Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:26, реферат
Система электронной коммерции подразделяется на несколько направлений, выполняющих различные функции. В основном выделяются два ведущих направления:
1. "Бизнес - потребитель" - потребительский сектор.
2. "Бизнес- бизнес" - межкорпоративный (межфирменный) сектор.
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ. ОСНОВЫ………………………….. 4
B2B: Принципы построения и работы. B2B и B2C - две большие разницы…………………………………………………………………. 6
В2В и В2С: Две большие разницы……………………………………. 7
B2B: Принципы построения и работы. Товарные и информационные потоки предприятий……………………………….. 9
B2B: Принципы построения и работы. Типы электронных торговых систем…………………………………………………………………… 10
E-MARKETPLACES или виртуальные торговые площадки………... 15
Анатомия виртуальной торговли……………………………………… 25
Интернет-магазин……………………………………………………… 31
Вопросы разработчику. 10 вопросов, которые стоит задать разработчику магазина…………………………………………………. 37
Самый крупный аукцион в Сети………………………………………. 44
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ ИНТЕРНЕТ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ…………………………………………….. 47
Дебетовые системы……………………………………………………. 47
Кредитные системы……………………………………………………. 50
Интернет-банкинг……………………………………………………… 55
МОБИЛЬНАЯ КОММЕРЦИЯ…………………………………………… 58
Введение………………………………………………………………… 58
Мобильные финансовые услуги………………………………………. 63
Мобильный офис………………………………………………………. 66
Заключение……………………………………………………………... 68
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ……………………………………………………………… 70
Правовые основы электронной коммерции зарубежных стран…….. 70
Регулирование обмена данными в международной торговле………. 73
Правовые основы электронной коммерции Украины……………… 76
Статьи в прессе о законах Украины: "Об электронных документах и электронном документообороте", "Об электронной цифровой подписи"………………………………………………………………… 82
Ссылки………………………………………………………………..… 85
INTRANET……………………………………………...……………………………… 88
IP-ТЕЛЕФОНИЯ……………………………………………...……………………… 91
ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В INTERNET……………………………………………...…………………………….… 94
РЕКЛАМА В INTERNET…………………………...……………………………... 95
ПРОВЕДЕНИЕ PUBLIC RELATIONS В INTERNET…………………..… 97
БРЭНДИНГ В INTERNET………………………………………………………… 98
DIRECT-МАРКЕТИНГ……………………………………………...…………….. 99
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………... 103
Регулирование обмена данными в международной торговле
Процесс заключения электронных контрактов неразрывно связан с обменом электронными данными. Деятельность по разработке международно-правового регулирования обмена данными в области международной торговли, в том числе заключения контрактов в электронной форме, ведется в двух направлениях – формальном и содержательном (по стандартизации методов компьютерной связи и стандартизации содержания передаваемых сообщений).
Так, в рамках ООН разработаны
Унифицированные правила
Основные подходы к провайдерам,существующие в зарубежных законодательствах
· Провайдер несет ответственность за все действия пользователей вне зависимости от наличия у него, как у субъекта права, знания о совершаемых действиях.
· Провайдер не несет ответственности за пользователей в том случае, если выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационного обмена и лицами, чьи права нарушаются действиями пользователей.
· Провайдер не отвечает за действия пользователей.
По материалам
третьей всероссийской
В целях увеличения правовой
защищенности сторон при коммерческих
трансакциях Европейской
Рядом международных организаций – Центром ООН по содействию торговле и электронному бизнесу, Центром содействия ООН процедуре и практике для управления, коммерции и транспорта, Европейской Экономической Комиссией ООН (UN/CEFACT) и Организацией по распространению стандартов структурированной информации (OASIS) – в 1999 году были объединены усилия в разработке международного стандарта языка XML (Extensible Markup Language) для электронного бизнеса (ebXML) – технической базы для унификации обмена коммерческими электронными данными.
Результатом проекта должна стать разработка единственного глобального открытого XML-стандарта – еbXML, сформированного с учетом опыта электронной коммерции последнего десятилетия. Введение стандарта в действие приведет к возможности создания единого глобального электронного рынка, что в свою очередь позволит всем сторонам независимо от их размера участвовать в электронном бизнесе с использованием глобальной сети Интернет. Кроме того стандарт даст возможность расширить электронный бизнес за счет новых участников (благодаря переходу от стандарта закрытых систем EDI к стандарту открытой системы).
Работа по созданию стандарта рассчитана на 18 месяцев, и, как официально объявлено, должна быть представлена в марте 2000 года.
Правовой статус информационных посредников
Внимания заслуживает и проблема ответственности информационных посредников (провайдер, intermediary service providers, on-line service provider, provider of access, provider of the informational content, ISP, ASP).
Детально обязательства провайдеров определены в Директиве Европейского Союза «Об электронной коммерции». Директива закрепляет, что провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию в случае, если он не инициирует ее передачу, не выбирает ее получателя и не влияет на целостность передаваемых данных. Провайдер также не несет ответственности за содержание информации пользователей, которая временно хранится на сервере, если он не изменял ее и, будучи уведомлен о незаконном содержании, удалил ее из системы.
Подходы к регулированию ответственности информационных посредников бывают совершенно противоположными, и эта тема требует дальнейшей специальной разработки и обсуждения.
К правовому регулированию международной торговли имеют отношения более тридцати конвенций, типовых законов и правил.
В процесс приведения указанных документов в соответствие требованиям электронного сообщества вовлечены такие известные международные организации, как UNCITRAL, Международная организация гражданской авиации, неправительственные организации – Международная торговая палата, Международная ассоциация авиатранспорта и др.
Так, Центром содействия ООН процедуре и практике для управления, коммерции и транспорта в рекомендациях от 15.03.99 г. отмечен тот факт, что согласно нормам некоторых международных конвенций, электронные данные (контракты) не могут быть представлены в качестве доказательств, т. е. они лишены исковой силы. Это, в свою очередь, создает барьеры в развитии электронной коммерции по сравнению с традиционной коммерческой практикой.
С исковой силой тесно связано международное признание и исполнение решений судов по гражданским делам. На сегодняшний день в мире существует единственный акт, признающий электронные документы в качестве доказательств. Речь в данном случае идет о Регламенте Совета ЕС № 44.2001 от 22.12.2000 г. «О юрисдикции, признании и исполнении решений судов по гражданским и торговым делам». Согласно статье 23 Регламента, в качестве доказательств признаются контракты в электронной форме во взаимоотношениях между государствами-членами Европейского Союза.
Процедура заключения электронного контракта на примере договора купли-продажи
Приведенная внизу схема носит самый общий характер и не касается этапа исполнения обязательств – оплаты, поставки товара и т. п. Предполагается, что до вхождения в договорные отношения стороны сгенерировали как личный, так и открытый ключ электронной подписи, который находится для публичного доступа на сервере Центра сертификации ключей. Для обмена электронными сообщениями (документами) стороны пользуются услугами информационного посредника (провайдера).
В простом виде процедура заключения контракта состоит из двух этапов – обмена информацией и обмена офертой и акцептом (непосредственно заключение контракта).
Обмен предварительной информацией, как правило, не имеет юридической силы. На этом этапе наличия электронной подписи не требуется. Возможно применение любого вида коммуникации (электронная почта, телекс, факс и т. д.)
Электронные сообщения на втором этапе юридически значимы. Этот этап можно разбить на следующие пункты:
· продавец предлагает войти в договорные отношения – подписывает оферту своим личным ключом электронной подписи и отправляет Покупателю;
· покупатель проверяет целостность электронного сообщения и аутентифицирует Покупателя посредством открытого ключа электронной подписи, который хранится на сервере Центра сертификации ключей, т. е. проверяет действительность пары «личный ключ – открытый ключ»;
· покупатель, в свою очередь, выражает согласие вступить в договорные отношения и отправляет подписанный электронной подписью (личным ключом) акцепт Продавцу;
· продавец проверяет целостность электронного сообщения и аутентифицирует Покупателя посредством открытого ключа электронной подписи.
После завершения этих этапов договор считается заключенным. Следует также отметить, что Центр сертификации ключей и Информационный посредник могут быть одним и тем же лицом (Интернет-провайдером).
Правовые основы электронной коммерции Украины
В нашей стране работа над созданием правовых основ электронной коммерции началась летом 2000 года с выходом Указа Президента Украины № 928/2000 от 31.07.2000 г. «О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечению широкого доступа к этой сети в Украине». В соответствии с указом были подготовлены проекты законов Украины «О цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте» и «О заключении гражданско-правовых договоров с использованием электронного документооборота и электронной подписи». Последний законопроект, в частности, включал существенные условия контракта, заключаемого в электронной форме, в том числе технологию (процедуру) заключения договора; технологию и процедуру использования аналогов собственноручной подписи; возможность и порядок внесения изменений к условиям контракта; способ и порядок акцепта; способ и порядок отзыва возможного ошибочного акцепта; способ хранения и предоставления информации в электронном виде.
Нормы первого варианта проекта Закона Украины «О заключении гражданско-правовых договоров с использованием электронного документооборота и электронной подписи», направленного на согласование в ведомства 26.12.2000 г., в целом соответствуют современным тенденциям развития национальных законодательств в этой сфере. Одним из существенных недостатков проекта была несогласованность по терминологии и содержанию с законами Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте», что привело к предложению НАН Украины и других ведомств совместно доработать указанные три законопроекта, а также кроме этих законов разработать проект Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Украины в связи с деятельностью в Интернете».
Впоследствии проект Закона Украины «О заключении гражданско-правовых договоров с использованием электронного документооборота и электронной подписи» был трансформирован в законопроект «О внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам» от 27.02.2001 г. и направлен на согласование в начале марта 2001 года.
Трансформация закона привела к исключению из него всех ранее предложенных основных норм, в том числе касавшихся процедур оферты и акцепта, отзыва акцепта, обязательств информационных посредников и др. Вместо этого было предложено внесение изменений и дополнений в гражданский кодекс Украинской ССР, ряд других актов о признании юридической силы электронной подписи и электронного контракта.
В своих замечаниях ко второму варианту проекта специалисты НАН Украины отмечали, что закон о внесении изменений в законодательные акты безусловно нужен. Однако он является субсидиарным по отношению к трем ранее подготовленным законам и должен рассматриваться отдельно, а не как трансформация закона о заключении гражданско-правовых договоров. Исключив необходимые нормы из закона о гражданско-правовых договорах, авторы законопроекта по сути исключили и саму возможность заключения электронных контрактов в связи с неурегулированностью самого механизма заключения контракта. Ряд замечаний также вызвал и сам проект закона о внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам. Так, авторы законопроекта предлагают, чтобы электронная подпись в Украине использовалась практически при всех видах договоров и правоотношений.
С нашей точки зрения, на данном этапе нецелесообразно использовать электронную подпись и электронный документооборот в соглашениях, которые требуют нотариального заверения, в том числе связанных с куплей-продажей недвижимости; соглашениях,
которые требуют регистрации
в органах государственной влас
В то же время представляется, что рассмотрение столь сложных, технически насыщенных законопроектов требует длительного времени, и успех в их принятии зависит, в том числе, от привлечения к разработке и обсуждению законопроектов как можно большего круга специалистов.
При разработке законодательства Украины в этой сфере следует учитывать принцип технологической нейтральности (государство не может отдавать предпочтение какому-то одному оборудованию, обеспечивающему обмен электронными сообщениями) и принцип прозрачности, определяемый как «обеспечение общедоступности соответствующей информации об условиях доступа к использованию сетей и услуг общего пользования» согласно ст. 4 Приложения о коммуникациях GATS.
Помимо этих четырех законов остается целый комплекс неурегулированных отношений, связанных с использованием электронной информации в следующих областях: таможня и налоги, электронные платежные системы, защита интеллектуальной собственности, безопасность, конфиденциальность и др.
Как показывает современная международная практика регулирования торговли, главный подход к урегулированию правоотношений – саморегулирование. В течение всей истории бизнес создает свои правила игры (особенно в новых областях) с целью избежать и разрешить возможные конфликты, а также создать доверие между сторонами. Ненужное вмешательство государства только вредит всеобщему развитию и вызывает раздражение и недоверие как к власти, так и к новым сферам деятельности.
За последние четверть века в мире произошло принципиальное обновление технологий, применяемых в деловой практике, с целью обмена информацией, необходимой для заключения и исполнения сделок.
Стремительное развитие электронного обмена данными, электронной почты и Интернета радикально изменило способы осуществления торговых операций, которые, в свою очередь, еще более упростили процедуру внешнеторговой сделки, и, как результат, в экономической практике появилось новое понятие - электронная коммерция. Преимущества электронной коммерции в том, что она позволяет снизить издержки обращения на 20-30 %, а в отдельных случаях - на порядок.