Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, построение которой определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Сущность и функции налогов……………………………………………….4
Сущность налогов…………………………………………………………….4
Функции налогов……………………………………………………………..7
Виды налогов………………………………………………………………....12
О разделении налогов на прямые и косвенные…………………………….24
Классификация налогов……………………………………………………...26
Роль налогов в рыночной экономике……………………………………….30
Глава 2.
Налоговый импульс экономического развития…………………………….41
Показатели состояния и оценка налоговой политики……………………..48
Оценка налоговой политики………………………………………………...50
Глава 3.
Необходимость смены целей налоговой политики…………………….….59
Укрепление налогового контроля и совершенствование налогового
Администратирования………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………...65
Основная функция налогов – фискальная – состоит в том, что бы
обеспечивать государство денежными средствами.
Посредством фискальной функции реализуется
главное назначение налогов – формирование
финансовых ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные
с помощью налогов средства расходуются
государством на содержание административно-
Регулирующая функция налогов находит своё проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономический субъектов – физический и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.
Влияние условий
Можно отметить влияние
налогов на архитектуру.
В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. На наш взгляд, в этом случае правомерно говорить всё же о регулирующей функции налогов.
В России также традиционно
распространено утверждение о
наличии у налогов контрольной
функции. Однако ни один автор
не может объяснить, каким
Важность стимулирующей функции. Мы исходим из того, что главной целью любой налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Тогда налоговая реформа призвана обеспечить более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и упрощение налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна способствовать снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.
Фактически же проводимая сейчас в России налоговая политика характеризуется следующими чертами:
- выраженной регрессивностью налогового обложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полной мере - почти 50%, НДС - 20%, акцизы и др.);
- неравновесным возложением
основного налогового бремени н
- тенденцией к расширению доли прямых налогов;
- исключением из
Между тем, если исходить из декларированных российским правительством целей экономической политики, то ее направленность должна быть прямо противоположной:
- высокая
прогрессивность обложения
- льготы в виде необлагаемого минимума для получателей низких доходов (если исходить из величины ежемесячного дохода, не облагавшегося налогом в советское время, в 70 руб.7 то такой сравнимый минимум сейчас составляет примерно 2,5 тыс. руб. в месяц);
- максимально льготное налогообложение производственного сектора и низкооплачиваемого наемного труда (социальными налогами);
- льготное
обложение основных продуктов
потребления, определяющих
- льготные режимы обложения экспортной продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей;
- повышенное обложение прибылей и доходов, вывозимых за рубеж не с целью содействия экспорту товаров и услуг;
- особо льготный
налоговый режим для
Одним из наиболее распространенных и часто используемых показателей оценки фискального потенциала действующей налоговой системы является величина налоговой нагрузки на экономику. Как известно, в 2001-2002 гг. был предпринят ряд мер, направленных на определенное ее снижение. Прежде всего речь идет о введении плоской шкалы подоходного налога, регрессивной шкалы социальных отчислений, снижении налога на прибыль юридических лиц до 24% и др. Кроме того, рассматривается возможность внесения других изменений в налоговое законодательство, в частности: отмена налога с продаж, налогов на покупку иностранной валюты, на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов; повышение роли налогов, связанных с использованием природных ресурсов, введение налога, призванного обеспечить изъятие сверхдоходов, обусловленных ценовой конъюнктурой мировых рынков; переход к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог; введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду. Однако все эти меры в целом не способны заметно изменить преимущественно фискальный характер налоговой политики. Более того, некоторые из них еще более усугубляют существующие в ней элементы налоговой несправедливости и усложняют действующие налоговые режимы.
На начальном этапе проведения экономических реформ государство, как правило, испытывает потребность в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно вынуждено прибегать к увеличению налогового бремени. Однако в долгосрочной перспективе такая стратегия будет сдерживать развитие экономики. С обеспечением экономической стабилизации на смену ей должна прийти налоговая стратегия, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата. В этом и состоит главная цель налогового регулирования.
Как показывает мировой опыт, достижение определенного уровня экономического развития и стабильности позволяет государству усиливать централизацию финансовых средств для решения социальных и других проблем общегосударственного значения. В зависимости от степени социальной ориентированности общества налоговая нагрузка на экономику развитых стран колеблется от 30 (США) до 60% (Швеция). В странах с переходной экономикой уровень налоговой нагрузки в период рыночных реформ достигает 26-28%.
Главными отличительными особенностями систем налогообложения всех развитых стран являются их тесная взаимосвязь со структурой экономики, реально складывающимися экономическими пропорциями, а также ориентация на цели экономического развития. Та-кой подход лежит в основе выработки экономической политики, в том числе и в области налогообложения.
Существует макроэкономическая. закономерность, подтвержденная статистикой разных стран, - чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста. И наоборот, чем меньше налоговая нагрузка, тем больше возможности экономического роста как на микро-, так и на макроуровне.
При внимательном изучении зарубежного опыта становится очевидным, что России не следует повторять сделанные в других странах ошибки и просчеты.
Во-первых, это касается корпоративного налога, который на Западе давно подвергается серьезной критике. Попытки налоговых органов "уловить" чистую прибыль предприятий создают массу проблем как для тех, так и для других (достаточно упомянуть "раздвоение" учета на бухгалтерский и налоговый, проблемы обложения филиалов и обособленных подразделений предприятий, применение трансфертных цен и др.).
В наших условиях было бы целесообразным полностью отменить этот налог и перейти к обложению лишь выводимых из предприятия (производства) доходов и капиталов. Тогда в категорию облагаемых налогом попали бы только распределяемые между акционерами при-были (дивиденды), любые другие выплаты в их пользу (включая и маскируемые под видом ссуд, гонораров и т.д.), возвраты капитала в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, жалования, субсидии, опционы и т.д., выплачиваемые директорам и высшим управляющим компаний. Кроме того, в порядке частичной замены налога на прибыль следует ввести "энергетический акциз" (одновременно со снижением ставки НДС до среднеевропейских 15%), за счет которого государство сможет вывести внутренние цены на энергоресурсы на уровень среднеевропейских и начнет формировать
общегосударственные фонды (бюджет) развития. Размеры этого акциза не должны превышать нынешние обязательства предприятий по налогу на прибыль, но его преимущество состоит в том, что предприятия и другие потребители энергоресурсов смогут законно и неограниченно снижать свои налоговые платежи просто благодаря экономии энергии или посредством перехода на использование альтернативных источников энергопитания.
Во-вторых, следует отменить все формы прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работников (подоходный и социальный налоги, другие удержания). Очевидно, работники с такими доходами не могут (и не должны) участвовать и в финансировании государственных расходов, и в накоплении ресурсов на своё пенсионное обеспечение. Бессмысленно изымать деньги у этих лиц, ведь они тут же включаются в систему обеспечения пособиями за счет того же государства. Кроме лишней учетной и финансовой работы, никакой общественной пользы такая практика не приносит.
Наконец, в-третьих, необходимо окончательно отказаться от идеи налогообложения малого бизнеса. Государство не может и не должно карать своих граждан за то, что они не просто берут на себя все заботы о собственном благополучии, но еще и создают рабочие места для своих близких или знакомых. Разумеется, подобная свобода от налогов должна распространяться лишь на действительно малые предприятия, такие, где их учредители не только вкладывают деньги, но и работают и участвуют в управлении; среди учредителей нет юридических лиц; предприятие действует на основе полной (неограниченной) ответственности по своим обязательствам; число наемных работников либо ограничивается членами семьи, либо составляет не более 5-10 человек; оборот не превышает установленного максимума, а чистая прибыль - кратного прожиточного минимума.
Для обозначения отдельных видов налогов и сборов в России используются различные термины: налог, сбор, пошлина, платёж, отчисления, взнос, и т.д. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкретной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснение только двух понятий – «налог» и «сбор».
Всю совокупность платежей
налогового характера можно
Для выявления особенностей отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие классификационные критерии и признаки налоговых платежей:
а) по плательщикам;
б) по объектам обложения;
в) по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов;
г) по адресности зачисления налоговых платежей;
д) по целевой направленности;
е) периодические и разовые
ж) регулярные и чрезвычайные налоги.
В зависимости от плательщиков все налоги можно подразделить на три группы:
Информация о работе Налоги, их функции и роль в рыночной экономике