Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа
Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4
1
правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан
1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17
2
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37
3
гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения
3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2
Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61
Дипломная работа в соответствии с целями и задачами исследования состоит из списка обозначений и сокращений, введения, трех разделов, содержащих шесть подразделов, заключения и списка использованных источников.
1 правовой
институт чрезвычайного
1.1 Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность
Статья 1 Конституции Республики Казахстан гласит: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [1,с.3].
Правовые идеи и нормы Конституции РК 1995 года, ее положения о правах и свободах человека и гражданина, закрепленные в ней принципы и процедуры формирования и функционирования всей системы государственной власти имеют существенное значение для продолжения необходимых правовых реформ.
В каждом государстве в силу ряда причин происходит ряд событий, обуславливающих конфликтные и кризисные ситуации. В Казахстане, где 134 национальности, 17 конфессий, поддержание единства и стабильности в обществе требуют особого внимания со стороны государственной власти.
При применении чрезвычайных мер может быть нанесен вред общественным отношениям. Однако, если, применив эти меры, государственная власть сможет предотвратить более значительный вред, то в этом случае эти меры могут быть оправданы. Необходимо обеспечить исключительность применения чрезвычайных мер, чтобы не допустить пришедшей к власти незаконным путем политической группировки использовать чрезвычайные меры для обеспечения своего нахождения у власти под любым предлогом.
Для сохранения безопасности и целостности существующей государственной системы, обеспечения общественной безопасности в экстраординарных ситуациях приходится ограничивать свободу как отдельных личностей, так и всех социальных слоев и групп, что остается обязанностью государственного аппарата. Как физическое лицо в случае крайней необходимости или для необходимой обороны может совершать как бы противозаконные действия, так и государство в экстремальных ситуациях может действовать по тем же правилам по принципу «право государственной необходимости». Однако органы государственной власти не вправе использовать любые средства для устранения возникшей угрозы. В посттоталитарную эпоху государство вынуждено формировать и помогать укрепляться гражданскому обществу Казахстана «сверху». Отлаживание политического механизма не может не сопровождаться сохранением в переходный период за государственной властью роли арбитра и дирижера социально политических процессов. Эксцессы стихийного либерализма как начальной стадии рыночных отношений призваны блокировать именно государство усилением своей социальной роли в развитии общества и человека [6,с.58].
При наступлении чрезвычайных ситуаций юридические нормы, действующие в обычных условиях, не будут соответствовать появившимся факторам общественных отношений. В соответствии с новыми условиями потребуется иное юридическое регулирование, то есть необходимость принятия специальных законодательных актов для предварительного регламентирования деятельности органов государственного управления в чрезвычайных ситуациях. Об этом было отмечено еще более ста лет назад у В.М. Гессена: «Диктатура правительства, предусмотренная и организованная на конституции, предпочтительнее диктатуры, импровизированной сообразно обстоятельствам момента. Законодательствуя под влиянием событий, парламент почти всегда рискует либо остаться позади намеченной цели, либо забежать далеко вперед. Страх, гнев и ненависть – плохие советчики: в часы спокойствия, с полным самообладанием, законодатель должен взвесить наперед те полномочия, которые необходимы правительству для того, чтобы подавить восстание» [7, с.45].
Необходимость применения чрезвычайных мер при экстраординарных ситуациях требует их юридического обеспечения. Чтобы предотвратить желание государственных органов разрешить экстраординарные ситуации любыми средствами, возникает потребность общества в наличии специальных законодательных актов, регламентирующих деятельность органов управления в этих условиях. Чрезвычайное законодательство выступает сдерживающей силой от произвола не только для исполнительной власти, но также и для законодательной власти, у которой могут проявляться желания постоянно вносить изменения в угоду себе, игнорируя требования международных правовых актов. Последнее может произойти в случае, если политический лидер государства, используя аппаратные возможности, добьется избрания в представительные органы власти угодных ему лиц.
В периоды экстраординарных ситуаций в целях восстановления нормальной жизнедеятельности людей приходится идти на некоторые отступления от правовых основ. Однако необходимы реальные демократические гарантии обеспечения деятельности государственных институтов (не только института чрезвычайного положения), а также основных прав и свобод человека и гражданина. При урегулировании экстраординарных ситуаций правовыми средствами в рамках конституционного режима и в соответствии с международно-правовыми обязательствами государства в сфере охраны прав человека общество будет гарантированно защищено от возможности использования органами государственной власти чрезвычайных полномочий во имя собственного благополучия. Чтобы государство не могло произвольно вмешиваться в охраняемый международным правом и национальным законодательством режим осуществления гражданских прав и свобод человека под предлогом чрезвычайности ситуации, следует, прежде всего, совершенствовать национальное законодательство по развитию установления фактического равновесия ветвей власти с учетом международных принципов и стандартов чрезвычайного положения. Право государства отступать от своих обязательств в области прав человека при наступлении чрезвычайных обстоятельств, определение прав и свобод, не подлежащих ограничению или ущемлению в условиях чрезвычайного положения, должны быть закреплены в Конституции Республики и соответствовать обязательствам, принятым в соответствии с Международным Пактом 1966 года. Отсутствие же закона, соответствующего нормам международного права и регламентирующего деятельность государственной власти при чрезвычайных ситуациях, может вызвать у власти желание разрешить ее любыми средствами, как это было в декабре 1986 года в городе Алма-Ате при жестоком подавлении выступления демократически настроенной молодежи. По прямому указанию лидеров КПСС деятельность органов государственной власти превратилась в административное самоуправство.
Из всех конфликтных кризисных ситуаций нужно уметь особо выделить чрезвычайную ситуацию, которая, так же как и все общественные отношения, подлежит регулированию нормами права. Совокупность норм права, регулирующих правоотношения при чрезвычайных ситуациях, можно назвать правом чрезвычайных ситуаций. Эти нормы права условно подразделяются на следующие группы:
- юридические нормы и правовые
акты по обеспечению
- временно ограничивающие
- регулирующие прогнозирование
и предупреждение угроз
- направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Для восстановления и стабилизации обстановки нужны и в чрезвычайных ситуациях дополнительные административно-властные полномочия, а также соответствующие обстановке временные ограничения прав и свобод граждан и организаций. Публичный интерес резко смещается в сторону государственной необходимости.
Объектом в чрезвычайных ситуациях является социальный процесс по нормализации обстановки, восстановлению правопорядка. Чрезвычайные ситуации характеризуются интенсивной степенью протекания, оказывают непосредственное воздействие на общественную безопасность и жизнедеятельность людей. Потребуется срочное государственно-властное воздействие с дополнительными полномочиями для устранения дезорганизации, беспорядка и хаоса. Введение при чрезвычайных ситуациях специального режима связано с принудительной силой государственной власти, ее императивностью, жестким централизованным регулированием общественных отношений. При чрезвычайных ситуациях правовые предписания, нанося определенный ущерб отдельным субъектам, в конечном итоге направлены на удовлетворение общественных и государственных интересов.
В теории права есть определение правового института. Он характеризуется как совокупность норм, регулирующих обособленную группу общественных отношений в пределах определенной отрасли права.
Институт чрезвычайного положения лишь упоминается в Конституции и регулируется специальным законом, в котором установлены условия объявления чрезвычайного положения, его длительность, указаны допустимые ограничения прав граждан и т.д. Группа норм института чрезвычайного положения включает в себя проблемы государственной власти в чрезвычайных ситуациях, изменения правил пользования, т.е. ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Институт чрезвычайного положения изначально предназначался для подавления политической активности народных масс и борьбы с политической оппозицией. Формы государственного принуждения реализовывались в рамках «узаконенных» чрезвычайных режимов. Необходимость осадных, чрезвычайных или исключительных режимов оправдывалась как бы интересами нации, однако это не препятствовало использовать их для сохранения существующих режимов государственной власти. Институту чрезвычайного положения постепенно придавались более совершенные, юридически значимые формы.
При всей разнородности нормы правого института объединены общими правовыми принципами, идеями. Принципы - те идейные начала, базируясь на которых формируется государственная идеология. Принципы государственной идеологии можно сформулировать, во-первых, исходя из официальных источников; во-вторых, обобщая практику организаций и деятельности государственных органов, изучая государственные программы; в-третьих, анализируя программные документы и деятельность общественно-политических институтов [8, с.18].
Правовой режим чрезвычайного положения заключается в расширении круга обязанностей и пределов компетенции существующих органов государственной власти и управления по охране общественного порядка и нормализации обстановки либо возложении этих обязанностей и предоставляемых прав на специально создаваемые для этого органы, а также в усилении ответственности граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возлагаются на них с введением чрезвычайного положения. При этом отступление от существующего правового режима допускается лишь в определенных рамках, не противоречащих международно-правовым актам [9, с.87]. Развитие кризисных чрезвычайных ситуаций невозможно предусмотреть в деталях, поэтому иногда приходится предоставлять исполнительной власти весьма широкие и недостаточно определенные полномочия. А от этого может возникнуть искушение быстро «положить конец» чрезвычайной ситуации силовыми, а не правовыми методами.
Социальная функция института чрезвычайного положения, как правило, заключается в решении двух основных задач: во-первых, подавления сопротивления одних слоев населения в интересах других и, во-вторых, обеспечения законности и правопорядка в интересах всего общества [10, с.155]. У А. Домрина отмечено, что чрезвычайным положением называется конституционно установленное положение, при наличии которого осуществление государственной власти происходит в чрезвычайном конституционном порядке. Соответственно правовой институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных норм, определяющих:
- основания для введения режима чрезвычайного положения;
- государственный орган (органы), уполномоченный вводить режим чрезвычайного положения;
- порядок его введения:
- временные и пространственные границы действия;
- особый режим деятельности органов государственной власти и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан, а также прав организаций, и возложение на них дополнительных обязанностей:
- а также регулирующих иные
изменения в системе
Особенностями института чрезвычайного положения являются концентрация власти, ограничения прав и свобод человека и принуждения граждан исполнять дополнительные обязанности, одновременно являясь вариантом правового разрешения конкретных социальных проблем. Учитывая примеры из мировой истории, можно предположить, что под видом защиты демократических институтов и политической стабильности институт чрезвычайного положения из средств защиты демократии можно будет превратить в средство уничтожения этой же демократии, т.е. в замаскированную форму борьбы с политической оппозицией. По мнению А. Грязнова, современная концепция чрезвычайного положения разработана применительно к открытому демократическому обществу, в котором институт чрезвычайного положения призван выступать и в роли юридического средства, способствующего разрешению социально-политических и этнонациональных конфликтов. Сущностью института чрезвычайного положения является его социальное назначение для демократического общества. Это означает, что с его помощью создаются возможности преодоления конфликтных ситуаций правовым путем, а также гарантируется использование власти не в ущерб конституционному правопорядку и сохранение в обществе других государственно-правовых демократических институтов [11,с.37].
Правовой институт чрезвычайного положения охватывает широкий спектр регулируемых им общественных отношений: конституционные, административные, гражданские, трудовые, финансовые и др. Существенным изменениям подвергаются правовые статусы субъектов правоотношений. При ограничении прав и свобод граждан, прав юридических лиц и дополнительном возложении на них обязанностей произойдет расширение полномочий специальных органов государственного управления, создаваемых на период введения чрезвычайного положения. Институт чрезвычайного положения нормативно определяет исчерпывающий характер насильственных репрессивных мер при осуществлении режима чрезвычайного положения. Учитывая исключительную возможность, режим чрезвычайного положения в Казахстане вводится Президентом Республики Казахстан с соблюдением процедур консультации с Премьер-министром и председателями Палат Парламента РК с незамедлительным информированием Парламента РК.
Институт чрезвычайного положения, прежде всего, призван урегулировать и разрешить социальный кризис, т.е. социально-политический конфликт в государстве. Концепция института чрезвычайного положения международным правом конвенционально разработана применительно к демократическому обществу. В 2005 году Казахстан стал участником Международного пакта о гражданских и политических правах, который теперь будет иметь обязательный характер для нашего национального законодательства. Нормы международного права имеют свои требования к институту чрезвычайного положения, что будет являться и предметом международно-правового регулирования института чрезвычайного положения. Современная концепция института чрезвычайного положения предъявляет ряд требований к национальным законодательствам в виде следующих международных правовых принципов и стандартов:
Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения