Налоги, их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, построение которой определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Сущность и функции налогов……………………………………………….4
Сущность налогов…………………………………………………………….4
Функции налогов……………………………………………………………..7
Виды налогов………………………………………………………………....12
О разделении налогов на прямые и косвенные…………………………….24
Классификация налогов……………………………………………………...26
Роль налогов в рыночной экономике……………………………………….30
Глава 2.
Налоговый импульс экономического развития…………………………….41
Показатели состояния и оценка налоговой политики……………………..48
Оценка налоговой политики………………………………………………...50
Глава 3.
Необходимость смены целей налоговой политики…………………….….59
Укрепление налогового контроля и совершенствование налогового
Администратирования………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике.doc

— 3.95 Мб (Скачать файл)

   Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

  Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

   Законодательным (представительным) органом государственной власти  субъектов РФ и представительным  органам местного самоуправления  предоставлено право определять  следующие элементы налогообложения:  налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также формы отчётности соответственно по региональным и местным налогам. Кроме того, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, а также представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядках и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения соответственно по региональным и местным налогам.

   Все остальные элементы  налогообложения могут устанавливаться  только НК РФ. Не могут устанавливаться  региональные и местные налоги  и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

   Реформирование налоговой схемы, осуществляемое в Российской Федерации, приводит к отдельным изменениям в перераспределении полномочий федерального центра, регионов и органов местного самоуправления в сфере установления и введения отдельных видов налогообложения. К числу наиболее значимых изменений, осуществляющихся во второй половине 1990-х гг., следует отнести введение упрощенной системы налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства (в настоящее время – упрощенная система налогообложения), единого налога на вмененный доход для определённых видов деятельности ( в настоящее время – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), а также предоставление права устанавливать и вводить региональных налог с продаж (с 1 января 2004 г. налог с продаж отменён). Эти мероприятия существенно расширили полномочия региональных законодательных органов по изменению условий налогообложения доходов физических лиц – предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих отдельные виды деятельности.

   В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закреплённые и регулирующие. Закреплёнными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определённых бюджетов. К закреплённым налогам и сборам относятся таможенные пошлины, сборы и иные платежи, зачисляемые в доход федерального бюджета на основании Бюджетного кодекса РФ, а также подавляющее большинство местных налогов и сборов.

   К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней. В Российской Федерации к регулирующим налогам и сборам относятся большинство федеральных, а также все региональные налоги и сборы.

   В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ в федеральный  бюджет зачисляются налоговые  доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

   - налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100%;

   - налога на прибыль организаций  (в части доходов иностранных  организаций, не связанных с  деятельностью в Российской Федерации  через постоянное представительство, а также части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) – по нормативу 100%;

   - налога на прибыль организаций  при выполнении соглашений о  разделе продукции, заключённых  до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 20%;

   - налога на добавленную стоимость – по нормативу 100%;

   - акцизов на спирт этиловый  из пищевого сырья – о нормативу  50%;

   - акцизов на спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100%;

   - акциз на спиртосодержащую  продукцию – по нормативу 50 %;

   - акцизов на табачную  продукцию – по нормативу 100%;

   - акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо, моторные  масла для дизельных и карбюраторных  (инжекторных) двигателей – по  нормативу 40%;

   - акцизов на автомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100%;

   - акцизов по  подакцизным  товарам и продукции, ввозимым  на территорию Российской Федерации  – по нормативу 100%;

   - налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный)  – по нормативу 100%;

   - налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (за исключение газа горючего  природного) – по нормативу 95%;

   - налога на добычу полезных  ископаемых (за исключением полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья и общераспространённых полезных ископаемых) – по нормативу 40%;

   - налога на добычу полезных  ископаемых на континентальном  шельфе РФ, в исключительной экономической  зоне РФ, за пределами территории  РФ – по нормативу 100%;

   - регулярных платежей за  добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100%;

   - регулярных платежей за  добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о  разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95%;

   - регулярных платежей за  добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе в  исключительной экономической зоне  РФ, за пределами территории РФ  при выполнении соглашений о разделе продукции – по нормативу 100%;

   - сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные  объекты) – по нормативу 70%;

   - сбора за пользовании  объектами водных биологических  ресурсов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 100%;

   - водного налога – по  нормативу 100%;

   - единого социального налога  по ставке, установленной НК РФ  в части, зачисляемой в федеральный  бюджет, – по нормативу 100%;

   - государственной пошлины  (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты) – по нормативу 100%.

   В бюджеты субъектов РФ  подлежат зачислению налоговые  доходы от следующих региональных  доходов:

   - налога на имущество  организаций – по нормативу 100%;

   - налога на игорный бизнес  – по нормативу 100%;

   - транспортного налога –  по нормативу 100%.

      Доходы от федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты  субъектов РФ, могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты по нормативам, утверждённым законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на 2005г.

   В бюджеты субъектов РФ  подлежат зачислению налоговые  доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных

Специальными налоговыми режимами:

   - налога на прибыль организаций  по ставке, установленной для  зачисления указанного налога  в бюджеты субъектов РФ, - по  нормативу 100%;

   - налога на прибыль организаций  при выполнении соглашений о разделе продукции, заключённых для вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 80%;

   - налога на доходы физических  лиц, - 70%;

   - налога на наследование  и дарение, - по нормативу 100%;

   - акцизов на спирт этиловой  из пищевого сырья – по нормативу  50%;

   - акцизов на спиртосодержащую  продукцию – по нормативу 50%;

   - акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 60%;

   - акцизов на алкогольную  продукцию – по нормативу 100%;

   - акцизов на пиво –  по нормативу 100%;

   - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 5%;

   - налога на добычу общераспространённых  полезных ископаемых – по нормативу  100%;

   - налога на добычу полезных  ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространённых полезных ископаемых) – по нормативу 60%;

   - регулярных платежей за  добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о  разделе продукции в виде углеводородного  сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 30%;

   - сбора за пользование  объектами животного мира, - по  нормативам 100%;

   - сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные  объекты) – по нормативу 30%;

   - единого налога, взимаемого  в связи с применением упрощенной  системы налогообложения, - по нормативу  90%;

   -  единого сельскохозяйственного  налога – по нормативу 30%;

   - государственной пошлины  (подлежащей зачислению по месту  регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100%:

- по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих  субъектов РФ;

- за государственную регистрацию  межрегиональных, региональных и  местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

- за государственную регистрацию  региональных отделений политических  партий;

- за регистрацию средств массовой  информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации.

      В бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с Бюджетным кодексом РФ зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ.

   Налоговые доходы от региональных  налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края(области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа. Если иное не установлено договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы подлежат зачислению в бюджет края (области). Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органам государственной власти субъектов РФ в соответствующие местные бюджеты.

   Собственные доходы бюджетов  субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также от закреплённых за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично – в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трёх лет.

   Срок действия нормативов  может быть только в случае  изменений в налоговое законодательство  РФ.

   К налоговым доходам местных  бюджетов относятся:

   - собственные налоговые  доходы местных бюджетов от  местных налогов и сборов, определённые налоговым законодательством РФ;

   - отчисления от федеральных  и региональных регулирующих  налогов и сборов, представляемые  местным бюджетам РФ и субъектам  РФ;

Информация о работе Налоги, их функции и роль в рыночной экономике