Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, дипломная работа

Краткое описание

Сегодня Казахстан стремится построить провозглашенное в Конституции Республики Казахстан демократическое правовое государство [1].
В Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека. Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека.
Конституция Республики Казахстан, как Основной закон государства, утверждает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, и относит к основам конституционного строя обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……..……………………………….
3
введение …………………………………………………………………
4

1

правовой институт чрезвычайного положения в республике казахстан

1.1
Правовой институт чрезвычайного положения в Республике Казахстан: понятие и сущность …………………………………….
8
1.2
История развития законодательства о чрезвычайном положении в Республике Казахстан ………………………………………………..
17

2

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

2.1
Условия и основания введения и отмены чрезвычайного положения в Республике Казахстан …………………………………
24
2.
Формы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения …………………………………………...
29
2.3
Основные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения ……………………………….
37

3

гарантии ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В условиях чрезвычайного положения

3.1
Гарантии прав физических и юридических лиц в период действия чрезвычайного положения …………………………………………..
44
3.2

Ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за нарушение требований режима чрезвычайного положения …………………………………………...
51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

- восстанавливается территориальная подсудность уголовных и гражданских дел в судах;

- гражданам, пострадавшим при чрезвычайных  обстоятельствах, либо в связи  с производством работ по их  предотвращению или ликвидации  соответствующими государственными  органами, а также организациям предоставляется жилое помещение, возмещается материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве [31,с.130].

 

2.2 Формы деятельности  органов внутренних дел в условиях  чрезвычайного положения

 

Органы внутренних дел являются органами государственного управления.  Управление – как форма государственной деятельности, направлено на решение многочисленных организационных задач, осуществляется в целях, установленных правом, на основе права и правовых формах. Государственное управление осуществляется исполнительно-распорядительными органами государства, в рамках предоставленных им компетенции, осуществляющие проведение общегосударственной политики в строго определенной сфере.

Органы государственного управления составляют суть государственной администрации, которая является самой большой и мощной частью государственной машины. От эффективности государственного управления зависит и эффективность деятельности государства в целом.

В общем виде управление может быть определено как процесс воздействия на систему для перевода ее из одного состояния в другое или для поддержания ее в установленном режиме. В соответствии с тремя областями развития окружающего мира – неживая природа, живая природа и человеческое общество выделяются следующие виды управления: управление в неживой природе (в технических системах); управление в организмах (в биологических системах); управление в обществе (социальных системах).

Социальное управление воздействует на деятельность (поведение) людей, объединенных в группы, коллективы. Оно включает в себя управление обществом в целом, государственное управление (управление делами государства), общественное управление (управление в общественных организациях, объединениях), управление производством, управление социально-культурной сферой и т.д.

Управление в органах внутренних дел является одной из разновидностей социального управления вообще и управления в сфере правоохранительной деятельности.

Сферой управления органов внутренних дел является правопорядок. Органы внутренних дел как органы государственного управления посредством присущего им потенциала осуществляют управление правопорядком.

Функциональный потенциал органов внутренних дел в обеспечении правопорядка зависит, прежде всего, от целей, задач, а также компетенции и полномочий органов внутренних дел.

Прежде всего, рассмотрим задачи ОВД. Для этого определимся с понятиями задачи и компетенция государственного органа. Компетенция выступает в качестве средства решения задач и достижения цели. Поэтому правильнее было бы рассмотреть задачи ОВД не как составную часть компетенции, а как категорию, определяющую полномочия его органов. В компетенцию последних входят те права и обязанности, которые определены правовыми актами, регламентирующими их деятельность.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. «Об органах внутренних дел», задачами органов внутренних дел являются: 1) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе в условиях чрезвычайного или военного положения; 2) предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников; 3) осуществление предварительного следствия, дознания и административного производства в пределах их компетенции, установленной законодательством; 4) исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных, отбывающих наказания в следственных изоляторах органов внутренних дел, и административных взысканий; 5) обеспечение правопорядка и поддержание режима содержания лиц в следственных изоляторах органов внутренних дел и местах содержания административно арестованных; 6) выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 7) в необходимых случаях оказание содействия органам государственной противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности; 8) государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения; 9) охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных, участие в пресечении актов терроризма, освобождении заложников; 10) осуществление паспортной и визовой работы, контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Республики Казахстан; 11) выполнение отдельных задач в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время; 11-1) участие в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным органам в борьбе с браконьерством; 11-2) осуществление лицензионной и разрешительной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 11-3) осуществление режимных и охранных мероприятий на особо важных и особорежимных объектах, территориях Республики Казахстан; 12) осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел [32].

Важным направлением деятельности ОВД является сфера общественной безопасности. Объектами прав в этой сфере выступают такие индивидуальные блага, как жизнь человека, его здоровье, неприкосновенность, собственность. Отношения между полицией и гражданами в сфере общественной безопасности достаточно разнообразны. Так, Конституция Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», регулирующих его деятельность, свидетельствуют, что на органы внутренних дел возложены следующие обязанности: защищать права и свободы граждан от противоправных посягательств; оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, также находящимся в беспомощном состоянии; осуществлять контроль за дорожным движением, соблюдением правил, нормативов и стандартов в этой сфере; контролировать соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки взрывчатых, сильнодействующих химических, ядовитых, наркотических и других веществ, предметов и материалов, оружия, боеприпасов.

Для эффективного осуществления вышеуказанных задач необходимо четкое определение компетенции и полномочий ОВД, которые, будучи обусловленными содержанием задач, одновременно выступают в качестве средства их решения. Отметим, что государственно-властные полномочия не составляют каких-то их привилегий, а являются одновременно правами и обязанностями, возникают в связи с необходимостью выполнять возложенные на них государством обязанности. ОВД не могут отказаться от реализации своего права по пресечению преступного поведения и задержанию правонарушителя. Отказ от него явился бы одновременно и невыполнением обязанности, причем не перед потерпевшим, а перед государством в целом или, в конечном счете, перед народом, возложившим на государство задачу обеспечить законность и правопорядок в обществе. 

Установление специального правового режима в виде чрезвычайного положения вследствие действия угрозы безопасности обязывает государственные органы вносить существенные изменения в свою деятельность.

Отличительные особенности режима чрезвычайного положения заключаются в том, что реальность угрозы, ее масштабность и степень ее общественной опасности влияют на выбор правовых, организационных и иных средств, способных в установленные (кратковременные) сроки решить задачи по преодолению факторов угроз безопасности граждан и защите конституционного строя [31,с.132].

В новых условиях, при невозможности наведения порядка при существующих полномочиях, органам управления государственной власти могут потребоваться новые властные полномочия, изменение их организационной структуры для эффективного ведения исполнительно-распределительной деятельности на территории, где введено чрезвычайное положение. Рассчитанные на нормальную управленческую ситуацию обычные формы государственного управления, в результате возможного воздействия на них социального конфликта, могут снизить эффективность своей работы в условиях чрезвычайных ситуаций. Также в период чрезвычайных ситуаций возникает необходимость оперативного согласования действий несоподчиненных между собой организаций для координаций их деятельности в новых условиях.

Управление органами внутренних дел в особых условиях следует рассматривать как систему, а именно как нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи структурных единиц, решающих организационные задачи по борьбе с этим преступлением. Такая система должна отвечать определенным требованиям, к которым можно отнести: способность эффективно действовать в экстремальных условиях, направленность на мирное разрешение конфликта, возможность оперативно информировать инстанции о стремительно меняющейся обстановке, способность быстро адаптироваться к новым условиям.

При формировании системы управления органами внутренних дел в особых условиях необходимо учитывать ее особенности и отличительные свойства, не характерные для управления в обычных условиях. При этом следует иметь в виду, что управление органами внутренних дел осуществляется как в условиях, предшествующих их наступлению, так и непосредственно при их наступлении. Это требует создания иных по сравнению с обычными организационных структур и тактических схем.

Основное внимание и усилия в этой обстановке должны быть направлены не просто на охрану общественного порядка и безопасности, а на локализацию и ликвидацию последствий, возникших при особых условиях.

Как было уже отмечено, одной из отличительных особенностей действий ОВД в особых условиях является, создание новой системы управления силами и средствами. Система управления при действиях в особых условиях - это комплекс органов управления, предназначенных для эффективного управления в особых условиях, который составляет: оперативные штабы ОВД (оперативных зон); штатные штабы воинских частей; а также штабы других органов (подразделений), привлекаемых к действиям в особых условиях.

Объективная необходимость вышеназванной системы обусловлена сложностью выполнения задач при быстром и резком изменении оперативной обстановки, концентрацией сил и средств, принадлежащих различным отраслевым службам, особой группировкой данных сил и средств, что вызывает необходимость координации их действий. А также осуществлением в короткие сроки большого объема управленческих функций. В данной обстановке требуется максимальная централизация управления, быстрая подготовка, принятие и реализация решений.

Особые требования предъявляются к разработке и документальному оформлению решений по созданию или перестройке состава подразделений (групп) работников ОВД, их должностей, численности, функций и организационных связей в целях обеспечения эффективной деятельности в случае угрозы возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Наиболее отвечают этим требованиям оперативные штабы, которые предназначены для организации и управления привлекаемых в установленном порядке силами и средствами при выполнении задач в особых условиях. Нормативными актами урегулирована работа, функции, организационная структура, содержание деятельности в чрезвычайных ситуациях, чрезвычайных обстоятельствах, а также при введении режима чрезвычайного положения, и в условиях военного времени.

Оперативный штаб - это орган межотраслевого управления силами и средствами органов, учреждений, внутренних войск при выполнении задач в особых условиях.

Основные направления работы оперативного штаба зависят от возникновения или наступления особых условий. В связи с этим они решают следующие главные задачи; обеспечение непосредственной подготовки сил и средств к действиям в особых условиях; управление силами и средствами при наступлении данных условий; обеспечение ликвидации последствий особых условий и осуществление мер по стабилизации обстановки.

В развитие этих условий и задач оперативные штабы ОВД осуществляют анализ оперативной обстановки и прогнозирование возникновения возможных негативных явлений, которые могут вызвать особые условия. На основе данных специализированных прогнозов осуществляется разработка и постоянное совершенствования планов действий в особых условиях, организуется выполнение предупредительно - профилактических мероприятий по предотвращению негативных проявлений криминального характера, а также обучение, моральная и психологическая подготовка личного состава. Кроме того, на штабы возлагаются функции организации всестороннего обеспечения личного состава оружием, специальными средствами, транспортом, средствами связи, бытовым и медицинским оборудованием. Они осуществляют постоянный контроль состояния готовности сил и средств к действиям в особых условиях, организуют проверку состояния готовности нижестоящих органов внутренних дел к действиям в особых условиях и оказание им необходимой помощи.

При возникновении условий чрезвычайного положения данные оперативные штабы осуществляют непосредственное управление задействованными силами и средствами. Они вводят в действие соответствующий план, приводят в готовность силы и средства, развертывают пункты управления и связи, осуществляют сбор и анализ информации об обстановке, вырабатывают решения на развертывание и порядок действия сил и средств и организуют их взаимодействие. Обо всех своих действиях оперативные штабы информируют вышестоящие органы управления, а также осуществляют контроль исполнения принятых решений.

Информация о работе Деятельность ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения