Налоги, их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, построение которой определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Сущность и функции налогов……………………………………………….4
Сущность налогов…………………………………………………………….4
Функции налогов……………………………………………………………..7
Виды налогов………………………………………………………………....12
О разделении налогов на прямые и косвенные…………………………….24
Классификация налогов……………………………………………………...26
Роль налогов в рыночной экономике……………………………………….30
Глава 2.
Налоговый импульс экономического развития…………………………….41
Показатели состояния и оценка налоговой политики……………………..48
Оценка налоговой политики………………………………………………...50
Глава 3.
Необходимость смены целей налоговой политики…………………….….59
Укрепление налогового контроля и совершенствование налогового
Администратирования………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике.doc

— 3.95 Мб (Скачать файл)

Обобщая сказанное, к первоочередным направлениям изменения налоговой системы можно отнести: решительное улучшение деятельности налоговых и административных служб по своевременному взиманию налогов, введение строгой ответственности за уклонение от их уплаты и в целом усиление налогового контроля (из налогооблагаемой базы в настоящее время "уходит" до 50% оборота по реализации продукции и примерно такая же часть сумм по заработной плате); освобождение от налогообложения прибыли венчурных предприятий, прибыли, направляемой на инвестиции, а также той ее части, которая получена за счет экономии ресурсов, снижения издержек производства продукции; дифференциация налогообложения прибыли в зависимости от уровня рентабельности отраслей (с поддержкой планово-убыточных предприятий сельского хозяйства, легкой промышленности и др.); отказ от плоской шкалы и дифференциация налогообложения физических лиц в зависимости от уровня их доходов (по опыту развитых стран); доведение изъятия природной ренты в добывающих отраслях до 70-80%, как это осуществляется в основных нефтедобывающих странах (в России примерно - 50%).

Все эти меры послужат увеличению финансовых возможностей государства  для формирования новой социальной политики, перехода к инновационно-иивестиционным направлениям развития и на этой основе ускоренного качественного социально-экономического роста.

Показатели  состояния и критерии оценки налоговой системы

Количественная характеристика налоговой  политики может быть дана на основе двух групп показателей. К первой группе относятся универсальные базовые показатели состояния налоговой системы. Любая политика проявляется в виде налогов, налоговых процедур и их изменений, а отслеживание и оценка этих изменений во времени отражают ее направление и эффективность. То есть эти показатели фиксируют текущее внутреннее состояние системы налогов и необходимы для осуществления контроля за ходом реализации любой налоговой политики.

В группу базовых показателей  входят данные налоговой отчетности, которые не только характеризуют общее состояние системы налогов, но и служат исходной информационной базой для расчетов общей налоговой эффективности (оценки налоговой политики). Минимальный, с нашей точки зрения, перечень таких показателей должен включать следующие блоки и группы данных:

- "налогоплательщики" - характеризует  динамику и изменение структуры налогоплательщиков, в том числе процессы постановки на учет и снятия с него;

- "налоговые платежи" - характеризует поступление платежей по основным видам налогов и уровням бюджетов в региональном и отраслевом разрезах;

- "задолженность" - характеризует  налоговую задолженность по основным видам налогов и уровням бюджетов в региональном и отраслевом разрезах;

- "налоги и бюджет" - характеризует  пропорции между налоговыми доходами, доходами бюджета и его расходами, в том числе по регионам; - "налоговые льготы" - характеризует "налоговые расходы" государства по основным видам налогов и уровням бюджетов, в том числе в региональном разрезе;

- "налоговый контроль" - характеризует  работу контрольных органов: численность работников и расходы на их содержание, количество проверок и их результаты, доначисленные суммы, оспариваемые суммы, возврат и т.п.;

- "налоговое бремя" - эта группа  показателей заключает перечень базовых характеристик налоговой системы и одновременно занимает промежуточное место при переходе к аналитическим показателям. Действительно, такие данные, как налоговое бремя отраслей и регионов, в сопоставлении со средними значениями уже несут существенную качественную информацию о налоговой системе. Сюда же можно отнести и расчеты налоговой нагрузки предприятий и населения.

Вторая группа показателей - специальная. Она опирается на показатели первой группы и используется для наблюдения и оценки налоговых мероприятий регулирующего характера. Заранее перечень таких показателей составить нельзя, поскольку налоги в любой момент могут быть задействованы по тем или иным тактическим соображениям. Их выбор будет зависеть от уровня, масштабов и временных горизонтов решаемых задач, но наиболее значимым с точки зрения эффективности налогов представляется исследование связи базовых налоговых показателей с основными характеристиками раз-вития производства и социальной сферы.

Многовековая эволюция налогов и возрастающая роль государственных ресурсов в жизни современного общества способствовали превращению налогов в важную, крупную и сложную специфическую сферу деятельности со своими собственными законами развития. К ним в первую очередь относятся классические правила налогообложения - равенство, нейтральность, удобство, простота и др.

В той мере, в какой  налоги следуют своей фискальной природе, они подчиняются этим законам, выработанным в ходе многовековой истории налогообложения и отраженным в финансовой науке и мировой практике. Соответствие этим законам, внутренним принципам построения и действия налоговых систем - главный признак правильности, разумности, эффективности налогов, а приближение к ним налоговой системы -безусловный критерий эффективности налоговой политики.

На первый взгляд данный подход чрезмерно упрощает проблему оценки налоговой политики, сводит ее в основном к фискальной стороне дела и тем самым сужает оцениваемую область действия налогов, в частности, исключая из оценки регулирующий эффект налогообложения. Такой вывод справедлив только в одном случае, а именно, если фискальные отношения трактовать в предельно узком смысле, сводя их исключительно к максимальному одномоментному изъятию средств. Но это совершенно не так.

Время существования государства  не ограничивается никакими календарными, а тем более налоговыми сроками, и вместе с ним сохраняется постоянная потребность в доходах. Государство обязано принимать во внимание возможность получения ресурсов в будущем, сознавая, что это реально лишь при наличии нормального производства. Переоблагая экономику сегодня, оно лишает себя будущих доходов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому грамотное фискальное действие налогов предполагает развитие производства и обеспечение условий для роста налоговых поступлений. Встречающаяся критика налогообложения вообще (но не отдельных налоговых решений) за их фискальную суть, за "угнетение" производства нелогична, ибо, "угнетая" производство, налог уничтожает собственную основу и самое себя. Фискальная функция налогов самодостаточна, она естественным образом находит свое воспроизводство в развивающейся экономике и не нуждается в "регулирующих производство" противовесах, подпорках или оправданиях.

                          Оценка налоговой политики.

Рассмотрим теперь некоторые  из предложенных показателей, характеризующих современную налоговую политику. Выбор показателей в данном случае ограничен в силу не только необъятности исходной информации, но и особенностей доступа к ней.

Налогоплательщики. Источниками информации о налогоплательщиках являются прежде всего формы их учета. Из них можно почерпнуть массу интересных сведений о хозяйственно-финансовых процессах. Например, данные о соотношении налоговых поступлений от малых и крупных предприятий свидетельствуют о слишком большом внимании, которое уделяется малому бизнесу. Роль последнего пока невелика, так что понятное стремление властей найти политическую опору в лице мелких собственников не имеет сегодня в России достаточных экономических оснований

Доля плательщиков налогов в общем количестве организаций, филиалов и представительств с открытыми  лицевыми счётами (в %).

 

       1996г.

      1997г.

       1999г.

        2000г.

НДС

         65

          64

         73

         73

Налог на прибыль

         61

          61

         69

         69

Подоходный налог

         70

          69

         73

         60


 

Данные о налогоплателыциках содержатся и в других формах отчетности. Например, информация о лицевых счетах явно указывает на стабилизацию ситуации в последние два года. Понятны и объяснимы все движения показателей. Единственное сомнение вызывает снижение доли плательщиков подоходного налога в 2000 г. Чтобы прояснить этот факт, сделаем предположение. Допустим, что все предприятия должны уплачивать три налога - НДС, на прибыль и подоходный (см. табл. 1).

Что касается НДС и налога на прибыль, то данные свидетельствуют, во-первых, об относительном росте числа плательщиков этих

налогов в последние 3-4 года и, во-вторых, о стабилизации их доли в 1999-2000 гг. Если обратиться к подоходному налогу, то, принимая во внимание высокую долю его плателыциков в прежние годы, ее снижение в 2000 г. выглядит более чем странно. Есть основание полагать, что этот провал вызван объявленным введением с 2001 г. плоской ставки налога, однако более точный вывод может быть сделан только после общего анализа платежей по налогу на доходы физических лиц после 2001 г.

Налоговые платежи. По набору налогов российская налоговая система соответствует хорошо зарекомендовавшим себя мировым образцам и в принципе стабильна. Другое дело, что в этой достаточно устойчивой системе налогов происходят такие внутренние процессы, которые не всегда можно оценить положительно.

Экономический кризис, высокая  степень субъективизма в государственной политике и низкий уровень налоговой культуры как у налогоплательщика, так и у законодателя предопределили значительные колебания в структуре налоговых поступлений. Так, в платежах, контролируемых МНС, в период 1992-2000 гг. доля подоходного налога составляла от 9 до 14%, НДС - от 25 до 43, налога на прибыль - от 19 до 44, акцизов - от 4 до 12, а имущественных налогов - от 1 до 8-9%.

В последние два года наблюдается  более равномерный рост поступлений  по основным видам налогов (за исключением  экспортно-импортных доходов), что говорит о стабилизации налоговой структуры. Однако для оценки такой стабилизации важно, в какой точке она происходит. Известно, например, что структура российских налогов кардинально отличается от структуры налогов в развитых странах.

При сопоставлении этих данных три  позиции традиционно обращают на себя внимание: налоги на потребление  и на доходы предприятий и населения, причем за десять лет существенных подвижек в структуре российских налогов не произошло. Нормальный уровень доходов государства может сформироваться лишь в развивающейся экономике. Поэтому в последнее время были сделаны шаги по снижению налогов с предприятий и оборотных налогов. К тем же результатам приведет и либерализация таможенного режима. Исключение составляет подоходный налог, и это принципиально важно.

Современное российское налогообложение  индивидуальных до-ходов являет собой пример того, как сущностные принципы налога принесены в жертву его внешним эффектам. Если коротко перечислить его главные теоретические и технические изъяны, то можно составить такой список.

1. Этот налог чрезвычайно  перспективен. В развитых странах  он играет ключевую роль, поскольку прямо связан с эффективностью использования основной производительной силы - человека. Но свое главенствующее положение он может занять, только будучи прогрессивным, максимально учитывая принцип платежеспособности. Отмена прогрессии в России стала следствием преобладания неналоговых целей. Между тем стимулирование активности, предприимчивости, инициативности и т.п. наиболее эффективно на стадии зарабатывания средств, получения дохода, а не на этапах последующего его перераспределения, включая обложение. Не случайно введение "тринадцатины" воспринимается как отложенная во времени "ловушка для уклонистов".

2. Введение пропорционального  налога в период огромной дифференциации доходов противоречит теории и практике. В развитых странах в такие периоды максимальная ставка налога достигала 80%.

3. Пропорциональный налог  на личные доходы, используемые  в основном на потребление, может быть заменен потребительским налогом, например, повышением ставки НДС (с огромной экономией на издержках взимания). Таким образом, утрачивается специфичность данного налога как налога на индивидуальный доход.

4. Перспективность этого налога  требует закрепления его немалой  части в федеральном бюджете.  Отдавать его целиком в регионы недальновидно.

5. Установление предела дохода для стандартных вычетов ошибочно, ибо они составляют принципиальный, общий для всех равных перед законом плателыциков элемент обложения. Такой предел -чистой воды популизм.

6. Сам этот предел (20 тыс. руб.) и порядок его действия (независимо  от числа детей) вряд ли можно считать обоснованными, особенно на фоне "нестандартных" вычетов - образовательных, лечебных и жилищных, для которых нет пределов по доходам.

Поскольку специфическое  фискальное действие налога на доходы физических лиц как индивидуального подоходного налога утратило свой смысл, а действие системы массовых стандартных вычетов весьма ограничено, он превратился в механизм предоставления крупных льгот богатым людям. Ускоренный рост поступлений подоходного налога в 2001 г. не может стать оправданием сложившейся ситуации. Налог - не политическая листовка, и случайные кратковременные успехи могут затушевать, но не скрыть стратегический просчет в области налоговой политики.

Информация о работе Налоги, их функции и роль в рыночной экономике