Бухгалтерский баланс и его использование для оценки финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Из приведённых определений бухгалтерского баланса видно, что все они в основном выражают его сущность, но отличаются полнотой и чёткостью его характеристики, более общим или более узким подходом к определению. Почти во всех определениях присутствует денежная оценка, или денежный измеритель, для обобщенного отражения состояния хозяйственных средств и их источников, но отсутствует их сущность.
Для лучшего понимания сущности бухгалтерского баланса следует изучить его классификацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Примерный вариант др.docx

— 386.93 Кб (Скачать файл)

Так, по мнению Волынцевич Т.А., финансовое состояние – это состояние активов и пассивов предприятия на момент составления отчётности, то есть на определённую дату, а финансовая устойчивость – тренд изменения финансового состояния [2]. Следовательно, финансовое состояние предопределяет финансовую устойчивость субъектов хозяйствования.

Для лучшего понимания сущности финансовой устойчивости следует изучить факторы, влияющие на неё:

  1. внешние (формируемые внешней средой и повлиять на природу или проявление которых организация не может или её влияние оказывается незначительным):

1.1.система государственного  регулирования;

1.2.кредитно-финансовая политика;

1.3.налоговая политика;

1.4.потребность покупателей  и их способность своевременно  и полностью оплачивать товары  и услуги, которые представляет  данный субъект хозяйствования;

1.5.уровень цен на товары  и услуги поставщиков, а также  величина затрат, необходимых на  осуществление хозяйственной деятельности.

  1. внутренние (которые формируются самой организацией в процессе её деятельности, оказывая влияние и на её результаты, и на перспективы развития):

2.1.качество финансового  менеджмента организации;

2.2.качество маркетинговой  политики организации;

2.3.уровень качества и  цена товаров и услуг, которые  субъект хозяйствования  поставляет  на рынок [47].

Однако существуют и другие мнения по поводу  факторов и признаков финансовой устойчивости.

Так, по мнению некоторых авторов, можно выделить следующие факторы, влияющие на финансовую устойчивость (Приложение А).

Финансовая устойчивость является составной частью общей устойчивости предприятия. Составляющие общей устойчивости предприятия можно представить структурно (Приложение Б).

Итак, чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, служащим, а также управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценить устойчивость финансового состояния, как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных контрагентов.

 

 

 

1.3. Нормативно-правовая  база, регулирующая порядок составления  бухгалтерской отчётности.

 

 

В целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета, сопоставления данных, повышения достоверности и ценности учетной и отчетной информации в Республике Беларусь осуществляется государственное регулирование бухгалтерским учетом и отчетности, путём создания нормативно-правовой базы:

  • Закон Республики Беларусь от 19 апреля 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Законов Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З). Данный закон состоит из 18 статей, которые определяют сущность бухгалтерского учёта, его объекты, основные задачи, даны определения синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность, план счетов, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете [23].
  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» утверждает  типовой план счетов, который представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, на которых происходит регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности (имущества, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка) [30].
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденная постановлением Минсельхозпрода Республики Беларусь от 06.04.2004 № 28. Данная инструкция устанавливает единые подходы к применению плана счетов  бухгалтерского учёта и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта [15].
  • Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2012 г. № 284 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов». Применяется в целях расширения использования в Республике Беларусь международных стандартов финансовой отчетности и сокращения обязательных для применения форм первичных учетных документов и сведений в них [41].
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 1306 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее – постановление № 1306). Постановлением № 1306 утверждено девять видов первичных учетных документов, которые будут обязательно применяться в бухгалтерском учете. Другие необходимые для документирования хозяйственных операций первичные учетные документы могут разрабатываться субъектами хозяйствования самостоятельно [29].
  • Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31.05.2004 г. № 41 утвержден перечень  регистров  журнально-ордерной  формы  учета в организациях агропромышленного   комплекса   и   инструкция   по  их  применению. Регистрами  журнально-ордерной  формы учета являются журналы-ордера, ведомости, производственные отчеты, реестры [28].
  • Инструкция о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011г №111, является базовым документом, определяющим принципы составления и представления бухгалтерской отчётности.  Согласно данного нормативного акта, разработаны и утверждены типовые формы бухгалтерской отчетности для организаций всех форм собственности, а также порядок составления и представления бухгалтерской отчетности и формирования показателей бухгалтерской отчетности [12].
  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002г. №62 «Учетная политика организации», а именно пунктом 17, утверждены существенные способы ведения бухгалтерского учета, подлежащие раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год [42].
  • Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утверждённая Министерством финансов, Министерством экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 г.           №140/206, определяет порядок расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования и применяется в отношении государственных и негосударственных юридических лиц (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, ассоциаций и союзов, казенных предприятий), их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета [10].
  • Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. №139/205/338 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь», применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности  (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) для проведения анализа финансового состояния организаций и выявления организаций с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные организации). Согласно данного Постановления основным источником информации для проведения анализа финансового состояния организации является бухгалтерский баланс (форма 1). Также в данном Постановлении устанавливается система критериев для определения неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса, а также детальный анализ финансового состояния организации [25].
  • Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008г. №48 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке трансформации отечественной бухгалтерской отчетности в формат, соответствующий международным стандартам финансовой отчетности, и перечня организаций, обязанных составлять бухгалтерскую отчетность, соответствующую международным стандартам финансовой отчетности» было утверждено  положение по трансформации белоруской бухгалтерской отчётности  в формат, соответствующий МСФО. Также данный приказ содержит перечень организаций, которые должны составлять такую отчётность [26].
  • Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, предусматривает, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств [16].
  • Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011г. №102 следует руководствоваться при заполнении показателей отчёта о прибылях и убытках. Этим нормативным актом предусмотрена классификация и порядок отражения доходов и расходов по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности [13].

 При составлении и представлении бухгалтерской отчетности организациям следует также руководствоваться:

  • Инструкцией по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты", утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 25.08.2003 № 121 [14].
  • Инструкцией о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь  от 29.06.2005 № 83 [8].
  • Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.06.2012 № 35 устанавливает порядок расчета стоимости чистых активов коммерческими организациями  (кроме  банков), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую  деятельность и ведущими бухгалтерский учет (далее - организации), а также состав  активов  и пассивов, принимаемых к расчету стоимости чистых активов,  с  учетом особенностей осуществляемой организациями деятельности [11].
  • Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 662 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», которым разработаны общие подходы ее осуществления в условиях замедления инфляционных процессов, а также установления постоянно действующего порядка переоценки [40].
  • Инструкцией о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, утвержденной Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь 20.11.2006 г. №199/139/185/34 [9].
  • Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2011 № 704 «О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте» [24].
  • Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 65 «Об утверждении методических рекомендаций по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг)» [27].
  • Декретом Президента Республики Беларусь от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» [5].
  • Инструкцией о порядке ведения сводного (консолидированного) учета и отчетности в хозяйственной группе, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2004 № 197 [7].
  • Инструкцией о порядке бухгалтерского учета безвозмездных поступлений (средств), утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187 [17].
  • другими нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления, включающие вопросы методологии бухгалтерского учета и отчетности.

Таким образом, изучая вышеперечисленные документы, любой хозяйствующие субъект может вести правильный и своевременный  учет, а также правильно составлять бухгалтесркий баланс и проводить на его основе оценку финансового состояния.

 

1.4.Совершенствование бухгалтерского баланса на основе международного опыта.

 

 

В современных условиях хозяйствования появляется большая потребность в наличии своевременной, достоверной и полной информации для изучения и оценки финансового положения организации и результатов ее хозяйственной деятельности. Одним из источников такой информации является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность, составленная в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, пока недостаточно полно обеспечивает пользователей такой информацией, что обусловливает необходимость ее реформирования. Внедрение международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) является одним из элементов международной привлекательности как предприятия, так и экономики страны в целом.

На сегодня МСФО используются:

    • как основа национальных требований к бухгалтерскому учету во многих странах мира;
    • как международный базовый подход теми странами, которые разрабатывают свои собственные требования;
    • фондовыми биржами и регулирующими органами, которые требуют или позволяют иностранным эмитентам подавать финансовые отчеты в соответствии с МСФО;
    • национальными органами, такими как Европейская комиссия;
    • Мировым банком, который требует от заемщиков преставления финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Исследования показывают, что большинство развитых стран, а на постсоветском пространстве – Казахстан и Украина либо непосредственно применяют МСФО, либо их национальные стандарты на них базируются. Они являются также отправной точкой для многих развивающихся стран, которые создают национальные стандарты: Китая и других стран Азии, Центральной Европы, некоторых стран СНГ (кроме перечисленных выше).

Развитие рыночных отношений в Республики Беларусь, установление долгосрочных отношений с зарубежными партнерами, привлечение иностранных инвестиций и выход на рынки капитала требуют  формирование финансовой отчетности по международным стандартам. Это необходимое условие для любой организации, желающей влиться в мировое информационное и экономическое пространство. Кроме причин экономической целесообразности, финансовая отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами, позволяет снизить информационный риск для внешних пользователей (главным образом инвесторов) за счет повышения ее прозрачности и сопоставимости.

Стратегия применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО) в Республике Беларусь заключается в использовании их наряду с национальными стандартами. В Республике Беларусь разработан порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности в соответствии с принципами, закрепленными в МСФО, и отвечающие требованиям белорусского законодательства. На законодательном уровне закреплены основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности, зафиксированные в МСФО (нейтральность, непрерывность, осмотрительность, начисление, сопоставимость, приоритет содержания над формой и др.). Перечень обязательных отчетов для белорусских организаций, включающий бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении источников собственных средств, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку, соответствует комплекту финансовой отчетности по международным стандартам [22].

Бухгалтерский баланс представляет информацию о финансовом положении. Статьи в  балансе разделяются  на «текущие (краткосрочные)» / «не текущие (долгосрочные) активы». Организация может выбрать подобную классификацию для своих активов и обязательств. Если подобная классификация не выбрана, активы и обязательства могут быть представлены в порядке их ликвидности. Суммы к возмещению и погашению должны быть разделены: «в течение 12 месяцев» и «после 12 месяцев».

Краткосрочные активы включают в себя:

     - активы, предполагаемые  к реализации, продаже или потреблению  в течение обычного операционного  цикла;

     - активы, которые  компания держит в основном  для продажи и реализация которых  ожидается в течение 12 месяцев;

     - денежные  средства или их эквиваленты, не имеющие ограничений на  их использование.

Краткосрочные обязательства включают в себя:

     - обязательства, предполагаемые к погашению в  течение обычного операционного  цикла;

     - обязательства, подлежащие погашению в течение 12 месяцев.

Долгосрочные процентные обязательства, оплата которых должна произойти в течение 12 месяцев, могут быть классифицированы как «долгосрочные» в случаях, когда:

     - первоначальный  срок составляет период, превышающий 12 месяцев;

     - существует  намерение рефинансировать обязательство;

     - намерение  закреплено договором.

Организация, как правило, в балансе или в примечаниях к балансу расшифровывает указанные статьи исходя из своей деятельности.

Информация о работе Бухгалтерский баланс и его использование для оценки финансового состояния предприятия