дефлятор ВВП =  ВВП  ном. : ВВП реал. х 100% =  112250 : 68225 = 164,5 %.

 

Тема: Поведение потребителя.

Решение задач по определению  полезностей.

Заполните таблицу.

Q

TU

MU

AU

P

TR

0

0

-

-

11

0

1

50

50

50

11

11

2

80

30

40

11

22

3

90

19

33

11

33

4

110

11

27,5

11

44

5

120

10

24

11

55

6

126

6

21

11

66


 

Жирным цветом обозначены первоначальные данные, на основе которых  необходимо найти остальные.

После заполнения таблицы  необходимо ответить на вопрос: «Какое количество блага максимизирует  полезность?».

В таблице полезность оценена в денежных единицах. Цена на единицу товара постоянна – 11 рублей. Значит , прибыль приносит потребление  первых четырёх единиц товара. При  этом наивысшую суммарную прибыль  приносит употребление всех четырёх  товаров, предельная полезность которых выше цены. Начиная с пятого товара общая прибыль начинает уменьшаться. Отсюда правило максимизации полезности: для максимизации полезности необходимо употребить все блага, предельная полезность которых выше или равна цене.

Максимизация полезности происходит при Q = 4.

 

Задача 2. В течении дня студент расходует в буфете 20 ден. ед. на питание, покупая пиццу и бутерброды. Предельная полезность бутерброда равна MUб = 20 – 3х, где х – количество бутербродов. Предельная полезность пиццы равна MUп = 40 – 5у, где у – число порций пиццы (штук). Цена одного бутерброда Рб = 1 ден.ед., цена одной пиццы Рп = 5 ден.ед. Какое количество бутербродов и порций пиццы купит студент, если он руководствуется правилом равновесия потребителя?

Решение задачи.

Составим систему двух уравнений: одно – уравнение бюджетных ограничений 1х + 5у = 20, другое – условие максимизации полезности (20 - 3х)/1 = (40 – 5у)/5. Решая систему, получим

х =  5, у = 3.

Задача 3. Цена товара Х составляет 5 у.е., цена товара У – 3 у.е. Потребитель желает максимизировать удовлетворение от потребления наличных товаров. При этом он оценивает предельную полезность товара У в 60 ютилей. Как потребитель оценит предельную полезность товара Х ?

РЕШЕНИЕ.

Правило максимизации полезности имеет вид     MUx / Px = MUy / Py . Отсюда MUx /5 = 60/3.

Следовательно, MUx = 100 ютилей.

 

 

Тема: Рыночные операции: спрос и предложение.

Задача 1.

Функция спроса на товар  имеет вид: Qd = 15 – 2p

Функция предложения Qs = -2 + 3p

Определите:

  1. Равновесную цену и объём продаж.
  2. Правительство ввело фиксированную цену на товар на уровне 2,5 тыс. руб. за единицу. Определите объём дефицита на рынке.
  3. Правительство ввело потоварный налог на товар в размере 1 тыс.руб. на единицу продукции. Налог уплачивается продавцами товара. Определите новые равновесные объём спроса и цену.

Решение.

  1. Чтобы определить равновесную цену и равновесный объём продаж, необходимо использовать условие рыночного равновесия: Qd = Qs

В нашем примере:

15 – 2р = -2 + 3р,

Р = 3,4

Таким образом, равновесная  цена будет равна 3,4 тыс. руб. за единицу товара. Равновесный объем продаж в нашем примере можно определить, если подставить равновесную цену в функцию спроса или предложения.

Равновесный объём = 15 – 2х3,4 = 8,2 тыс. ед. в неделю.

  1. Подставим фиксированную цену 2,5 тыс. руб. за единицу в функции спроса и предложения.

Qd = 15 – 2p = 15 – 2х2,5 = 10 тыс. ед. в неделю.

Qs = -2 + 3p = -2 + 3х2,5 = 5,5 тыс. ед. в неделю.

Дефицит, который возникнет  на рынке, будет равен:

Qd – Qs = 10 – 5,5 = 4,5 тыс. ед. в неделю.

  1. Так как налог уплачивает продавец, то поменяется функция предложения. Она примет вид:

Qs = -2 + 3(p – 1) = -5 + 3р

Для определения новой  равновесной цены и объёма продаж необходимо использовать условие рыночного  равновесия:

-5 + 3р = 15 -2р

Р = 4 тыс. руб. за единицу – новая равновесная цена.

Q =  15 – 2х4 = 7 тыс. ед в неделю – новый равновесный объём.

Задача 2. При повышении цены на товар с 5 у.е. до 6 у.е. за единицу, количество купленного товара сократилось с 15 ед. до 10 ед.

Проанализируйте, как  изменится общая выручка продавца после повышения цены на товар.

Эластичен ли спрос на этот товар?

Имеет ли смысл продавцу повышать цену?

РЕШЕНИЕ.

Общая выручка продавца до повышения цены  = 5 х 15 = 75 у.е.

Общая выручка продавца после повышения цены = 6 х 10 = 60 у.е.

Так, как общая выручка  уменьшилась после повышения  цены, то спрос на данный товар эластичен  по цене и продавцу невыгодно повышать цену.

Задача 3.

В Витебской области  работают четыре молокозавода: А, Б, В, Г . В таблице указано, сколько тонн молока готовы купить каждый завод. Продавцами молока являются четыре АО: «Степное», «Лесное», «Заря», «Весна». В таблице указано, сколько молока готово продать каждое из них.

Покупатель 

Количество молока которое  хочет купить завод, тыс.т.

Цена, которую готов  заплатить завод, тыс. руб./т.

Продавец

Количество молока, которое  готов продать продавец, тыс.т.

Цена, по которой продавец готов продать молоко, тыс.руб./т.

Завод А

2

10

«Степное»

1

2

Завод Б

4

6

«Лесное»

2

4

Завод В

5

4

«Заря»

4

6

Завод Г

6

2

«Весна»

5

10


Определите:

А) Равновесную цену и объём продаж на рынке молока;

Б) равновесную цену и  объём продаж на рынке молока в  случае, если все продавцы увеличат объём предложения на 3 тыс.т. при  каждой цене.

РЕШЕНИЕ.

А) Равновесная цена равна 6 тыс.руб./т., а равновесный объём 4 тыс.т.. так как при этих условиях спрос равен предложению.

Б) Равновесная цена равна 4 тыс. руб./т., а равновесный объём 5 тыс. т.

Задачу можно решить графическим способом.


Информация о работе Курс лекций по "Экономической теории"