Учет и анализ расчетов с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

НДС взимается с каждого акта продажи. Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производство сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т. п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ 8
1.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджет организацией 8
1.1.1 Налог на добавленную стоимость 8
1.1.2 Налог на имущество 12
1.1.3 Налог на прибыль 23
1.1.4 Налог на доходы физических лиц 24
1.2 Задачи и информационное обеспечение учета, анализа и аудита расчетов с бюджетом 28
2. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ АРГОС» С БЮДЖЕТОМ 35
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 35
2.2 Анализ расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 37
2.3 Анализ расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 39
2.4 Анализ расчетов с бюджетом по налогу на имущество 46
2.5 Анализ расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц 49
2.6 Общие выводы и рекомендации по анализу расчетов с бюджетом 58
3. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПРЕДЕПРИЯТИЯ С БЮДЖЕТОМ 67
3.1 Принципы, цели и задачи аудиторской деятельности 67
3.2 Аудит налога на прибыль 74
3.3 Аудит налога на добавленную стоимость 80
3.4 Аудит налога на имущество 84
3.5 Аудит налога на доходы физических лиц 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 96

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 822.00 Кб (Скачать файл)

Первичные документы  организации: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 68 (субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»), 19 «НДС по приобретенным ценностям», налоговые декларации, книга покупок, книга продаж, счета-фактуры, первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей.

1) Ознакомительный этап

На данном этапе выполняются:

- оценка систем бухгалтерского  и налогового учета;

- оценка аудиторских  рисков;

- расчет уровня существенности;

- определение основных  факторов, влияющих на налоговые  показатели;

- анализ организации  документооборота и изучение  функций и полномочий служб,  ответственных за исчисление  и уплату налогов.

Выполнение процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка  налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень  налоговых обязательств и потенциальных  налоговых нарушений.

Аудитор должен сделать  запрос на предоставление организацией следующих основных документов: налоговые  декларации по НДС (включая все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета.

2) Основной этап

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности, и выполняются:

- оценка правильности  определения налогооблагаемой базы по НДС;

- проверка налоговой  отчетности, представленной организацией  по установленным формам;

- расчет налоговых  последствий для организаций  в случаях некорректного применения  норм налогового законодательства.

По результатам проверки разрабатываются и представляются рекомендации об использовании организацией налоговых льгот и предложения по созданию системы внутреннего контроля организаций за правильностью исчисления по НДС.

Ниже приводятся основные объекты проверки при рассматриваемом  виде аудита и соответствующие им аудиторские процедуры (табл.13).

Таблица 13

Направления проверки и  соответствующие процедуры по аудиту НДС

Направления проверки

Аудиторские процедуры

Положения учетной политики для  целей налогового учета

Тестирование учетной политики на соответствие нормам действующего законодательства. Необходимо обратить внимание, что в 2006 г. налоговая база определяется только по оплате

Налоговая база при реализации (передаче) товаров (работ, услуг)

Обзор налоговой учетной политики. Если в 2005 г. налогоплательщик определял налоговую базу по оплате, то на основании ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ по состоянию на 1 января 2006 г. налогоплательщики обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно. По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 г., в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с гл. 21 НК РФ. Далее по неоплаченной задолженности на 1 января 2006 г. налогоплательщики имеют право включать в налоговую базу денежные средства, поступившие до 1 января 2008 г. в счет погашения задолженности

Операции, не подлежащие налогообложению

Проверка на основании документов, подтверждающих существование операций, не подлежащих обложению НДС, их соответствие критериям, указанным в ст. 149 НК РФ

Операции, местом которых не является Российская Федерация

Проверка на основании документов, подтверждающих существование операций, местом которых не является территория Российской Федерации, их соответствие критериям, указанным в ст. ст. 147, 148 НК РФ. С 2006 г. расширен перечень работ (услуг), оказываемых организациями, деятельность которых может не осуществляться на территории Российской Федерации. В данном случае необходимо учитывать место, указанное в учредительных документах. В частности, в такой перечень включены услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации

Ведение раздельного учета

Проверка ведения раздельного  учета сумм налога по приобретенным  товарам (работам, услугам), в том  числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Проверка ведения раздельного учета сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ст. 170 НК РФ).

Применение налоговой ставки 0%

Проверка на выборочной основе порядка  подтверждения права на получение  возмещения при налогообложении по ставке 0%, ведение раздельного учета сумм НДС, уплаченных по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт. Следует выяснить, по каким причинам те или иные отгрузки не были подтверждены и каким образом был осуществлен пересчет при включении в налоговую базу данных по курсу Банка России на дату оплаты в соответствии с п. 3 ст. 153 НК РФ

Соответствие данных деклараций, книг покупок и продаж

Сверка данных, показанных в налоговых  декларациях, книгах покупок и продаж и выяснение причины расхождений по наиболее существенным суммам

Операции по договорам поручения, комиссии или агентским договорам

Проверка на основании документов, подтверждающих существование указанных  операций (ст. 156 НК РФ), их соответствие законодательству

Налоговая база, исчисляемая налоговыми агентами

Проверка на основании документов, подтверждающих существование указанных  операций (ст. 161 НК РФ), их соответствие законодательству

Вычеты по авансам

Определение на основании бухгалтерских записей, соответствует ли порядок начисления и вычетов НДС по авансам законодательству

Применение налоговых вычетов

Проверка соответствия применения налоговых вычетов по НДС порядку, указанному в ст. 172 НК РФ. В частности, следует проверить, как применяются вычеты по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления, по приобретенным основным средствам и произведенным капитальным вложениям, по товарам, используемым для собственных нужд. Далее проверить оформление счетов-фактур

Заполнение  налоговой декларации.

Исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет

Выборочная проверка своевременности  уплаты сумм в бюджет, предоставления расчетов по НДС в налоговые органы, заполнения форм налоговых деклараций

Прочие аспекты

Обсуждение того, как часто проходит налоговая проверка по НДС. Необходимо получить копии последних актов  проверки, проанализировать имеющиеся  разногласия и ведущиеся судебные разбирательства. Указанный факт отразить в рабочих документах


 

 

3) Заключительный этап

На данном этапе оформляются  результаты аудита по НДС, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию  выявленных ошибок и нарушений. Результаты проверки обобщаются, формулируются  выводы аудитора.

В заключение перечислим основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита НДС:

- ошибки при исчислении  налоговой базы;

- неправильное применение  налоговых льгот;

- нарушение порядка  определения налоговых вычетов;

- отсутствие или нарушение  системы внутреннего контроля организации за правильностью исчисления НДС.

3.4 Аудит налога на имущество

Документы необходимые для проведения аудита:

1. Первичные документы  по учету движимого и недвижимого  имущества, учитываемого на балансе  организации в качестве объектов основных средств согласно правилам бухгалтерского учета, а также объектов основных средств, переданных во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление либо внесенных в совместную деятельность (в качестве вклада по договору простого товарищества);

2. Регистры бухгалтерского  учета по счетам: 01,02,03,08,010;

3. Налоговые декларации  по налогу на имущество;.

4. Бухгалтерская отчетность;

5. Иные документы необходимые  для проведения аудита.

Аудиторские процедуры:

  • инспектирование (проверка записей, документов);
  • пересчет (проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов).

Методика проведения аудита

Выполняя процедуру  проверки расчетов с бюджетом по налогу на имущество, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Плательщики налога на имущество определены в соответствии с положениями нормативных актов?
  • Объект налогообложения определен в соответствии с положениями нормативных актов?
  • Порядок определения налоговой базы соответствует положениям нормативных актов?
  • Порядок определения налоговой базы соответствует положениям нормативных актов?
  • Особенности исчисления и уплаты налога на имущество у организаций, имеющих обособленные подразделения или недвижимость вне места нахождения самой организации, соответствуют положениям нормативных актов?
  • Налоговые льготы применяются в соответствии с положениями нормативных актов?
  • Ставка налога на имущество соответствует положениям нормативных актов?
  • Форма и порядок заполнения декларации по налогу на имущество соответствуют положениям нормативных актов?
  • Порядок учета сумм начисленного налога в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли соответствует положениям нормативных актов?

3.5 Аудит налога на доходы физических лиц

Целью аудита налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.

В задачи данного аудита входит оценка:

- систем синтетического  и аналитического учета расчетов по налогу;

- формирования налоговой  базы и отсутствия неправомерно  исключенных выплат;

- определения сумм, не  подлежащих налогообложению по  налогу на доходы физических  лиц;

- отражения налоговых  обязательств перед бюджетом  в бухгалтерской и налоговой отчетности;

- соблюдения налогового  законодательства при формировании  налоговой базы;

- полноты и своевременности  уплаты в бюджет налогов.

В процессе аудиторской  проверки исчисления НДФЛ используются следующие нормативные документы: гл. 23 НК РФ (с изм. и доп.);

Анализируются бухгалтерский  баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ведомости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений и удержаний, коллективный договор или положение о премировании, налоговые карточки, другие документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот.

Работы при проведении аудита НДФЛ осуществляются в три  последовательных этапа: ознакомительный, основной, заключительный.

На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить поставленные задачи.

1) Ознакомительный этап

На данном этапе выполняются:

- оценка систем бухгалтерского  и налогового учета;

- оценка аудиторских  рисков;

- расчет уровня существенности;

- определение основных  факторов, влияющих на налоговые  показатели;

- анализ правовых актов,  регулирующих социально-трудовые  отношения;

- анализ организации  документооборота и изучение  функций и полномочий служб,  ответственных за исчисление  и уплату налогов.

Выполнение процедур на данном этапе позволит рассмотреть  такие существенные факторы, как  существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить  уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

2) Основной этап

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности.

Данный этап включает:

- оценку правильности определения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.

- проверку налоговой  отчетности;

- расчет налоговых  последствий для общества в  случаях некорректного применения  норм налогового законодательства;

- разработку и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налога.

Содержание разделов (подразделов) проверки и процедуры  приведены в таблице 14.

Таблица 14

Направления проверки и соответствующие процедуры по аудиту НДФЛ

Направления проверки

Аудиторские процедуры

Проверка правильности формирования налоговой базы по видам дохода и  даты фактического получения доходов, в том числе: доходы от источника  в Российской Федерации доходы от источников за пределами Российской Федерации

Общие аудиторские процедуры по проверке правильности формирования налогооблагаемой базы (проверка документов, бухгалтерских  записей, запросы и подтверждение, подсчет и аналитические процедуры), проверка документов, запросы и подтверждение, расчеты и аналитические процедуры.

К таким доходам относятся в  том числе дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, страховые выплаты при наступлении  страхового случая, доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав, доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации

Проверка правильности определения  налоговой базы и даты фактического получения доходов в натуральной  форме

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база исчисляется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества исходя из их цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся: оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика, полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе, оплата труда в натуральной форме

Проверка правильности определения налоговой базы и даты фактического получения доходов в виде материальной выгоды, в том числе полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, от приобретения товаров (работ, услуг) у      взаимозависимых лиц и от приобретения ценных бумаг

Налоговая база в виде доходов, полученных в виде материальной выгоды, определяется как превышение суммы процентов  за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной  исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, а также как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

Проверка правильности определения  налоговой базы с учетом особенностей, указанных в ст. 213 НК РФ (доходы по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также от долевого участия в организации)

Проверка документов, запросы и  подтверждение, расчеты и аналитические  процедуры

Проверка наличия документов, подтверждающих право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных и  профессиональных

Стандартные налоговые вычеты предоставляются  налогоплательщику одним из налоговых  агентов, являющихся источником выплаты  дохода, по выбору налогоплательщика  на основании его письменного  заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов

Проверка правильности определения  налоговой базы с учетом налоговых вычетов

Проверка документов, запросы и  подтверждение, расчеты и аналитические  процедуры

Проверка правильности определения  доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от      налогообложения) по видам доходов (ст. 217 НК РФ)               

С 2006 г. не облагаются НДФЛ суммы, выплачиваемые физическим лицам за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением выборов и референдумов. Кроме того, увеличено с 2 тыс. руб. до 4 тыс. руб. ограничение по размеру не облагаемых НДФЛ доходов, полученных в виде подарков, материальной помощи и др.

Проверка правильности применения налоговых ставок (ст. 224 НК РФ)

Аудитор должен учитывать, что налоговая  ставка установлена в размере 13%. Однако ставка в размере 35% установлена  в отношении, следующих доходов: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 руб. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов

Проверка правильности исчисления, соблюдения порядка и сроков уплаты налога организацией как налоговым агентом

Расчет сумм НДФЛ, проверка правильности заполнения налоговых карточек и  справок о доходах физического  лица


 

3) Заключительный этап

На данном этапе производится оформление результатов налогового аудита по НДФЛ, включающее анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки.

Внутри каждого подраздела аудиторами проводятся тесты, утвержденные внутрифирменными стандартами аудиторской организации. Тест включает предмет тестирования, вывод о соответствии действующему законодательству, замечания с конкретными примерами, рекомендации по исправлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги дипломной  работы, можно сделать следующие выводы:

В первой главе дипломной  работы были рассмотрены теоретические основы учета и анализа расчетов с бюджетом.

Во-первых, была представлена характеристика основных налогов, уплачиваемых в бюджет организацией: НДС, налог  на имущество, налог на прибыль, НДФЛ.

НДС – косвенный налог  на реализованные товары, выполненные, оказанные услуги, влияющий на процесс  ценообразования и структуру  потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства - от сырья до предметов потребления. Налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие государственные доходы, ему свойственны нейтральность и эффективность. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики. НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

Налог на имущество –  форма обложения налогом стоимости  имущества, находящегося в собственности налогоплательщика юридического лица. Налог на имущество организаций относится к налогам субъектов Российской Федерации, элементы которых и общие принципы взимания устанавливаются НК РФ, а конкретные особенности исчисления и уплаты, налоговым законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме того, налог на имущество организаций относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является предприятие, обладающее имуществом на праве собственности. Налог на имущество выполняет как фискальную функцию (способствует пополнению бюджетов субъектов РФ), так и регулирующую (путем модификации элементов налогообложения достигается наиболее благоприятный налоговый режим для налогоплательщиков, которым необходима поддержка государства в рамках действующей государственной налоговой политики). Отметим, что доля поступлений от налога на имущество организаций невелика.

Информация о работе Учет и анализ расчетов с бюджетом