Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 14:39, курсовая работа
Существенную роль в охране конституционных прав и свобод граждан играют органы внутренних дел, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий. Определение мер административно-правового пресечения является актуальным, т.к. в деятельности ОВД выявление и пресечение правонарушений имеет приоритетное значение, что обусловлено необходимостью обеспечения правопорядка и безопасности в сфере государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..… 6-8
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВ-НОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ………………………………………………………….
9-42
1.1. Административное пресечение в структуре мер административного принуждения………………………………………
9-25
1.2. Основания применения мер административного пресече-ния……………………………………………………………………
25-42
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АД-МИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ………………………………………………………………………………
43-81
2.1. Органы внутренних дел как субъекты применения мер административного пресечения…………………………………………..
43-59
2.2. Проблемы правового регулирования и обеспечения законности при применении мер административного пресече-ния……………………………………………………………………..
59-81
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………… 82-86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕ-РАТУРЫ…………………………………………………………..…
87-92
Посредством регулятивной формы правоприменения разрешаются индивидуальные конкретные управленческие дела и вопросы организационного, хозяйственного, социально-культурного, оборонного, внутреннего и внешнеполитического характера, реализуются права и законные интересы граждан, государственных органов, предприятий,
учреждений
и организаций в сфере
Правоохранительная деятельност
Наиболее распространенным способом выражения результата правоприменительной деятельности выступают правовые акты (акты применения права). Они оформляют состоявшуюся правоприменительную деятельность и представляют собой, с точки зрения их внешнего выражения -действия ОВД влекущие юридические последствия76.
С помощью
правоприменительных актов
Правоприменительным актам управления, присуще следующие черты:
- акты применения права связаны с исполнительной и
распорядительной деятельностью
ОВД и относятся к числу правовых средств
ее организации и осуществления, чем обусловлено
их исключительно
большое число и многообразие по содержанию
и форме;
- осуществляются на основе законов и других правовых актов органов исполнительной власти в целях их реализации применительно к конкретным делам, возникающим в процессе функционирования органов управления, могут быть выражены в словесной (письменные и устные) и конклюдентной (жестов, сигналов) форме.
Все акты применения права в правовой системе общества образуют достаточно сложную многоуровневую подсистему индивидуальных правовых актов. При этом в различных сферах общественной жизни преобладают особые акты, обусловленные спецификой регулируемых общественных отношений. Например, правоохранительные акты издаются в связи с контрольно-надзорной и правоохранительной деятельностью специальных правоохранительных органов (ОВД, ФСБ, Прокуратуры). Они направлены на предупреждение, выявление и устранение правонарушений, а также регулируют применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Подобные акты - результат развития правоохранительных отношений и обеспечения режима законности.
По форме все акты применения права могут быть подразделены на акты-документы и акты-действия. Дня большинства правоприменительных актов характерна строго документальная, юридически закрепленная форма (указы, постановления, приговоры, решения, приказы), что является следствием повышенных требований к их законности и обоснованности. Дело в том, что они регулируют наиболее социально важные стороны жизнедеятельности людей, конкретизируя их права и обязанности. Отсюда, документальная, письменная форма является гарантией их законности и обоснованности78. Акты-действия имеют форму устных приказов, распоряжений властных органов и управленческого аппарата, а также жестов, движений, символизирующих управленческую деятельность (регулирование, например, уличного движения). Подобные правоприменительные акты основываются на специфическом правовом статусе должностных лиц и остаются на уровне действий при взаимном согласии правоприменителя и субъекта, к которому обращены правоприменительные действия. В случае же спора о праве они могут приобретать письменную форму.
Единого порядка процессуального оформления реализации мер административного пресечения нет. Анализ норм главы 27 КоАП РФ выявил два основных варианта такого оформления применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях79.
Первый сводится к составлению самостоятельного протокола о применении соответствующей меры административного пресечения. Так Закон предусматривает обязательность составления протокола об отстранении от управления транспортным средством и направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ). При этом данные процессуальные документы носят самостоятельный характер и составляются наряду с протоколом об административном правонарушении. Для каждого из них закон определяет соответствующие реквизиты, отражающие специфику применяемой меры80.
Второй вариант
К основным процессуальным актам (протоколам) могут прилагаться иные документы и материалы (акты ревизий, проверок, материалы о применении способов фиксации доказательств). Чаще всего на необходимость такого рода приложений к протоколам (об административном правонарушении, о применении меры обеспечения) указывается в ведомственных нормативных актах (схемы дорожно-транспортного происшествия, пробы воды, грунта, заключения специалистов). Наиболее оптимальным представляется вариант, когда в приложении к названным протоколам содержится четкое указание в самом законе. Такое указание предусмотрено в нормах, регулирующих применение отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Например, к протоколу о досмотре транспортного средства прилагаются материалы, полученные при осуществлении досмотра с помощью фото-киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств (ст. 27.9 КоАП РФ)81.
Правом составлять протоколы о применении мер обеспечения производства по дела об административных правонарушениях наделены должностные лица, наделенные контрольно-надзорными полномочиями. Этот перечень дан в ст. 28.3 КоАП РФ, а также в статьях, регулирующих применение отдельных видов мер административного пресечения82.
На основе
выше изложенного можно
Непосредственное применение мер административного пресечения осуществляется не самим ОВД, а субъектами (должностными лицами), принимающими решение и действующими от его имени в пределах предоставленной им компетенции. При этом компетенция ОВД представляет собой сложное правовое явление, образуемое совокупностью полномочий, которыми наделены все сотрудники ОВД, и полномочий, принадлежащих отдельным категориям должностных лиц, реализуемой ими в форме актов применения права.
2.2 Проблемы правового регулирования и обеспечения законности при применении мер административного пресечения
Анализ научных источников, законодательных,
подзаконных актов и правоприменительной
практики позволяет выявить следующие
проблемы, связанные с реализацией мер
административного пресечения. Они касаются
целей, оснований и порядка осуществления
мер административного пресечения, отсутствия
должного административно-
Исследователи,
рассматривавшие ранее эту
Статистические данные ОВД свидетельствуют о стойкой тенденции к увеличению роста административных правонарушений и преступных деяний.
При этом ежегодно органами прокуратуры выявляется порядка 100 тыс. нарушений как процессуального, так и материального законодательства, многие из которых допускаются органами Госавтоинспекции, Службой охраны общественного порядка и Паспортно-визовой службой органов МВД России.
В теории административного права законность рассматривается как правовое явление, содержащее два взаимосвязанных элемента: существование законов и их соблюдение, при наличии этих элементов в стране формируется режим законности - такой режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему совершенствованию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма84.
Ученые по разному подходили к вопросу о соблюдении законности при применении мер административного пресечения. В.А. Тюрин представляет законность принудительного воздействия как совокупностью следующих условий85: 1) применению подлежит та мера административного пресечения, которая предусмотрена законом; 2) она должна применяться только на основаниях и в порядке, предусмотренном законом; 3) ее применение должно быть осуществлено уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Ю.В. Помогалов связывает законность таких мер административного пресечения как доставление и административное задержание с наличием: исчерпывающего перечня органов (должностных лиц), управомоченных осуществлять данные меры; 2) законодательно определенных сроков административного задержания и порядка их исчисления; 3) процессуального порядка оформления административного задержания; 4) установлением места и порядка содержания административно задержанных лиц86.
Несмотря на высказанные различия в подходах к изучению предмета исследования в них просматривается нечто общее, связанное именно с законодательным закреплением следующих элементов: 1)мер административного пресечения (с указанием их целей и оснований); 2) субъектов, правомочных на их применение и 3) процедур реализации.
Исходя из предложенных ранее критериев меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел, можно сгруппировать следующим образом:
- меры административного
пресечения унифицированного
(уклоняющихся
от исполнения административног
мер медицинского и воспитательного характера, несовершеннолетних
правонарушителей); беспрепятственный доступ в жилые и иные помещения
граждан, на территорию предприятий и организаций; отстранение от
управления; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание
транспортных средств, находящихся в розыске; запрещение деятельности
объектов разрешительной системы; прекращение публичных мероприятий;
личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей; изъятие
вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, находящиеся
у граждан без специального разрешения;
- меры административного
пресечения специального
Из приведенного перечня видно насколько многочисленны и разнообразны данные меры. Это определяется охранительными функциями, осуществляемыми в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, множеством задач и функций, стоящих перед разнообразными субъектами, осуществляющих такую охрану, и их неодинаковым административно-правовым статусом, различием социально-правовых интересов и их противоречиями, разнообразием охраняемых общественных отношений87. Сокращение количества мер административного пресечения может быть осуществлено за счет объединения однотипных мер административного пресечения или за счет разработки «универсальных» мер, способных эффективно пресекать правонарушения в различных областях и сферах деятельности людей. Значительное число мер административного принуждения, их универсальность и возможность применения в различных ситуациях связана с наделением большого числа правоприменителей возможностью их реализации. Это обстоятельство вызывает трудности с подготовкой и наличием у субъектов правоприменения должной квалификации. Увеличение нарушений законности в ходе применения мер административного принуждения свидетельствует о том, что эта проблема является реально существующей, требующей незамедлительного разрешения.
Примером
множественности субъектов
Информация о работе Меры административного пресечения, при-меняемые органами внутренних дел