Налоги, их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, построение которой определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Сущность и функции налогов……………………………………………….4
Сущность налогов…………………………………………………………….4
Функции налогов……………………………………………………………..7
Виды налогов………………………………………………………………....12
О разделении налогов на прямые и косвенные…………………………….24
Классификация налогов……………………………………………………...26
Роль налогов в рыночной экономике……………………………………….30
Глава 2.
Налоговый импульс экономического развития…………………………….41
Показатели состояния и оценка налоговой политики……………………..48
Оценка налоговой политики………………………………………………...50
Глава 3.
Необходимость смены целей налоговой политики…………………….….59
Укрепление налогового контроля и совершенствование налогового
Администратирования………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике.doc

— 3.95 Мб (Скачать файл)

-принцип определённости, согласно  которому сумма, способ и время  платежа должны быть точно  и заранее известны налогоплательщику.  Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В тоже время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям.

   Об определённости налогообложения  свидетельствует стабильность законодательства о налогах и сборах. Конечно, налоговые реформы идут непрерывно, но они, как правило, затрагивают отдельные налоги и сборы. Общая же часть НК РФ не может меняться часто. Поэтому в целях обеспечения стабильности налоговой системы установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ  и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;

-принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься  в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для  плательщика. Система и процедура  выплаты налога должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;

-принцип экономии, т.е. сокращение  издержек взимания налога, рационализация  системы налогообложения. Суммы  сборов по каждому конкретному  налогу должны в соответствии  с рассматриваемым принципом  существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.

   Наш соотечественник Н.И.  Тургенев (1789 – 1871) в работе «Опыт  теории налогов» (1818) писал, что  подданные государства должны  давать средства к достижению  цели общества или государства  каждый по возможности и соразмерено своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика.

   Немецкий экономист Адольф  Вагнер (1835-1917) в конце 19в. концептуально  дополнил принципы А.Смита. Смит  считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение предавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.

   А. Вагнер предлагал девять  основных правил, объединённых в  четыре группы:

   1. Финансовые принципы организации  налогообложения:

   1) достаточность налогообложения;

   2) эластичность (подвижность)  налогообложения.

   2. Народно-хозяйственные принципы:

   3) надлежащий выбор источника  налогообложения, т.е. в частности, 

       решение вопроса,  должен ли налог падать на  доход или капитал

       отдельного лица  или населения в целом;

   4) правильная комбинация  различных налогов в такую систему, которая

       считалась бы  с последствиями и условиями  их предложения.

   3. Этические принципы, принципы  справедливости:

   5) всеобщность налогообложения;

   6) равномерность налогообложения.

   4. Административно-технические  правила, или принципы, налогового   

       управления:

   7) определённость налогообложения;

   8) удобство уплаты налога;

   9) максимальное уменьшение  издержек внимания.

 

   В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

   Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регyлирyемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире, не регyлирyемyю государством, невозможно. Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

   - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

   - регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сyммy денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

   Таким образом, развитие рыночной экономики регyлирyется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

   Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, другие сельскохозяйственные продукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке. Приведенные положения могут служить примером использования государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении..

   Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения. В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Если например, в 1992 году малое предприятие получило 240 тыс. рублей прибыли и использовало 110 тыс. руб. на развитие своего производства - приобретение новых машин и механизмов, строительство производственного здания, то налогом облагается прибыль в сумме всего 130 тыс. руб. (32% от этой суммы, то есть 41,6 тыс. руб. направляется в бюджет). Как видно из приведенного примера, если малое предприятие не "проедает" полyченнyю прибыль, а направляет ее на развитие своего производственного потенциала, то есть инвестирует, то оно в значительной степени может избежать налогообложения прибыли. До тех пор, кончено, пока оно остается малым, не выходит за пределы установленного количественного критерия - численности работающих. Как только оно выйдет за пределы этого критерия (например, в промышленности - численность работающих на предприятии составит 210 чел.), с этого месяца оно будет облагаться налогом в общем порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                                           Глава 2.

              Налоговый импульс экономического развития.

Налогообложение приобрело  в России особое значение, поскольку  экономика не преодолела кризисные процессы, а имеющийся рост является неустойчивым и во многом связанным с уровнем мировых цен на энергоносители: по данным анализа, примерно половина в достигнутых темпах экономического роста ВВП (за 2004 г. - 7,1%) связана с ростом мировых цен на экспортируемые нефтяные ресурсы.

Налоги, как известно, являются обязательным безвозмездным платежом, взимаемым органами власти с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения государственных и муниципальных нужд, укрепления независимости страны и реализации социально-экономической политики. В многочисленных публикациях последних лет упорядочение налоговой системы в России стало одной из самых актуальных тем. При этом в большей степени подчеркивается значение "налоговой нагрузки" на предпринимательскую деятельность (фискальной функции налогов), но в меньшей - другие, не менее важные функции: перераспределительная, контрольная, регулирующая (стимулирующая), воспроизводственная и социальная *.

Значение национальных налоговых систем возрастает и в  связи с развитием международной конкуренции, которая проявляется в форме налоговых условий привлечения капитала в экономики различных стран. В данном отношении ситуация выглядит не лучшим образом: если за последние пятнадцать лет общие прямые иностранные инвестиции составили в китайскую экономику более 500 млрд. долл., то в российскую за годы реформ - не более 50 млрд.

Уровень конкурентоспособности  налоговых систем различных стран  можно рассматривать не только с  позиции налоговой привлекательности внешних инвестиций, но и инвестиций из собственных источников, а также формирования условий противодействия оттоку капитала.

Создана ли в стране конкурентоспособная  налоговая среда, стимулирующая развитие инвестиционного процесса на инновационной основе и обеспечивающая приток зарубежных капиталов и мобилизацию огромных внутренних инвестиционных возможностей? Для ответа на этот вопрос необходимо правильно оценивать современную динамику ее экономического положения и, ее место в мировой экономике.

По данным международных организаций, Россия находится в первой десятке стран по коррумпированности экономики, в девятой - по производству ВВП на душу населения. Отток капитала в 2004 г. оценивается в объеме не менее 27 млрд. долл. В то же время прямые иностранные инвестиции в экономику находятся на весьма низком уровне и составили около 9 млрд. долл. (в Китае за истекший год - более 50 млрд. долл.). Это свидетельствует об ухудшении инвестиционного процесса и требует радикального вмешательства государства для исправления сложившейся ситуации.

Особое беспокойство вызывает то, что за годы реформ значительно  сократилась величина накопленного основного капитала. И пока не удалось  существенно изменить эту негативную тенденцию. Между тем в странах с развитой

рыночной экономикой идет обратный процесс: индекс объема валового накопления основного капитала ежегодно возрастал от 1,02 в Японии до 1,85 в США, где накопленный капитал увеличился почти вдвое 2.

В "проедании" основного  капитала в российской экономике  во многом повинна налоговая система, которая все еще ориентирована не на народнохозяйственные интересы развития, а преследует прежде всего фискальные цели. Ни в одной стране мира проблемы развития экономики и формирования ее инновационной структуры не решаются лишь на основе стихийных рыночных сил. Во всех странах, которые часто приводятся в пример как образцы построения эффективных рыночных систем, государство, выражая интересы и потребности общества, формирует на основе инвестиционной стратегии перспективную структуру экономики, адекватную внутренним потребностям и мировым тенденциям развития. Будущее России - не исключение из общих экономических закономерностей развития и определяется ее сегодняшней инвестиционной политикой.

Информация о работе Налоги, их функции и роль в рыночной экономике