Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, построение которой определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Сущность и функции налогов……………………………………………….4
Сущность налогов…………………………………………………………….4
Функции налогов……………………………………………………………..7
Виды налогов………………………………………………………………....12
О разделении налогов на прямые и косвенные…………………………….24
Классификация налогов……………………………………………………...26
Роль налогов в рыночной экономике……………………………………….30
Глава 2.
Налоговый импульс экономического развития…………………………….41
Показатели состояния и оценка налоговой политики……………………..48
Оценка налоговой политики………………………………………………...50
Глава 3.
Необходимость смены целей налоговой политики…………………….….59
Укрепление налогового контроля и совершенствование налогового
Администратирования………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………...65
-принцип определённости, согласно
которому сумма, способ и
Об определённости
-принцип удобности
-принцип экономии, т.е. сокращение
издержек взимания налога, рационализация
системы налогообложения.
Наш соотечественник Н.И. Тургенев (1789 – 1871) в работе «Опыт теории налогов» (1818) писал, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерено своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика.
Немецкий экономист Адольф
Вагнер (1835-1917) в конце 19в. концептуально
дополнил принципы А.Смита.
А. Вагнер предлагал девять основных правил, объединённых в четыре группы:
1. Финансовые принципы
1) достаточность налогообложения;
2) эластичность (подвижность) налогообложения.
2. Народно-хозяйственные принципы:
3) надлежащий выбор источника
налогообложения, т.е. в
решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал
отдельного лица или населения в целом;
4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая
считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
3. Этические принципы, принципы справедливости:
5) всеобщность налогообложения;
6) равномерность налогообложения.
4. Административно-технические правила, или принципы, налогового
управления:
7) определённость
8) удобство уплаты налога;
9) максимальное уменьшение издержек внимания.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регyлирyемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире, не регyлирyемyю государством, невозможно. Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
В условиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сyммy денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.
Таким образом, развитие рыночной экономики регyлирyется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, другие сельскохозяйственные продукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке. Приведенные положения могут служить примером использования государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении..
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения. В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Если например, в 1992 году малое предприятие получило 240 тыс. рублей прибыли и использовало 110 тыс. руб. на развитие своего производства - приобретение новых машин и механизмов, строительство производственного здания, то налогом облагается прибыль в сумме всего 130 тыс. руб. (32% от этой суммы, то есть 41,6 тыс. руб. направляется в бюджет). Как видно из приведенного примера, если малое предприятие не "проедает" полyченнyю прибыль, а направляет ее на развитие своего производственного потенциала, то есть инвестирует, то оно в значительной степени может избежать налогообложения прибыли. До тех пор, кончено, пока оно остается малым, не выходит за пределы установленного количественного критерия - численности работающих. Как только оно выйдет за пределы этого критерия (например, в промышленности - численность работающих на предприятии составит 210 чел.), с этого месяца оно будет облагаться налогом в общем порядке.
Налоговый импульс экономического развития.
Налогообложение приобрело в России особое значение, поскольку экономика не преодолела кризисные процессы, а имеющийся рост является неустойчивым и во многом связанным с уровнем мировых цен на энергоносители: по данным анализа, примерно половина в достигнутых темпах экономического роста ВВП (за 2004 г. - 7,1%) связана с ростом мировых цен на экспортируемые нефтяные ресурсы.
Налоги, как известно, являются обязательным безвозмездным платежом, взимаемым органами власти с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения государственных и муниципальных нужд, укрепления независимости страны и реализации социально-экономической политики. В многочисленных публикациях последних лет упорядочение налоговой системы в России стало одной из самых актуальных тем. При этом в большей степени подчеркивается значение "налоговой нагрузки" на предпринимательскую деятельность (фискальной функции налогов), но в меньшей - другие, не менее важные функции: перераспределительная, контрольная, регулирующая (стимулирующая), воспроизводственная и социальная *.
Значение национальных налоговых систем возрастает и в связи с развитием международной конкуренции, которая проявляется в форме налоговых условий привлечения капитала в экономики различных стран. В данном отношении ситуация выглядит не лучшим образом: если за последние пятнадцать лет общие прямые иностранные инвестиции составили в китайскую экономику более 500 млрд. долл., то в российскую за годы реформ - не более 50 млрд.
Уровень конкурентоспособности
налоговых систем различных стран
можно рассматривать не только с
позиции налоговой
Создана ли в стране конкурентоспособная налоговая среда, стимулирующая развитие инвестиционного процесса на инновационной основе и обеспечивающая приток зарубежных капиталов и мобилизацию огромных внутренних инвестиционных возможностей? Для ответа на этот вопрос необходимо правильно оценивать современную динамику ее экономического положения и, ее место в мировой экономике.
По данным международных организаций, Россия находится в первой десятке стран по коррумпированности экономики, в девятой - по производству ВВП на душу населения. Отток капитала в 2004 г. оценивается в объеме не менее 27 млрд. долл. В то же время прямые иностранные инвестиции в экономику находятся на весьма низком уровне и составили около 9 млрд. долл. (в Китае за истекший год - более 50 млрд. долл.). Это свидетельствует об ухудшении инвестиционного процесса и требует радикального вмешательства государства для исправления сложившейся ситуации.
Особое беспокойство вызывает то, что за годы реформ значительно сократилась величина накопленного основного капитала. И пока не удалось существенно изменить эту негативную тенденцию. Между тем в странах с развитой
рыночной экономикой идет обратный процесс: индекс объема валового накопления основного капитала ежегодно возрастал от 1,02 в Японии до 1,85 в США, где накопленный капитал увеличился почти вдвое 2.
В "проедании" основного капитала в российской экономике во многом повинна налоговая система, которая все еще ориентирована не на народнохозяйственные интересы развития, а преследует прежде всего фискальные цели. Ни в одной стране мира проблемы развития экономики и формирования ее инновационной структуры не решаются лишь на основе стихийных рыночных сил. Во всех странах, которые часто приводятся в пример как образцы построения эффективных рыночных систем, государство, выражая интересы и потребности общества, формирует на основе инвестиционной стратегии перспективную структуру экономики, адекватную внутренним потребностям и мировым тенденциям развития. Будущее России - не исключение из общих экономических закономерностей развития и определяется ее сегодняшней инвестиционной политикой.
Информация о работе Налоги, их функции и роль в рыночной экономике