Налоги, их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, построение которой определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Сущность и функции налогов……………………………………………….4
Сущность налогов…………………………………………………………….4
Функции налогов……………………………………………………………..7
Виды налогов………………………………………………………………....12
О разделении налогов на прямые и косвенные…………………………….24
Классификация налогов……………………………………………………...26
Роль налогов в рыночной экономике……………………………………….30
Глава 2.
Налоговый импульс экономического развития…………………………….41
Показатели состояния и оценка налоговой политики……………………..48
Оценка налоговой политики………………………………………………...50
Глава 3.
Необходимость смены целей налоговой политики…………………….….59
Укрепление налогового контроля и совершенствование налогового
Администратирования………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………...65

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике.doc

— 3.95 Мб (Скачать файл)

                                         Вариант 2.

                                             1.Прямые налоги.

                Реальные налоги

                 Личные налоги

Поземельные

Подомовой

Промысловый

На ценные бумаги

На сверхприбыль

Подоходные с физических лиц

На доходы от денежных капиталов

На прирост капитала

На прибыль акционерных обществ

 

Поимущественные налоги

С наследства дарения

Подушный


 

                                             2.Косвенный налог

Акцизы

Фискальные монополии

   Таможенные налоги   

           (пошлины)

Индивидуальные:

На сахар

На соль

На бензин

На табак и т.д.

 

Универсальные с оборота:

Многократный

Однократный

На  сахар

На  спирт

На  табак и т.д.

По  происхождению:

Импортные

Экспортные

Транзитные

 

По целям:

Фискальные

Защитные (протекционистские)

Преференциальные

Антидемпинговые

 

По ставкам:

Специфические

Адвалорные

Комбинированные


 

                              Взносы на социальное страхование.

Взносы работающих по найму

Взносы, уплачиваемые нанимателям

Взносы лиц, получающих гонорары (лица свободных профессий)

Взносы незанятых


 

   Примечание: Не включены ни в одну группу пошлины и сборы, не относящиеся к таможенным (регистрационные, судебные, нотариальные, патентные).

 

   Как видно из сравнения двух  вариантов традиционной классификации,  налоги на доходы от денежных  капиталов включаются то в  разряд личных, то в разряд  реальных прямых налогов. Как отмечалось выше, в разряд личных можно относить отнюдь не все виды налогов на наследство (в том случае, когда наследство облагается налогом целиком, удержание и перечисление налога осуществляется уполномоченными на то лицами, а доля, причитающая наследнику, этим налогом уже облагается.)

   Трудно также разобраться с  налогами на имущество, так  как отдельные виды последних  попадают в разные группы: подомовой,  поземельный – в группу реальных, а поимущественный (этим налогом  могут также облагаться дома и земельные участки) – в группу личных.

   Пошлины и сборы составляют  самую сложную проблему при  использовании традиционной классификации.  Они включаются то в группу  косвенных, то в группу прямых  налогов, либо в самостоятельную  группу. К прямым налогам иногда наименованием «пошлина» отличаются от налогов на переход имущества (на перевод прав на имущество).

                    Роль налогов в рыночной экономике.

   Налоги составляют неотъемлемый  элемент рыночной экономики.

   Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики, характеризующихся следующими свойствами:

 

        Либеральная  модель         

          Социально  ориентированная

                       модель              

Незначительное вмешательство  государства в хозяйственные процессы; широкая свобода хозяйствующих субъектов.

 

Узкий государственный  сектор экономики.

 

Минимальное участие  государства в решении социальных задач.

 

Опосредованный монетарный характер государственного регулирования, которое ограничивается главным образом макроэкономическими процессами.

 

Патернализм государства направлен  лишь на малообеспеченные слои населения.

Большая степень государственного регулирования.

 

 

 

 

Значительный государственный  сектор.

Масштабное финансирование из бюджета социальных программ.

 

 

 

Высокая степень регламентации  рынка не только на макро- , но и микроуровне.

 

 

 

 

 

Государственный патернализм  направлен почти на все слои населения.

Такая модель сложилась в США, Великобритании, Франции и др.

Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии и др.


 

   В российской экономике  происходит возрождение рыночных  отношений, развиваются либерально-рыночные  тенденции, но этот процесс  пока не сопровождается снижением  налогового бремени. На этом  основании можно утверждать, что в России в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая элементы двух указанных моделей.

   Выбор той или иной  модели рынка определяет налоговую  ёмкость (налоговое бремя, налоговый  гнёт, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная – предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

  Налоговое бремя может исчисляться  для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведённого общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40-45%. В России этот показатель несколько выше: с учётом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%.

   Для конкретного налогоплательщика  налоговое бремя показывает долю  совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически борется отношение  суммы всех начисленных налогов  и налоговых платежей к объёму  реализации. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликёроводочных изделий, он достигает 50%, так как в цене этой продукции  велика доля акцизов; сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%.

   От величины налогового  бремени зависит объём изымаемых  в бюджет средств. Но связь  этих двух показателей не является  ни прямой, ни обратной, а носит  сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера (рисунок 1).

 

                     Рисунок 1.Кривая Лаффера. Форма  1.

   Американский экономист  Артур Лаффер описал связь  между ставками налогов и объёмов  налоговых поступлений в государственный  бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определённого максимального уровня(Дmax), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

   Если экономика находится  в точке А (см. рис. 1), снижение  ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объём средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимул к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.

   Параметры кривой  Лаффера  носят эмпирический характер. Это  означает, что на практике сложно  ответить на вопрос, при какой  конкретной ставке налога начинается  снижение налоговых поступлений  в бюджет.

   Кривая Лаффера может  быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность, при повышении определённого значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения (рисунок 2). При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующий субъектов и населения серьёзно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объём производства сокращаются медленнее, что возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.

 

            Рисунок 2. Кривая Лаффера. Форма 2.

 

 Но как только ставка достигает  некоторого уровня, дальнеёшая уплата  налога ведёт к заметному сокращению  чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в теневую. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.

   Экономическая сущность  налогов заключается в изъятии  государством в пользу общества  определенной части валового  внутреннего продукта (ВВП) в виде  обязательного взноса.

   Всеобщим исходным источником  налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

   Распределение ВВП предусматривает  две стадии: вначале образуются  первичные денежные доходы; затем  денежные доходы участников общественного  производства распределяются в  пользу государства: работники  платят налог на доходы физических  лиц в бюджет, предприятия платят налоги на прибыль и другие налоговые платежи.

   Налогообложение в любом  цивилизованном государстве должно  базироваться на определённых  принципах – основополагающих  идеях и положениях,  существующих  в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.

   Основоположник классической  политической экономии шотландский  философ и экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных в настоящее время:

-принцип справедливости, утверждающий  всеобщность налогообложения           и равномерность распределения  налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их исходами («соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учётом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.

 

              Рисунок 3. Кривая Лоренца.

 

   В настоящее время для  наглядного представления степени  неравенства доходов используется  так называемая кривая Лоренца  (рисунок»). Абсолютно равномерное  распределение доходов (абсолютное  равенство) представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств – 40% доходов и т.д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О-Е-А) отражает степень неравенств доходов. Чем шире эта область, Тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О-В-А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства не получают никакого дохода.

   Применительно к анализу  налогообложения, используя кривую  Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение посленалоговых (после вычета налогов) доходов (О-Д-А) более равномерным по сравнению с распределением предналоговых доходов (до вычета налогов) (О-Е-А). Из этого следует вывод: прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков;

Информация о работе Налоги, их функции и роль в рыночной экономике