Електронная коммерция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:26, реферат

Краткое описание

Система электронной коммерции подразделяется на несколько направлений, выполняющих различные функции. В основном выделяются два ведущих направления:
1. "Бизнес - потребитель" - потребительский сектор.
2. "Бизнес- бизнес" - межкорпоративный (межфирменный) сектор.

Содержание

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ. ОСНОВЫ………………………….. 4
B2B: Принципы построения и работы. B2B и B2C - две большие разницы…………………………………………………………………. 6
В2В и В2С: Две большие разницы……………………………………. 7
B2B: Принципы построения и работы. Товарные и информационные потоки предприятий……………………………….. 9
B2B: Принципы построения и работы. Типы электронных торговых систем…………………………………………………………………… 10
E-MARKETPLACES или виртуальные торговые площадки………... 15
Анатомия виртуальной торговли……………………………………… 25
Интернет-магазин……………………………………………………… 31
Вопросы разработчику. 10 вопросов, которые стоит задать разработчику магазина…………………………………………………. 37
Самый крупный аукцион в Сети………………………………………. 44
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ ИНТЕРНЕТ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ…………………………………………….. 47
Дебетовые системы……………………………………………………. 47
Кредитные системы……………………………………………………. 50
Интернет-банкинг……………………………………………………… 55
МОБИЛЬНАЯ КОММЕРЦИЯ…………………………………………… 58
Введение………………………………………………………………… 58
Мобильные финансовые услуги………………………………………. 63
Мобильный офис………………………………………………………. 66
Заключение……………………………………………………………... 68
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ……………………………………………………………… 70
Правовые основы электронной коммерции зарубежных стран…….. 70
Регулирование обмена данными в международной торговле………. 73
Правовые основы электронной коммерции Украины……………… 76
Статьи в прессе о законах Украины: "Об электронных документах и электронном документообороте", "Об электронной цифровой подписи"………………………………………………………………… 82
Ссылки………………………………………………………………..… 85
INTRANET……………………………………………...……………………………… 88
IP-ТЕЛЕФОНИЯ……………………………………………...……………………… 91
ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В INTERNET……………………………………………...…………………………….… 94
РЕКЛАМА В INTERNET…………………………...……………………………... 95
ПРОВЕДЕНИЕ PUBLIC RELATIONS В INTERNET…………………..… 97
БРЭНДИНГ В INTERNET………………………………………………………… 98
DIRECT-МАРКЕТИНГ……………………………………………...…………….. 99
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………... 103

Вложенные файлы: 1 файл

1 Електронна комерція КЛ.doc

— 821.00 Кб (Скачать файл)

 

Регулирование обмена данными в международной  торговле

Процесс заключения электронных  контрактов неразрывно связан с обменом электронными данными. Деятельность по разработке международно-правового регулирования обмена данными в области международной торговли, в том числе заключения контрактов в электронной форме, ведется в двух направлениях – формальном и содержательном (по стандартизации методов компьютерной связи и стандартизации содержания передаваемых сообщений).

Так, в рамках ООН разработаны  Унифицированные правила поведения  при международной передаче данных методами компьютерной связи, цель которых  «облегчить обмен коммерческой информацией, передаваемой через компьютеры, установить согласованные правила поведения между сторонами, которые берут участие в этой передаче» (Правила UNCID, «Стандартизация методов компьютерной связи», 1988 год).

 

Основные подходы  к провайдерам,существующие в зарубежных законодательствах

·  Провайдер несет ответственность за все действия пользователей вне зависимости от наличия у него, как у субъекта права, знания о совершаемых действиях.

·  Провайдер не несет ответственности за пользователей в том случае, если выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационного обмена и лицами, чьи права нарушаются действиями пользователей.

·  Провайдер не отвечает за действия пользователей.

По материалам третьей всероссийской конференции "Право и Интернет: теория и  практика", 2000 год


 

В целях увеличения правовой защищенности сторон при коммерческих трансакциях Европейской экономической  комиссией ООН в 1995 году был подготовлен  Типовой контракт для международного коммерческого использования электронного обмена данными. Выработанные рекомендации не относятся к торговым контрактам в целом, а только в части непосредственной передачи электронных данных.

Рядом международных  организаций – Центром ООН по содействию торговле и электронному бизнесу, Центром содействия ООН процедуре и практике для управления, коммерции и транспорта, Европейской Экономической Комиссией ООН (UN/CEFACT) и Организацией по распространению стандартов структурированной информации (OASIS) – в 1999 году были объединены усилия в разработке международного стандарта языка XML (Extensible Markup Language) для электронного бизнеса (ebXML) – технической базы для унификации обмена коммерческими электронными данными.

Результатом проекта должна стать разработка единственного глобального открытого XML-стандарта – еbXML, сформированного с учетом опыта электронной коммерции последнего десятилетия. Введение стандарта в действие приведет к возможности создания единого глобального электронного рынка, что в свою очередь позволит всем сторонам независимо от их размера участвовать в электронном бизнесе с использованием глобальной сети Интернет. Кроме того стандарт даст возможность расширить электронный бизнес за счет новых участников (благодаря переходу от стандарта закрытых систем EDI к стандарту открытой системы).

Работа по созданию стандарта  рассчитана на 18 месяцев, и, как официально объявлено, должна быть представлена в  марте 2000 года.

 

Правовой статус информационных посредников

Внимания заслуживает и проблема ответственности информационных посредников (провайдер, intermediary service providers, on-line service provider, provider of access, provider of the informational content, ISP, ASP).

Детально обязательства  провайдеров определены в Директиве Европейского Союза «Об электронной коммерции». Директива закрепляет, что провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию в случае, если он не инициирует ее передачу, не выбирает ее получателя и не влияет на целостность передаваемых данных. Провайдер также не несет ответственности за содержание информации пользователей, которая временно хранится на сервере, если он не изменял ее и, будучи уведомлен о незаконном содержании, удалил ее из системы.

Подходы к регулированию  ответственности информационных посредников бывают совершенно противоположными, и эта тема требует дальнейшей специальной разработки и обсуждения.

К правовому регулированию  международной торговли имеют отношения  более тридцати конвенций, типовых  законов и правил.

В процесс приведения указанных документов в соответствие требованиям электронного сообщества вовлечены такие известные международные организации, как UNCITRAL, Международная организация гражданской авиации, неправительственные организации – Международная торговая палата, Международная ассоциация авиатранспорта и др.

Так, Центром содействия ООН процедуре и практике для  управления, коммерции и транспорта в рекомендациях от 15.03.99 г. отмечен  тот факт, что согласно нормам некоторых  международных конвенций, электронные данные (контракты) не могут быть представлены в качестве доказательств, т. е. они лишены исковой силы. Это, в свою очередь, создает барьеры в развитии электронной коммерции по сравнению с традиционной коммерческой практикой.

С исковой силой тесно  связано международное признание и исполнение решений судов по гражданским делам. На сегодняшний день в мире существует единственный акт, признающий электронные документы в качестве доказательств. Речь в данном случае идет о Регламенте Совета ЕС № 44.2001 от 22.12.2000 г. «О юрисдикции, признании и исполнении решений судов по гражданским и торговым делам». Согласно статье 23 Регламента, в качестве доказательств признаются контракты в электронной форме во взаимоотношениях между государствами-членами Европейского Союза.

 

Процедура заключения электронного контракта на примере  договора купли-продажи 

Приведенная внизу схема  носит самый общий характер и  не касается этапа исполнения обязательств – оплаты, поставки товара и т. п. Предполагается, что до вхождения  в договорные отношения стороны сгенерировали как личный, так и открытый ключ электронной подписи, который находится для публичного доступа на сервере Центра сертификации ключей. Для обмена электронными сообщениями (документами) стороны пользуются услугами информационного посредника (провайдера).

В простом виде процедура  заключения контракта состоит из двух этапов – обмена информацией  и обмена офертой и акцептом (непосредственно  заключение контракта).

Обмен предварительной  информацией, как правило, не имеет  юридической силы. На этом этапе наличия электронной подписи не требуется. Возможно применение любого вида коммуникации (электронная почта, телекс, факс и т. д.)

Электронные сообщения  на втором этапе юридически значимы. Этот этап можно разбить на следующие  пункты:

·  продавец предлагает войти в договорные отношения – подписывает оферту своим личным ключом электронной подписи и отправляет Покупателю;

·  покупатель проверяет целостность электронного сообщения и аутентифицирует Покупателя посредством открытого ключа электронной подписи, который хранится на сервере Центра сертификации ключей, т. е. проверяет действительность пары «личный ключ – открытый ключ»;

·  покупатель, в свою очередь, выражает согласие вступить в договорные отношения и отправляет подписанный электронной подписью (личным ключом) акцепт Продавцу;

·  продавец проверяет целостность электронного сообщения и аутентифицирует Покупателя посредством открытого ключа электронной подписи.

После завершения этих этапов договор считается заключенным. Следует также отметить, что Центр сертификации ключей и Информационный посредник могут быть одним и тем же лицом (Интернет-провайдером).

 

 

Правовые основы электронной коммерции Украины

 

В нашей стране работа над созданием правовых основ  электронной коммерции началась летом 2000 года с выходом Указа Президента Украины № 928/2000 от 31.07.2000 г. «О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечению широкого доступа к этой сети в Украине». В соответствии с указом были подготовлены проекты законов Украины «О цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте» и «О заключении гражданско-правовых договоров с использованием электронного документооборота и электронной подписи». Последний законопроект, в частности, включал существенные условия контракта, заключаемого в электронной форме, в том числе технологию (процедуру) заключения договора; технологию и процедуру использования аналогов собственноручной подписи; возможность и порядок внесения изменений к условиям контракта; способ и порядок акцепта; способ и порядок отзыва возможного ошибочного акцепта; способ хранения и предоставления информации в электронном виде.

Нормы первого варианта проекта Закона Украины «О заключении гражданско-правовых договоров с использованием электронного документооборота и электронной подписи», направленного на согласование в ведомства 26.12.2000 г., в целом соответствуют современным тенденциям развития национальных законодательств в этой сфере. Одним из существенных недостатков проекта была несогласованность по терминологии и содержанию с законами Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте», что привело к предложению НАН Украины и других ведомств совместно доработать указанные три законопроекта, а также кроме этих законов разработать проект Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Украины в связи с деятельностью в Интернете».

Впоследствии проект Закона Украины «О заключении гражданско-правовых договоров с использованием электронного документооборота и электронной подписи» был трансформирован в законопроект «О внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам» от 27.02.2001 г. и направлен на согласование в начале марта 2001 года.

Трансформация закона привела  к исключению из него всех ранее  предложенных основных норм, в том  числе касавшихся процедур оферты и  акцепта, отзыва акцепта, обязательств информационных посредников и др. Вместо этого было предложено внесение изменений и дополнений в гражданский кодекс Украинской ССР, ряд других актов о признании юридической силы электронной подписи и электронного контракта.

В своих замечаниях ко второму варианту проекта специалисты  НАН Украины отмечали, что закон  о внесении изменений в законодательные акты безусловно нужен. Однако он является субсидиарным по отношению к трем ранее подготовленным законам и должен рассматриваться отдельно, а не как трансформация закона о заключении гражданско-правовых договоров. Исключив необходимые нормы из закона о гражданско-правовых договорах, авторы законопроекта по сути исключили и саму возможность заключения электронных контрактов в связи с неурегулированностью самого механизма заключения контракта. Ряд замечаний также вызвал и сам проект закона о внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам. Так, авторы законопроекта предлагают, чтобы электронная подпись в Украине использовалась практически при всех видах договоров и правоотношений.

С нашей точки зрения, на данном этапе нецелесообразно использовать электронную подпись и электронный документооборот в соглашениях, которые требуют нотариального заверения, в том числе связанных с куплей-продажей недвижимости; соглашениях,

которые требуют регистрации  в органах государственной власти, брачных контрактах и др. Это очевидно, учитывая значительное число махинаций и с бумажным документами, в частности, требующими нотариального заверения и в настоящее время. Кроме того, перечень законодательных актов, в которые необходимо вносить изменения, значительно шире, чем в представленном проекте. Например, в нем отсутствуют изменения в Кодекс торгового мореплавания, в Закон Украины «О защите прав потребителей» и др.

В то же время представляется, что рассмотрение столь сложных, технически насыщенных законопроектов требует длительного времени, и успех в их принятии зависит, в том числе, от привлечения к разработке и обсуждению законопроектов как можно большего круга специалистов.

При разработке законодательства Украины в этой сфере следует  учитывать принцип технологической нейтральности (государство не может отдавать предпочтение какому-то одному оборудованию, обеспечивающему обмен электронными сообщениями) и принцип прозрачности, определяемый как «обеспечение общедоступности соответствующей информации об условиях доступа к использованию сетей и услуг общего пользования» согласно ст. 4 Приложения о коммуникациях GATS.

Помимо этих четырех  законов остается целый комплекс неурегулированных отношений, связанных  с использованием электронной информации в следующих областях: таможня и налоги, электронные платежные системы, защита интеллектуальной собственности, безопасность, конфиденциальность и др.

Как показывает современная  международная практика регулирования  торговли, главный подход к урегулированию правоотношений – саморегулирование. В течение всей истории бизнес создает свои правила игры (особенно в новых областях) с целью избежать и разрешить возможные конфликты, а также создать доверие между сторонами. Ненужное вмешательство государства только вредит всеобщему развитию и вызывает раздражение и недоверие как к власти, так и к новым сферам деятельности.

 

 

За последние четверть века в мире произошло принципиальное обновление технологий, применяемых в деловой практике, с целью обмена информацией, необходимой для заключения и исполнения сделок.

Стремительное развитие электронного обмена данными, электронной  почты и Интернета радикально изменило способы осуществления торговых операций, которые, в свою очередь, еще более упростили процедуру внешнеторговой сделки, и, как результат, в экономической практике появилось новое понятие - электронная коммерция. Преимущества электронной коммерции в том, что она позволяет снизить издержки обращения на 20-30 %, а в отдельных случаях - на порядок.

Информация о работе Електронная коммерция