Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 00:05, курсовая работа
Целью исследования является изучение теоретического материала и действующих в настоящее время нормативных актов в сфере бухгалтерского учёта материально-производственных запасов и разработка научно обоснованных предложений для совершенствования учета материально-производственных запасов в исследуемой организации.
Введение ………………………………………………………………………….... 3
Обзор литературы ................................................................................................... 5
1. Теоретические основы учета материально-производственных
запасов……………………………………………………………………………… 8
1.1. Классификация материально-производственных запасов ............................ 11
1.2. Оценка материально-производственных запасов. Учет резервов под снижение стоимости материальных ценностей .................................................... 14
1.3. Организация складского хозяйства ................................................................. 18
2. Организационно-экономическая характеристика
ЗАО «ДАШКОВКА»……........................................................................................ 21
2.1. Организационная характеристика …………………………………………... 21
2.2. Экономическая характеристика ЗАО «Дашковка» ………………………... 24
2.3. Организация бухгалтерского учета в ЗАО «Дашковка» ............................... 44
3. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях на примере ЗАО «Дашковка».……... 47
3.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях ………….... 47
3.2. Документальное оформление поступления, движения и выбытия материально-производственных запасов ………………….................................... 49
3.3. Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов ………………………………….................................................................... 54
3.4. Инвентаризация материально-производственных запасов ……………….... 68
4. Совершенствование учета материально-производственных запасов в ЗАО «Дашковка» ............................................................................................................. 71
4.1. Ведение бухгалтерского (управленческого) учета с поставщиками ........... 71
4.2. Бухгалтерский учет при получении материалов ………………………… ... 72
4.3. Отражение в бухгалтерском (управленческом) учете
хранения материалов ………………........................................................................ 72
4.4. Обеспечение соответствия данных бухгалтерского (управленческого) учета при проведение инвентаризаций …………………………………………………. 73
4.5. Совершенствование управленческого учета при использовании
материалов ……………………………………..........................................................73
4.6. Совершенствование автоматизированного бухгалтерского учета материалов на складе …………………………............................................................................. 74
Выводы и предложения ………………………………………………………….. 76
Список использованной литературы ………………………………………….. 86
Начисление амортизации основных средств производится ежемесячно линейным способом в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, согласно Постановлению Правительства РФ от января 2002 г. № 1.
При определении нормы амортизации по приобретенным объектам основных средств, бывших в употреблении, учитывается срок их полезного действия, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Основные средства, стоимость которых меньше 20000 руб. списываются на расходы сразу, что установлено п. 18 ПБУ (положения о бухгалтерском учете) 6/01 и п.1 ст. 254 Налогового кодекса РФ.
Восстановление основных средств может осуществляться посредством реконструкции и модернизации. Расходы на восстановление проводятся за счет создания резервов на предстоящие ремонты основных средств.
Материально-производственные запасы (МПЗ) отражаются с применением счета 10 «Материалы» с их оценкой по фактической себестоимости. Списание МПЗ в производство производится по средней себестоимости.
Учет готовой продукции в течение года ведется по плановой себестоимости с доведением до фактической в конце года с применением счета 43.
Учет затрат по обычным видам деятельности ведется с применением счетов 20-29. Общехозяйственные и общепроизводственные расходы списываются на основное производство в процентном соотношении от общей суммы затрат.
Учет выручки от реализации в целях исчисления НДС распределяется по мере отгрузки товаров и передачи покупателю расчетных документов. Финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг определяются по отгрузке продукции, оказанию услуг и передаче покупателю расчетных документов.
Задолженность по кредитам и займам отражается на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». По полученным кредитам и займам предприятие уплачивает проценты, которые списываются на операционные расходы в том отчетном периоде, в котором они были произведены. Создаются резервы на ремонт основных средств.
Незавершенное производство оценивается по фактической себестоимости. Учет доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль осуществляется методом начисления, т.е. доходы и расходы учитываются в том периоде, в котором они отражены в учете.
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года по решению правления списывается заключительными оборотами декабря месяца в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыль и убытки».
3. Бухгалтерский
учет материально-
3.1 Нормативное
регулирование бухгалтерского
Основными нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов, являются:
1. Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ
Кроме того, необходимо использовать (в части, не противоречащей названным документам) следующие инструкции:
Документами локального уровня нормативного регулирования в ЗАО «ДАШКОВКА» являются:
1. Устав ЗАО «ДАШКОВКА», утвержденный решением общего собрания акционеров ЗАО «ДАШКОВКА».
2. Приказ «Об учетной политике на 2011 год» от 30.12.2010 года – в нем отражены варианты учета и составления отчетности на 2011 год в ЗАО «ДАШКОВКА».
3. Рабочий план счетов ЗАО «ДАШКОВКА» - содержит полный перечень синтетических и аналитических счетов, используемых в бухгалтерском учете финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «ДАШКОВКА».
4. Приказы, распоряжения руководителя и другие локальные документы.
3.2 Документальное оформление поступления, движения и выбытия материально-производственных запасов
В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие — изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи — входят в изделия без каких — либо внешних изменений (запасные части), четвертые — только способствуют изготовлению изделий.
Перед бухгалтерией ЗАО «Дашковка» стоит множество задач при учете материально-производственных запасов. Проанализировав нормативно-правовую базу по учету материально-производственных запасов, мы выделили основные задачи учета материально-производственных запасов:
- своевременное и правильное оформление документами поступления и расходования материальных ценностей;
- формирование фактической себестоимости запасов;
- систематический контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах движения;
- постоянный контроль
за использованием средств
- своевременное выявление
ненужных и излишних запасов
с целью их продажи или
- периодическая сверка
данных бухгалтерского учета
с фактическим наличием
- проведение анализа
Для успешного решения этих задач ЗАО «Дашковка» должна правильно организовать складское хозяйство, совершенствовать систему документооборота, следить за подбором и подготовкой материально ответственных лиц, обеспечить своевременное и полное ведение синтетического и аналитического учета материальных ценностей.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией согласно ст. 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», оформляются оправдательными документами. Они являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет [1].
Первичный бухгалтерский документ – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.
Первичные учетные документы включают в себя обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измеритель хозяйственной
операции в натуральном и
- наименование должностных
лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и
- личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Рассмотрим организацию учета поступления, движения и выбытия материально-производственных запасов в ЗАО «ДАШКОВКА».
Приобретение материально-производственных запасов чаще всего осуществляется путем выдачи денежных средств под отчет. Подотчетными лицами в ЗАО «ДАШКОВКА» являются директор и заместитель директора. Подотчетному лицу выдается аванс, в сумме необходимой для приобретения материально-производственных запасов. Выдача аванса происходит по расходному кассовому ордеру. Директор или заместитель директора приобретают материально-производственные запасы и доставляют их в организацию, передают в бухгалтерию авансовый отчет по форме АО-1 к нему прилагаются оправдательные документы (счета, квитанции, чеки, накладные, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры. Далее производится окончательный расчет с подотчетным лицом, если сумма аванса превышает сумму принятых по отчету расходов, то разница подлежит возврату в кассу, и наоборот, если сумма аванса меньше суммы расходов, принятых по отчету, и подотчетное лицо использовало собственные средства, то перерасход возмещается.
При поступлении в организацию ГСМ, на основании документов поставщика делается запись в Ведомость на оприходование ГСМ, где указывается наименование ГСМ, количество, сумма, дата покупки. В ведомости накапливаются данные о поступлении ГСМ в организацию за месяц.
Поступление в организацию продукции собственного производства происходит во время уборки урожая. В уборке задействованы три комбайна ДОН-1500 «Б», за каждым из них закреплена автомашина, которая перевозит зерно от комбайнов на ток. На току машины взвешивают и зерно принимает заведующий током.
Первичный учет зерновой продукции организован следующим образом. Перед началом уборки комбайнеру в бухгалтерии выдают блокноты реестров отправки зерна и другой продукции с поля (форма СП-1), в которых заранее заполнены такие реквизиты как номер реестра, название хозяйства, фамилия, имя, отчество водителя и комбайнера, марка комбайна, наименование продукции. Наполнив кузов автомашины, комбайнер указывает в реестре бункерную массу и ставит подпись, передает водителю реестр, тот расписывается в приемке продукции от комбайна. Далее водитель приезжает на весовую, груз взвешивают, согласно показаниям индикатора указывают бункерную массу в реестре, свои подписи ставят заведующий током в приемке продукции, а водитель – в сдаче. Отгрузив зерно, водитель отправляется на поле. В конце рабочего дня реестры отправки зерна и другой продукции с поля (форма № СП-1) передаются в бухгалтерию, где на их основании составляется Реестр приема зерна и другой продукции (форма № СП-2) за рабочий день, его подписывает заведующий током.
По окончании уборки, на основании Реестров приема зерна и другой продукции (форма № СП-2) за все рабочие дни составляется Сводный реестр приема зерна и другой продукции.
Движение материально-производственных запасов внутри организации оформляется следующим образом.
Для учета движения зерна и ГСМ используют Лимитно-заборные карты (форма №М-8). Данный документ является оправдательным для списания материальных ценностей со склада, Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование, один экземпляр до начала месяца передается в структурное подразделение, использующее данные материалы, второй – остается на складе. В документе указывается лимит отпуска соответствующего материала. Получатель оставляет подпись в экземпляре заведующего складом, а заведующий складом – в экземпляре получателя.
Обычные направления списания зерна в ЗАО «ДАШКОВКА»: реализация, выдача оплаты труда в натуральной форме, выдача арендной платы по паям в натуральной форме, а также использование в качестве семян.
Реализация зерна может проводиться по различным каналам: другим организациям, на рынке через подотчетное лицо, или физическим лицам со склада.
Списание зерна, выданного пайщикам в качестве арендной платы производится на основании Ведомости на выдачу натуроплаты по земельным паям. Списание горюче-смазочных материалов в ЗАО «ДАШКОВКА» происходит на основании данных Путевых листов легкового автомобиля, Путевых листов грузового автомобиля (форма 4-С), Учетных листов тракториста-машиниста (форма 133-АПК), а также чеков АЗС. Путевые листы регистрируются в Заборной карточке на отпуск горюче-смазочных материалов, которая заполняется ежемесячно. Химические средства для защиты растений, удобрения, запасные части списываются на затраты, сразу после их поступления, так как организация не имеет возможности их хранить. Списание материально-производственных запасов оформляется Актом на списание, который составляется специальной комиссией из трех членов, данным Актом комиссия выносит решение о списании материально-производственных запасов на затраты. После утверждения директором данного решения, материальные ценности списываются. Таким актом оформляется выбытие семян, химических средств для защиты растений, ГСМ, запасных частей, строительных материалов, удобрений и других материально-производственных запасов.