Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 14:39, курсовая работа
Существенную роль в охране конституционных прав и свобод граждан играют органы внутренних дел, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий. Определение мер административно-правового пресечения является актуальным, т.к. в деятельности ОВД выявление и пресечение правонарушений имеет приоритетное значение, что обусловлено необходимостью обеспечения правопорядка и безопасности в сфере государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 6-8
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВ-НОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ………………………………………………………….
9-42
1.1. Административное пресечение в структуре мер административного принуждения………………………………………
9-25
1.2. Основания применения мер административного пресече-ния……………………………………………………………………
25-42
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АД-МИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………………………………………………………………………………
43-81
2.1. Органы внутренних дел как субъекты применения мер административного пресечения…………………………………………..
43-59
2.2. Проблемы правового регулирования и обеспечения законности при применении мер административного пресече-ния……………………………………………………………………..
59-81
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………… 82-86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕ-РАТУРЫ…………………………………………………………..…
87-92
а) выбирать из всего арсенала рассматриваемых
мер те, применение
которых в каждом конкретном случае является
оптимальным,
целенаправленным и наиболее действенным;
б) использовать их в комплексе, обеспечивая
тем самым
разностороннее воздействие на объект
применения, что существенно
повышает вероятность достижения цели,
к которой стремится
правоприменитель;
в) индивидуализировать способы воздействия
на объект
правоприменения с учетом особенностей
последнего, чем обеспечивается не
только его желаемое поведение, но и значительный
воспитательный эффект.
Меры административного принуждения, классифицируются на:
-меры административного предупреждения;
-меры административного пресечения;
Для более глубокого уяснения сущности и специфики мер административного пресечения представляется целесообразным дать краткую характеристику всех мер принуждения, не являющихся предметом исследования, но входящих в состав выделенной классификации7.
Первую группу мер
административно-правового
1) предупредительные меры несвязанны
с совершением
административного правонарушения,
т. е. правонарушение еще не
совершено, а принудительные
механизмы в отношении соответствующих
лиц уже функционируют;
2) принудительный характер
мер рассматриваемой группы состоит в
реализации властных и односторонних
действий, которые не
согласовываются с противоположной
стороной (тем не менее, последняя
обязана исполнить предписанное ей со
стороны уполномоченных органов
(должностных лиц), выполнить необходимые
в данной ситуации действия
либо воздержатся от их совершения);
3) административно-
законодательных и иных нормативных правовых
актах, предусматривающих
обязательные действия либо устанавливающих
известные запреты и
ограничения под угрозой применения административных
санкций за их
неисполнение.
Как следует из самого наименования административно - предупредительных мер, цель их применения, с одной стороны, - оградить общество от совершения противоправных действий, упредить их наступление, а с другой - предотвратить опасность, угрожающую жизни и здоровью людей, защитить интересы граждан, общества и государства при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях и иных обстоятельствах, не связанных с совершением конкретным лицом какого-либо правонарушения.
Следующей группой мер административно-правового принуждения, обозначенных в приведенной классификации, являются меры административного пресечения. Они наиболее многочисленны, а их применение чаще других затрагивает конкретные права и свободы граждан.
Являясь разновидностью
административно-правового
Как представляется, основной чертой, характеризующей природу указанной формы административного принуждения, является их объективная нацеленность на немедленное прекращение нарушения, устранение противоправной либо общественно опасной ситуации. Эта основная функциональная направленность заложена в самом наименовании данных правовых средств - «пресекать» правонарушение, т.е. останавливать его резким вмешательством, не давать возможности нанести урон охраняемым интересам личности, общества, государства. Таким образом, временные рамки мер административного пресечения ограничены реагированием на начавшееся и еще не оконченное антиобщественное, противоправное поведение. В этом их отличие от предупредительных мер, осуществляемых до возникновения противоправной ситуации и мер административной ответственности, применяемой после совершения правонарушения.
Помимо главной цели, меры данной группы в зависимости от конкретной обстановки преследуют дополнительные (сопутствующие) цели: недопущение противоправного поведения, устранение его вредных последствий, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности. К примеру, физическая сила может быть применена в установленных законом случаях в процессе доставления, производства личного досмотра. Ее использование определяется характером отношений, в рамках которых она применяется.
Реализация мер административного пресечения самым тесным образом связана с повседневной деятельностью органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями. Они играют важную роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в выполнении государственных задач по недопущению правонарушений и устранению причин, их порождающих10.
Помимо специфической целевой направленности административно-пресекательные меры отличает особая оперативность применения. Они всегда являются мгновенной реакцией органов власти на противоправные действия и характеризуются резким вмешательством в организационную, физическую и имущественную строну жизни подвластного лица. Применение данных мер часто происходит в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния. В этой связи справедливо утверждение Л.Л. Попова о том, что уполномоченное должностное лицо ОВД объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции на правонарушения, оперативно использует предоставленные ему государственно-властные полномочия11. Следовательно, для применения той или иной меры административного пресечения не требуется, получения предварительного согласия руководителя (командира, начальника и другого вышестоящего должностного лица), составления специального протокола или акта, а также вынесения специального постановления о применении данной меры.
Для применения мер административного пресечения важен сам факт противоправного поведения и не требуется установления вины или ее формы как обязательного условия их применения. В этом еще одно отличие мер пресечения от мер административной ответственности, важным условием наступления которой является наличие состава правонарушения и вины как одного из его элементов.
Административно-пресекательные меры, не являясь карой за совершенное правонарушение, связаны с временными ограничениями действий, поведения, передвижения конкретного лица, например в случае задержания транспортного средства, которое не имеет характера наказания.
Специфика применения
сотрудниками ОВД мер административного прес
Применение административно-
Таким образом, меры административного пресечения, применяемые в деятельности органов внутренних дел - это совокупность способов и средств принудительного воздействия, имеющих с целью прекращение поведения нарушающего норму права или представляющего угрозу для личной и общественной безопасности на месте обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти в деятельность организационно не подчиненного юридического или физического лица, а также ориентированных на предотвращение возможных негативных последствий этих проявлений и создание организационных условий для последующего привлечения виновных к соответствующему виду юридической ответственности.
Меры административного пресечения делятся на общие и специальные.
Общие меры административного пресечения обладают признаками общими для всех мер административного пресечения. Меры пресечения специального назначения составляют комплекс исключительных, экстраординарных средств административно-правового воздействия (применение физической силы, специальных средств и оружия). Их применение является преимущественно прерогативой полиции.
Анализ содержания Закона РФ «О полиции» и КоАП РФ позволяет, выделить следующие меры административного пресечения общего назначения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел;
- отстранение от управления
транспортными средствами лиц, в
отношении которых имеются достаточные
основания полагать, что они
находятся в состоянии опьянения, а равно
не имеющих документов на право
управления или пользования транспортным
средством (п. 21 ст. 13 Закона РФ
«О полиции», ч. 1-5 ст. 27.12 КоАП РФ);
- запрещение эксплуатации
транспортного средства при наличии у
них
технических неисправностей, создающих
угрозу безопасности дорожного
движения (п. 21 ст. 13 Закона РФ «О полиции», ч. 2-5 ст. 27.13 КоАП РФ);
К мерам административного пресечения специального назначения относятся:
Третьей группой мер административно-правового принуждения являются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Меры данной
группы объединяются по их урегулированности
нормами административно-
Указанные меры,
как сказано в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ,
применяются в целях пресечения
Информация о работе Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел