Налоги, их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, построение которой определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Сущность и функции налогов……………………………………………….4
Сущность налогов…………………………………………………………….4
Функции налогов……………………………………………………………..7
Виды налогов………………………………………………………………....12
О разделении налогов на прямые и косвенные…………………………….24
Классификация налогов……………………………………………………...26
Роль налогов в рыночной экономике……………………………………….30
Глава 2.
Налоговый импульс экономического развития…………………………….41
Показатели состояния и оценка налоговой политики……………………..48
Оценка налоговой политики………………………………………………...50
Глава 3.
Необходимость смены целей налоговой политики…………………….….59
Укрепление налогового контроля и совершенствование налогового
Администратирования………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике.doc

— 3.95 Мб (Скачать файл)

-налоги, уплачиваемые физическими  лицами;

-налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

-налоги, уплачиваемые физическими  и юридическими лицами.

   К налогам и сборам, уплачиваемым  только физическими лицами, относятся:

-налоги на доходы физических  лиц;

-налоги на имущество физических  лиц;

-налоги на дарение и наследство;

-социальные налоги (взносы), взимаемые  непосредственно с доходов, полученных  физическими лицами;

-а также отдельные виды сборов.

В российской федерации к таким  налогам относятся:

-налог на доходы физических  лиц;

-налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

-налог на имущество физических  лиц.

   К налогам и сборам, уплачиваемым  только юридическими лицами, относятся:

-налоги на доход, прибыль  и поступления от капитала  юридических лиц (обществ с  ограниченной ответственностью);

-налоги на имущество юридических  лиц.

В Российской Федерации к таким  налогам относятся:

-налог на прибыль организаций;

-налог на имущество организаций.

   Наиболее многочисленную  группу составляют налоги и  сборы, плательщиками которых  могут одновременно могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся:

-налог на добавленную стоимость;

-акцизы;

-единый социальный налог;

-транспортный налог;

-таможенная пошлина;

-государственная пошлина;

-единый налог на временный  доход для отдельных видов  деятельности;

-земельный налог.

   Важно отметить, что плательщиками  ряда налогов, отнесённых к  третьей группе, являются не все  физические лица, а только физические  лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Последняя категория физических лиц может (при определённых условиях) быть плательщиком акцизов, налога на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

   В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:

-налоги на доходы;

-налоги на имущество;

-налоги на реализацию товаров  (работ, услуг);

-налоги на определённые виды  расходов;

-налоги на совершение определённых  операций;

-налоги и сборы за право  осуществления определённых видов  деятельности.

   Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отельных видов доходов. В Российской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ. В других странах такие виды доходов могут облагаться самостоятельными налогами. К налогам, взимаемым с отдельных видов доходов, могут относится: налоги на доходы от денежных капиталов, налог от доходов игорного бизнеса, а так же самостоятельные налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д.

   Налоги на имущество подразделяют на налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества (общепоимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К общепоимущественным налогам относятся налоги, взимаемые с совокупной стоимости различного вида имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, - налог на имущество организаций, взимаемый в Российской Федерации. К налогам, взимаемые с отдельных видов имущества, относятся:

-поземельные налоги;

-налоги, взимаемые со строений;

-налоги с отдельных видов  транспортных средств;

-налоги (сборы) с владельцев животных.

В Российской Федерации к налогам  с отдельных видов имущества  относятся налог на строения, помещения  и сооружения, земельный налог  и транспортный налог.

   От налогов на имущество  следует отличать налоги, которыми облагается переход права собственности на имущество. Группу налогов на переход права собственности составляют налоги на наследство и налоги на дарение. Налоги на наследство в свою очередь подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости наследства, и налоги, взимаемые со стоимости доли имущества, переходящего к отдельному наследнику. В Российской Федерации используется налогообложение доли имущества, преходящего к отдельному наследнику. Кроме того, к налогам на переход права собственности следует относить также налоги (пошлины, сборы), взимаемые при регистрации нотариальными и государственными органами соответствующих сделок с имуществом (наследств и дарений).

   В группу налогов на реализацию товаров (работ, услуг). В эту группу включают налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акцизы и налог с продаж. Объектом налогообложения налога на добавленную стоимость и налогом с оборота выступают обороты по реализации любых товаров (работ, услуг), за исключением освобождаемых от обложения. Акцизы взимаются с оборотов по реализации отдельных видов товаров. Налог с продаж, как правило, взимается с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), но только в сфере розничной торговли. В Российской Федерации объектом обложения налогом с продаж являлась также оптовая продажа за наличный расчёт (налог с продаж отменён с 1 января 2007г.).

   К налогам на реализацию товаров (работ, услуг) могут относится и иные налоги. Например, в Российской Федерации взимался налог на пользователей автомобильных дорог, зачислявшийся в целевые внебюджетные дорожные фонды. Так как объектом обложения по этому налогу выступает не пользование автомобильными дорогами и не проезд по ним, а выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), или разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, данный налог следует относить к налогам реализацию товаров (работ, услуг). Кроме того, стоимость реализованной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг до 1 января 2005 г. являлась объектом обложения сбором за использование наименований «Россия», «Российская федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

   Налоги на реализацию  товаров (работ, услуг) обычно  называют «налогами на потребление». Такое название эти налоги получили потому, что, хотя их плательщиком является лицо, производящее или реализующее соответствующие товары (услуги, работы), носители налогового бремени – потребители. Следует отметить, что к налогам на потребление относятся также и налоги, взимаемые при ввозе товаров на территорию страны, - таможенные пошлины и сборы.

   К налогам на определённые виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую заработную плату(на фонд заработной платы), налоги на приобретение инвестиционных товаров, иностранной валюты, объектов недвижимости и т.д. К налогам на определённые виды расходов в Российской Федерации относятся:

- налог на покупку иностранных  денежных знаков и платёжных  документов, выраженных в иностранной  валюте;

-налог на рекламу.

Кроме того, для работодателей единый социальный налог также представляет собой налог на определённый вид  расхода: выплату заработной платы  и вознаграждений по трудовым договорам (контрактам). С фонда заработной платы в 1990-е гг. уплачивался сбор на нужды образовательных учреждений и сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

   Налоги на совершение определённых операций. Объектом налогообложения может также выступать стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений является объектом обложения государственной пошлиной. Кроме того, до середины 1990-х гг. В России взимался налог на операции с ценными бумагами. Данный налог впоследствии был реформирован и фактически преобразован в налог на эмиссию ценных бумаг (взимается при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг открытых акционерных обществ).

   Российским законодательством  предусматривались также различного  рода налоги и сборы за право осуществления определённых видов деятельности (лицензионные платежи). В частности, были установлены федеральные сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (взимались до 1 января 2005 г.).

   По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделит на взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определённых территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, - это, как правило, вводимые на общегосударственном (на федеральном и конфедеральном) уровне. При этом на общегосударственном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях.

   Такая практика была широко  распространена в Российской  империи в 19 – начале 20 в., когда отдельные виды общегосударственных налогов и сборов были обязательны на одних территориях и при этом не могли вводиться на других. Существовала значительная специфика в сфере налогообложения для европейской части России, Сибири, Кавказа, Царства Польского, Финляндии и других территорий.

   К налогам, взимаемым на отдельных территориях государства, относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления: городами, коммунами, округами и т.д.

  Распределение налоговых полномочий  между различными уровнями государственной  власти и местного самоуправления  – одна из сложнейших проблем  при создании и реформировании  налоговых систем. Наделение региональных  и местных властей широкими полномочиями в сфере налогообложения позволяет максимально учитывать специфику той или иной территории, расширяет возможности по проведению этими органами самостоятельной налоговой, бюджетной, финансовой, экономической, социальной политики. Жёсткая регламентация и ограничение прав регионов и органов местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов позволяют унифицировать налоговую систему, создают единообразные и приблизительно равные условия для осуществления экономической деятельности в стране, способствуют повышению эффективности налогового контроля и борьбы с налоговыми правонарушителями и преступлениями. На распределение налоговых полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления оказывают влияние политические, экономические, организационные и этнические факторы, а также исторические и культурные традиции.

   Современные государства  значительно различаются по компетенции  уровней государственной власти  и местного самоуправления по  установлению и введению налогов и других платежей обязанного характера. Как правило, в унитарных государствах существует жёсткая общенациональная регламентация установления и введения налогов и сборов. Региональным властям и органам местного самоуправления обычно предоставляются ограниченные права по изменению ставок налогообложения и применению отдельных видов льгот. В федеративных и конфедеративных государствах обычно используется распределение полномочий по установлению и введению определённых видов налогообложения.

   Обычно на общефедеральном уровне осуществляется регламентация обложения таможенными пошлинами сборами, налогом на добавленную стоимость, акцизами, налогами на доходы физических лиц и налогами на доходы юридических лиц. Кроме того, практически во всех странах на общегосударственном уровне жёстко устанавливаются условия взимания обязательных отчислений социального характера, взимаемых как с работодателей, так и с наёмных работников. На среднем уровне (региональном, штатном, земельном) взимаются ресурсные налоги, налоги с продаж. Часто региональным властям предоставляется определённая свобода во введении различного рода надбавок к налогам на доходы юридических лиц либо определённые возможности по предоставлению льгот по этим налогам. Традиционная сфера, в которой региональным и местным властям предоставляется максимальная свобода в установлении условий обложения, - это налоги с недвижимых имуществ (земли, строений, сооружений) и промысловые налоги.

   В Российской Федерации  применяется распределение налоговой  компетенции различных уровней государственной власти и органов местного самоуправления, характерное для унитарных государств. Права региональных законодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов жёстко ограничены нормам НК РФ.

   В Российской Федерации  установлена трёхуровневая налоговая  система. Налоги и сборы подразделяются  на федеральные, региональные  и местные.

   Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

   Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Информация о работе Налоги, их функции и роль в рыночной экономике