Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, построение которой определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Сущность и функции налогов……………………………………………….4
Сущность налогов…………………………………………………………….4
Функции налогов……………………………………………………………..7
Виды налогов………………………………………………………………....12
О разделении налогов на прямые и косвенные…………………………….24
Классификация налогов……………………………………………………...26
Роль налогов в рыночной экономике……………………………………….30
Глава 2.
Налоговый импульс экономического развития…………………………….41
Показатели состояния и оценка налоговой политики……………………..48
Оценка налоговой политики………………………………………………...50
Глава 3.
Необходимость смены целей налоговой политики…………………….….59
Укрепление налогового контроля и совершенствование налогового
Администратирования………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………...65
- государственная пошлина,
за исключением
По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно не имеет целью покрытие какого либо конкретного расхода государственного бюджета.
К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. К целевым обычно относятся и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относится федеральный единый социальный налог. Кроме того, к целевым могут относиться налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты.
Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определённой регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строений, с транспортных средств и т.д.), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо событиями, не образующих систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачиваемые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистрацию автотранспортных средств.
Подавляющее большинство взимаемых в настоящее время российских налогов и сборов относятся к периодическим. К разовым относятся следующие федеральные налоги и сборы:
- таможенная пошлина;
- государственная пошлина;
- налог с имущества, переходящег
Налоги также могут быть регулярные и чрезвычайные. К регулярным обычно относятся налоги и сборы, действующие в течении длительного периода времени. При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определяется срок их действия. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.д.). Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо обговаривается, что налог или сбор будет взиматься в течении фиксированного количества лет, либо до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства.
Широкое распространение чрезвычайные налоги и сборы получили в периоды Первой (1914-1918гг.) и Второй (1939 – 1945гг.) мировых войн. Во многих странах были введены чрезвычайные налоги на сверхприбыль, а также различного рода надбавки к акцизам и пошлинам. Многие чрезвычайные налоги впоследствии стали функционировать в качестве обычных налогов. Например, налоги на доходы физических лиц впервые были введены во многих странах в период Первой мировой войны.
О разделении налогов на прямые и косвенные.
В литературе по
Разделение налогов на
прямые и косвенные обычно
осуществляется на основе
Следует отметить, что ещё
в 19 в. многие находили
В отношении некоторых налогов весьма сложно определить, являются ли они перелагаемыми или нет. Таможенными пошлинами могут облагаться как предметы, ввозимые физическими лицами для собственно го потребления, так и товары, предназначенные для продажи. Ввозя предметы, предназначенные для личного потребления, и уплачивая пошлину, физическое лицо не имеет возможности переложить бремя уплаченной пошлины на другое лицо. Если таможенная пошлина уплачивается при ввозе товара, предназначенного для дальнейшей реализации, то издержки по ее уплате включаются в цену реализации и таким образом перекладываются лицом, ввезшим товар, на покупателя.
То же самое можно сказать и о налогах на имущество. Налог может уплачиваться за дом, используемый для проживания, и за дом, сдаваемый внаем (в аренду). В первом случае не существует никаких возможностей переложения, а во втором — уплаченный налог может быть включен арендодателем в стоимость арендной платы.
К перелагаемым косвенным налогам относится НДС. Однако этим налогом может облагаться строительство юридическим лицом объектов для собственных нужд. Если данное юридическое лицо не осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), то оно не имеет возможности переложить на другие лица бремя по данному налогу.
Некоторые современные авторы относят к прямым налогам единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Если физическое лицо — предприниматель является плательщиком этого налога, то он освобожден от уплаты целого ряда других налогов и сборов. Данный налог представляет собой альтернативу подоходного налогообложения, и по доходам, подлежащим обложению единым налогом на вмененный доход, налогоплательщик освобождается от обязанности уплаты ряда других налогов и сборов. Если использовать критерий перелагаемости, т.о очевидно, что данный налог — перелагаемый. Никакой предприниматель не будет уплачивать этот налог, если бремя по его уплате он не сможет переложить на своих покупателей или клиентов.
Для подразделения налогов на прямые и косвенные нередко используются и другие критерии. Наиболее распространена практика, когда в разряд прямых налогов включают налоги и сборы, объектом обложения которыми являются доходы и имущество налогоплательщиков, а все остальные налоги относят к разряду косвенных. В этом случае группу косвенных налогов образуют налоги на потребление: акцизы, НДС, налог с продаж, а также другие налоги и сборы, уплачиваемые производителя-ми товаров и услуг с сумм произведенных затрат.
Важно отметить, что в
некоторых странах может исполь
Классификация налогов.
В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.
Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными целями и задачами. Поскольку цели и задачи законодателей, налоговых органов, статистических организаций, налогоплательщиков, исследователей — всех, кто имеет дело с подобными классификации, — различаются между собой, существует множество различных видов и типов классификаций налогов. Чтобы избежать ошибок при сопоставлении налоговых систем разных стран, а также уровня налогообложения, тяжести налогового бремени по отдельным группам налогов, необходим правильный подбор статистического материала, учет особенностей подходов и методов, применяющихся в разных странах или разными учреждениями при проведении группировок налогов.
Наиболее частые расхождения в приводимых различными автора-ми статистических материалах возникают в результате:
- включения или невключения в отдельные группировки местных налогов и сборов;
- неучета перераспределяемых
поступлений по другим звеньям
- отнесения налогов на прирост капитала к разным налоговым группам (к числу подоходных налогов или к числу поимущественных);
- неучета взносов и платежей в фонд социального страхования и другие фонды социального назначения;
- включения или невключения в разряд «личных налогов» корпорационного налога;
- путаницы в отношении отдельных видов специальных налогов на товары и услуги, включаемых то в группу «акцизов», то в группу «пошлин».
Искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых данных, приводят не только к не-верным теоретическим выводам, но и могут быть причиной крупных практических просчетов. Особенно это важно помнить при образовании зарубежных филиалов и дочерних компаний. Относительно низкий уровень поступлений в центральный (федеральный) бюджет, даже в сочетании с относительно низкими ставками корпорационного налога, ни в коем случае нельзя воспринимать как основание для вывода о том, что в стране существует благоприятный (или льготный) режим налогообложения прибылей юридических лиц. В стране могут существовать самостоятельные местные или региональные (штатные, земельные, кантональные, провинциальные) налоги на доходы юридических лиц либо местные надбавки к центральным налогам, могут действовать дополнительное налогообложение доходов от денежных капиталов, самостоятельное налогообложение отдельных видов прироста капитала, однако статистика в соответствии с особыми целями и задачами не включает указанные виды обложения в раздел «Налоги на доходы корпораций».
Анализируя данные сравнительной статистики в области налогообложения, надо всегда помнить о том, что конкретные виды налогообложения существенно различаются и это может приводить к значительным расхождениям при международных сопоставлениях даже в тех случаях, когда применяется единая методика группировки налогов, сборов и платежей обязательного характера.
Ниже приведены варианты традиционных классификаций налогов и платежей обязательного характера.
Реальные налоги |
Личные налоги |
Поземельный Подомовой Промысловый На доходы от денежных капиталов |
Подоходный Поимущественный С наследства и дарения Подушный |
Акцизы |
Фискальные монополии |
Таможенные налоги (пошлины) |
На предметы массового потребления На оборот (универсальные акцизы) Прочие |
На производство На торговлю На производство и торговлю |
Экспортные Импортные Транзитные Фискальные Преференциальные Протекционистские Статические |
На обращение имущество На акты гражданского состояния Судебные Нотариальные Гербовые Прочие |
Примечания.
1.Взносы на социальное страхование не учтены.
2.Классификация таможенных налогов осуществляется по происхождению и по целям.
3. Пошлины на обращение имущества отнесены в группу «Пошлины и сборы» исходя из особенностей внимания.
Информация о работе Налоги, их функции и роль в рыночной экономике