Налоги, их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, построение которой определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Сущность и функции налогов……………………………………………….4
Сущность налогов…………………………………………………………….4
Функции налогов……………………………………………………………..7
Виды налогов………………………………………………………………....12
О разделении налогов на прямые и косвенные…………………………….24
Классификация налогов……………………………………………………...26
Роль налогов в рыночной экономике……………………………………….30
Глава 2.
Налоговый импульс экономического развития…………………………….41
Показатели состояния и оценка налоговой политики……………………..48
Оценка налоговой политики………………………………………………...50
Глава 3.
Необходимость смены целей налоговой политики…………………….….59
Укрепление налогового контроля и совершенствование налогового
Администратирования………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике.doc

— 3.95 Мб (Скачать файл)

В ходе реформирования экономики  налоговая система, выступающая составной частью общей финансово-экономической системы страны, также менялась. Анализ показывает, что здесь можно выделить два этапа. Прежде всего - формирование новой налоговой системы, ориентированной на условия рыночной экономики и развитие форм собственности. Важным итогом этого этапа было оформление новых законодательных основ налогообложения и его организации, адекватных новым рыночным условиям. Это отразилось в принятии комплексного налогового закона - Налогового кодекса РФ и создании налоговых органов, обладающих широким кругом контрольных полномочий.

Но, по признанию многих аналитиков, Налоговый кодекс РФ не решает всех проблем создания эффективной налоговой системы 3. Он не ориентирует налоговую систему на повышение ее эффективности и активное влияние на решение других, кроме фискальной, задач - стимулирующее воздействие на экономическое развитие, рост конкурентоспособности российской экономики, обеспечение определенного стандарта качества жизни населения (по уровню которого Россия находится в шестом десятке стран мира),

Анализ адекватности налоговой  системы социально-экономическим целям развития показывает, что выводы некоторых высокопоставленных чиновников Министерства финансов РФ об окончании налоговой реформы преждевременны. Объективные условия требуют интенсивной работы по совершенствованию системы налогообложения, усиления государственного и общественного контроля за правильностью налоговых ставок, рациональным использованием налоговых поступлений в интересах экономического развития страны и роста благосостояния народа.

Налоговая реформа  фактически только начинается и вступает сейчас в новую фазу, которая должна характеризоваться крупными качественными изменениями, направленными на повышение эффективности налоговой системы и стимулирующей роли в развитии экономики. Этого требуют быстро изменяющиеся внутренние и внешние условия хозяйствования. Налоговая система должна превратиться в комплексный рычаг экономического развития и решения задач, которые поставлены перед страной. Переход к этому этапу вызывается как объективной необходимостью решения внутренних социально-экономических проблем, так и новыми тенденциями в мировом развитии.

Именно поэтому сейчас необходимо активизировать разработку и реализацию второго этапа в развитии российского налогообложения, т. е. кардинальное реформирование созданной налоговой системы с целью превращения ее в движущий импульс экономического развития. В целом эти радикальные изменения можно представить как комплекс согласованных мер по превращению налоговой системы: во-первых, в эффективный механизм стимулирования экономического роста на новом качественном уровне - динамичных инновационно-инвестиционных процессов, и, во-вторых, в систему, способную в достаточной мере обеспечить формирование централизованных финансовых фондов государства

(прежде всего, бюджета)  для реализации социальных задач  и инновационно-инвестиционной стратегии развития экономики на основе качественных факторов роста.

Как известно, по интегральному  рейтингу экономической конкурентоспособности в 2003 г. Россия занимала 70-е место. Качественный уровень производственного аппарата неуклонно снижается. До 70% машиностроительных компаний оснащены оборудованием, срок службы которого превышает 15-20 лет. За последние 10 лет в отрасли резко возросла степень износа основных фондов, а коэффициент обновления упал более чем в семь раз и составляет около 1%. Число убыточных предприятий в промышленности продолжает оставаться высоким - около 40%. В других отраслях их доля значительно больше половины (в строительстве, сельском хозяйстве и др.). Финансовое состояние большинства предприятий близко к критическому. Доля России в инновационной мировой продукции составляет сейчас менее 1% и продолжает уменьшаться. Ослаблена деятельность отраслевой науки и особенно ее внедренческих подразделений. Это свидетельствует о сокращающейся производственно-кадровой и финансовой основе для конкурентоспособности российской экономики и как основного ее выражения - роста качества продукции предприятий.

Объективно  назрела необходимость перехода от "роста без развития" к кардинальным качественным изменениям в производительных силах на базе инновационно-инвестиционной стратегии, в основе которой лежит формирование и эффективное использование знаний и интеллектуального потенциала ("социального капитала") общества.

Как и в большинстве  стран с развитой рыночной экономикой, экономическую политику в России целесообразно строить исходя из использования накопленного "общественного интеллекта", новых движущих сил современного качественного развития, главным ядром в системе которых выступает рост качества жизни. Происходит совпадение цели (рост качества жизни людей) со средством, т. е. увеличением ВВП на основе использования наиболее эффективных факторов роста, связанных с интеллектуальным развитием личности. Это выдвигает на первый план решение социальных задач, создающих условия для интеллектуального развития личности и тесно связанных с ростом качества жизни: образования, здравоохранения, обеспеченности жильем, материальными, духовными и культурными благами. Наиболее ярким примером реализации этой закономерности являются Японии, Германия, Франция, США и другие страны с социально-ориентированной рыночной экономикой, где единство цели и средств ее достижения синтезирует качественно новую интегральную (синергетическую) производительную силу экономического роста.

Очевидно, что целевая  функция налогообложения как  одного из основных элементов экономической политики и реализующего ее хозяйственного механизма неотъемлема от общей цели социально-экономического развития -интенсивного экономического роста, основанного на качественных факторах. Среди показателей качественного экономического роста конкурентоспособность экономики занимает одно из важнейших мест. Естественно, что уровень конкурентоспособности отражается, прежде всего, в качественно-потребительских свойствах продукции, ее постоянном совершенствовании на основе новейших технологий и материализации знаний. Но это невозможно без количественного роста и качественных изменений на основе перехода к наукоемкой экономике высших технологий.

Современная политика по развитию платности образования, медицинского обеспечения, и культуры других сфер, которые как раз и образуют основу качества жизни общества, выступает фактором, сдерживающим развитие интеллектуализации производства и управления экономикой. Внедрение рыночных отношений в социальную сферу возможно лишь при условии обеспечения способности населения без ущерба для своего благосостояния оплачивать эти услуги, что предполагает соответствующий рост доходов

граждан. Как считают некоторые ученые, в современных условиях средняя заработная плата в России должна быть повышена в несколько раз. Это позволит населению осуществлять повышенные расходы на коммунальные и другие социальные услуги с одновременным обеспечением необходимого качества жизни. Конечно, меры по существенному росту доходов населения должны бы быть осуществлены заранее и согласованы с ростом платежей за коммунальные услуги, расходов по образованию и здравоохранению. Фактически же рост этих платежей при незначительном росте доходов населения превращается в дополнительные налоговые платежи, так как ранее образование и медицинское обслуживание населения были для всех бесплатными.

Низкая рентабельность продаж, исчисленная по чистой прибыли предприятий, фирм и корпораций (соотношение прибыли, уменьшенной на величину уплаченных из нее налогов, к объему реализации), не оставляет большинству предприятий отечественной обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и ряду других отраслей экономики, реальной возможности развития на инновационно-инвестиционной основе, тем более в условиях явно ошибочной амортизационной политики.

Переход к эффективному налоговому механизму, который выполняет функцию стимулирующей системы качественного развития экономики, требует изменения некоторых методологических и практических подходов к формированию новой системы налогообложения, реализации комплекса мер по повышению ее эффективности. Налогообложение целесообразно рассматривать не только как фискальный инструмент, а прежде всего как особый комплексный рычаг социально-экономического развития на новом качественном уровне, а налог - как плату за услуги, оказываемые государством физическим и юридическим лицам. В этом случае возникает ответственность государства перед налогоплательщиками за предоставляемый набор и качество таких услуг, за эффективное использование бюджетных средств.

Предпосылкой формирования эффективного налогового механизма  является оптимальное сочетание интересов государства, предпринимателей и наемных работников. Это позволит получать дополнительный интеграционный (синергетический) эффект налогообложения, способствующий росту налогооблагаемой базы и увеличению поступления налоговых платежей.

В дискуссиях по оптимизации  налогообложения часто указывается  на то, что уровень налогов в ВВП России достаточно низок и составляет не более 35%. Это ниже, чем в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Приводят в пример Швецию, Данию, Финляндию, где доля налогов в ВВП составляет около 50%; Францию, Германию, Италию, Норвегию - около 40%. Получается, что чем выше уровень благосостояния страны, тем выше налоги, так как выше и рентабельность предприятий, налогообложение становится движущей силой социально-экономического развития страны.

Оптимальное построение налоговой  системы с ориентацией на закономерности ее функционирования в общей социально-экономической системе общества позволяет увеличить платежеспособный спрос потребителей, который стимулирует реальный экономический оборот (при соответствующем его государственном регулировании).

В большинстве стран  с развитой рыночной экономикой совершенствование налоговых систем шло именно в этом направлении. Итогом было повышение деловой активности, позитивное изменение количественных и качественных характеристик социально-экономического развития (примером может служить современная политика Евросоюза в области налогообложения).

В качестве первоочередных мер по стимулирующему воздействию  налогообложения на инвестиционную активность предприятий целесообразно освобождать от налогов ту часть прибыли, которая направляется на инвестиции. Этот порядок существует во многих успешно развивающихся странах. Ранее он применялся и в российской экономике, но в 2001 г. был упразднен, что привело к значительному сокращению инвестиций, осуществляемых предприятиями.

Известно, что технический и  социальный прогресс и выход экономического развития на новый качественный уровень  базируется на экономном использовании  материальных и финансовых ресурсов. Именно это во многом определяет конкурентоспособность  экономики. В то же время по таким качественным показателям, как материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоёмкость, капиталоемкость и ряду других, Россия в несколько раз отстает от ведущих стран мира. В связи с этим целесообразно использовать систему налоговых рычагов, стимулирующих экономию ресурсов.

Радикально решает эту проблему переход на ресурсный принцип  налогообложения - в зависимости от объема потребляемых ресурсов, а не от величины финансовых результатов деятельности предприятий - выручки и прибыли. Это будет стимулировать применение прогрессивных технологий на предприятиях и, наряду с этим, позволит увеличить реальные источники инвестиций. Причем следует учитывать исключительность современного этапа развития экономики, когда более эффективное использование ресурсов выступает на первое место и должно активно стимулироваться системой налогообложения и государственного регулирования.

Особый аспект развития налогового механизма возникает  во взаимосвязях налогообложения и роста производительности труда. Известно, что соотношение темпов прироста заработной платы и темпов прироста производительности труда выступает одной из важнейших качественных характеристик социально-экономического развития любой страны. Производительность труда на большинстве российских предприятий в 5-10 раз ниже, чем на аналогичных предприятиях СП1А. Механизм налогового стимулирования ее роста может быть создан на основе использования коэффициента (Кп) соотношения темпов прироста фонда потребления (заработной платы и доплат к ней - ∆Фз) и прироста производительности труда (∆Пт) на предприятии за налоговый период:

                                              

Налогообложение прибыли  должно изменяться пропорционально  росту или снижению этого показателя. При росте коэффициента (1,1; 1,2; 1,3; 1,4 и т. д.) соответственно должна возрастать ставка (исходная) налогообложения прибыли, которая устанавливается при соотношении этих показателей 1:1, а при снижении (0,9; 0,8; 0,7 и т. д.) - снижаться. В этом случае налоговый механизм будет стимулировать не только рост производительности живого труда, но и лучшее использование всех факторов производства (инноваций, материальных и нематериальных активов, систем управления, производственного аппарата в целом и т. п.).

Большое значение в механизме  налогообложения имеет обоснованность источников налоговых платежей. Налоговые платежи должны осуществляться только из добавленной стоимости, не затрагивая функционирующего капитала предприятия. В противном случае (как это часто наблюдается сейчас, например, с амортизацией) начинается процесс сокращения основного капитала и происходит постепенная деградация производства.

Необходимо добавить еще  один важнейший фактор - полное и  своевременное взимание установленных законодательством налогов. Даже по официальным данным от уплаты налогов уклоняется примерно 1/3 часть предпринимательских структур (фактически их доля намного больше). По данным некоторых исследований, в стране сложилась так называемая система "крыш" -формальных или неформальных группировок, сфер, занимающихся незаконной экономической деятельностью, которая осуществляет контроль над секторами экономики, отдельными подотраслями, сегментами рынка. Экономическая цель деятельности этих "крыш" - изъятие у фактических легальных и нелегальных участников экономической деятельности части прибыли, вводя

"неформальный" налог  через поддержку достаточно высокого  уровня цен и прибыли за счет ограничения числа допущенных участников бизнеса. Это подтверждает высокий процент предприятий, использующих для этой цели теневую финансово-кредитную систему (25,2%), административно-управленческих структур (35,1%), правоохранительных органов (36,2%), неформальных группировок (51,9%) 4.

Информация о работе Налоги, их функции и роль в рыночной экономике