Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

Более того, Конституция Российской Федерации (п. 4 ст. 32) также определяет субъект правоотношений, имеющий право проходить государственную службу в Российской Федерации: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». В данном случае, так же как и в ст. 59, Конституция РФ выражается вполне определенно, без всякой двусмысленности и разночтения.

Все вышеизложенное позволяет усомниться, что данные правоотношения окончательно урегулированы правом. По всей видимости, точку в этом вопросе вправе поставить только Конституционный Суд Российской Федерации.

В современных условиях в различных государствах сегодня сложилось неодинаковое отношение к вопросу прохождения военной службы лицами, не имеющими гражданства. Так, в ФРГ на основании Закона от 13 июня 1986 г. призыву на действительную военную службу подлежат только граждане немецкой национальности, имеющие гражданство ФРГ, постоянно проживающие на ее территории372. В вооруженные силы США могут быть зачислены как граждане США, так и иностранцы, получившие официальное разрешение на проживание в этой стране373.

2. Фактическим обстоятельством (событием), на котором основывается право государства требовать от граждан совершения действий, направленных на исполнение воинской обязанности в форме исполнения военной службы по призыву является достижение определенного возраста. Одновременно,   достижение такого возраста при наличии прочих условий предоставляет лицу  право поступить на военную службу в добровольном порядке, в том числе и тогда, когда он уже отслужил обязательные установленные сроки.  
А. Т. Вахидов отмечает, что «правильнее было бы говорить не о достижении гражданином определенного возраста, а о нахождении гражданина в определенном возрастном промежутке, когда он обязан пройти военную службу или вправе поступить на нее»374. В случае если гражданин не достиг установленного возраста или уже превысил его, он не может быть ни призван на военную службу по инициативе государства, ни поступить на нее в добровольном порядке.

Требование о достижении определенного возраста для призыва и поступления на военную службу связано со значительными физическими и психологическими нагрузками, подчас с необходимостью применения специальных знаний и навыков. А. Ф. Редигер писал: «... необходимо, чтобы   развитие организма было закончено, так как в противном случае он не будет в состоянии вынести трудов и лишений военной службы; соответственно этому последнему условию должен быть определен призывной возраст»375, т.е. определение призывного возраста относится к компетенции медицинской науки. А. М. Добровольский указывал, что «путем научных исследований и наблюдений, большинство врачей пришло в настоящее время к убеждению, что нормальным призывным возрастом должен считаться возраст от 22 до 25 лет»376. Однако от указанной нормы призывной возраст отличается  установлением пониженной  возрастной планки, что, по мнению  
А. М. Добровольского, объясняется следующими обстоятельствами:  
а) стремлением государств к возможно скорейшему разрешению для военнообязанных вопроса о принятии или не приеме на службу, что для них является чрезвычайно важным в смысле устройства их хозяйственных и семейных дел; б) желанием в целях экономических и нравственных по возможности уменьшить число военнообязанных, поступающих на службу женатыми; в) стремлением иметь в составе вооруженных сил возможно большее количество сравнительно молодых элементов населения, способных к перенесению тягостей военной службы; повышение призывного возраста имело бы необходимым последствием сокращение времени состояния военнообязанных в резерве, что отразилось бы весьма невыгодно на численности армии в военное время377.

Согласно ст. 11 Устава о воинской повинности 1874 г.378 на военную службу призывались молодые люди, которым к 1 января того года, когда производится призыв, исполнилось 20 лет. Согласно ст.193 того же Устава в качестве вольноопределяющихся можно было поступить на военную службу в 17-летнем возрасте.

В послереволюционной России призывной возраст изменялся не один раз. С момента введения воинской повинности в России Декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» и окончательного законодательного закрепления ее V съездом Советов в июле 1918 г.379 призывной возраст был установлен от 18 до 40 лет. Согласно Декрету ВЦИК «Об обязательной воинской повинности граждан РСФСР» от 28 сентября 1922 г.380 на действительную военную службу призывались граждане, которым к 1 января года призыва исполнилось 20 лет. Декрет ЦИК и СНК СССР от 21 марта 1924 г.381 повысил возраст для лиц, призываемых в армию до 21 г. на 1 июля года призыва. Закон СССР «Об обязательной военной службе» от 18 сентября 1925 г.382, в том числе и в редакции 1928 года383, оставил призывной возраст на уровне 21 года.

Закон СССР «Об обязательной военной службе» 1930 г. устанавливал, что к несению воинской обязанности привлекаются граждане СССР по достижении ими 19 лет. Изначально они проходили допризывную подготовку, а лишь по достижении 21 года, к 1 января года призыва, подлежали зачислению на действительную военную службу.

Впоследствии, возрастной ценз снизился.  В результате принятия Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г.384 призывной возраст был установлен в 19 лет (для окончивших среднюю школу – 18 лет) и исчислялся теперь не с 1 января года призыва, а в течение всего года призыва, т.е. с 1 января по 31 декабря.

Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967г. установил единый призывной возраст - 18 лет, исполнившихся ко дню призыва. Лица, не призванные по различным основаниям до достижения ими 27 лет, не подлежали призыву на военную службу. Граждане, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях, могли быть приняты в эти учебные заведения в год, когда им исполняется 17 лет. На граждан возлагалась также обязанность приписаться к призывным участкам в январе–марте года, в котором им исполняется 17 лет.

Современное зарубежное законодательство регулирует эти вопросы весьма разнообразно. Например, в соответствии с Законом о воинской повинности ФРГ от 13 июня 1986г. призыву на действительную военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до  28 лет (в исключительных случаях – до 32 лет)385.

В США по Закону о воинской повинности 1948 г. призывной возраст определялся от 18,5 до 26 лет. После отмены воинской повинности в 1980 году,  на военную службу стали приниматься граждане мужского и женского пола в возрасте от 17 до 35 лет.  В  зависимости от вида вооруженных сил и рода войск этот возраст различен: в сухопутные войска – от 17 до 34 лет, в военно-воздушные силы – от 17 до 27 лет, в военно-морские силы – от 17 до 35 лет, в  морскую пехоту – от 17 до 28 лет. При этом лица в возрасте до 18 лет поступают на военную службу с письменного разрешения родителей или опекунов386.

Вооруженные силы Великобритании комплектуются добровольцами в возрасте от 17,5 до 30 лет. В части и подразделения территориальных войск принимаются граждане в возрасте от 17 до 46 лет, а достигшие 50 лет из этих войск увольняются387.

Во Франции военнообязанными являются лица мужского пола в возрасте от 18 до 50 лет. В качестве добровольцев на службу принимаются граждане в возрасте 18–32 лет, а в унтер-офицерские школы и на учебу для получения специальностей – с 17 лет388.

В настоящий момент в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» призывной возраст граждан мужского пола установлен от 18 до 27 лет (ст.22 Закона). При этом специально подчеркнуто, что решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста. Ч. 2 ст. 34 указанного Закона устанавливает, что первый контракт о прохождении военной службы вправе заключить граждане  в возрасте от 18 до 40 лет и иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет. В то же время для граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования  установлен иной порядок. В соответствии со ст. 35 Закона гражданин, не проходивший военную службу, имеет право в них поступать в возрасте от 16 до 22 лет. Гражданин, проходящий или прошедший военную службу, имеет право поступления в указанные образовательные учреждения до того года, когда ему исполнится 24 года, включительно.

Анализируя многочисленные высказывания медиков, производящих медицинское освидетельствование призывников, утверждающих о  снижении уровня здоровья молодых людей прибывающих в военные комиссариаты, а так же официально заявленную позицию Правительства Российской Федерации о переходе с 2008 года на однолетний срок военной службы по призыву389, автору представляется возможным повышение призывной планки до 20 лет. За данную позицию говорит и тот факт, что реформа среднего образования предусматривает переход на 12-летнее обучение в общеобразовательных школах, а законодательство до настоящего времени не содержит правовых норм, предусматривающих отсрочку для граждан, обучающихся в средних общеобразовательных учебных заведениях.

3.  В тесной взаимосвязи с вопросом о возрасте военнослужащих находится  вопрос о годности к военной службе по состоянию здоровья или физической годности.  В качестве обязательного условия привлечения как на военную службу по призыву, так и поступления на нее в добровольном порядке оно содержится в  законодательстве всех без исключения государств.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 16) одним из основных мероприятий комиссии по постановке граждан на воинский учет является организация медицинского освидетельствования граждан и определение их годности к военной службе. Ст. 11 указанного  Закона в качестве обязательной подготовки граждан к военной службе предусматривает медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина – лечебно-оздоровительные мероприятия. Постановлением Правительства Российской Федерации № 123 от 25 февраля 2003 года утверждено новое «Положение о военно-врачебной экспертизе», которое значительно расширило перечень заболеваний, при наличии которых устанавливаются ограничения в годности к военной службе390.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами. По сравнению с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» 1993 г. (ст.10) Закон 1998 года не устанавливает необходимость получения согласия гражданина на проведение в отношении гражданина лечебно-оздоровительных мероприятий. Таким образом, уклонение гражданина от проведения указанных мероприятий будет являться уклонением от выполнения мероприятий по воинской обязанности.

В зарубежных армиях отбору кандидатов на военную службу по состоянию здоровья, особенно при поступлении в добровольном порядке, уделяется значительное внимание. Так, в армии США все кандидаты подвергаются медицинскому обследованию, по результатам которого они подразделяются на три категории. К категории «А» относятся кандидаты, годные к военной службе без ограничений, категории «В» –  с незначительными ограничениями, категории «С» –  ограниченно годные. В мирное время в качестве добровольцев на военную службу принимаются только лица, относящиеся к категориям «А» и «В». Лица категории «С» на военную службу могут быть призваны только в период мобилизации391.

По мнению А.В. Кудашкина, с которым вполне согласен автор, Россия не должна пойти по пути смягчения требований годности к военной службе по состоянию здоровья, а должна принять все меры к тому, чтобы улучшить состояние здоровья населения, особенно молодежи392. Более того, сегодня назрела объективная реальность установления юридической ответственности должностных лиц393 за принятие решения о годности к военной службе призывников, страдающих заболеваниями, наличие которых, исключает возможность призыва на военную службу.

Признание лица не годным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» является основанием освобождения граждан от призыва. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину, признанному временно не годным к военной службе – на срок до одного года (ст. 24 указанного Закона).

Годность к военной службе по состоянию здоровья имеет юридическое  значение не только при привлечении граждан на военную службу, но и при ее исполнении. Ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что военнослужащий, признанный военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, а также военнослужащий, проходящий службу по контракту на должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно (по Закону РФ 1993 г. – до старшины или главного корабельного старшины включительно), или проходящий военную службу по призыву, подлежит досрочному увольнению с военной службы, т.е. требования по состоянию здоровья ужесточены. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на других должностях, признанный по заключению военно-врачебной комиссии ограниченно годным к военной службе, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» лица, поступающие на военную службу по контракту, кроме требований  по состоянию здоровья  должны соответствовать требованиям по уровню физической подготовки, который проверяется сдачей установленных нормативов. Конкретные нормативы физической пригодности граждан к военной службе по контракту в Вооруженных Силах РФ  определены в приложении к  Инструкции  по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту394.

4. Граждане, призываемые или поступающие на военную службу, должны соответствовать  определенным морально-психологическим качествам, что должно обеспечить комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусматривается военная служба, лицами, которым можно доверить оружие, готовыми сознательно исполнять конституционную обязанность по  защите Родины. А. М. Добровольский  считал нравственное достоинство, т.е. неопороченность военнообязанного актом публичной власти,  одним из существенных условий возникновения обязанностей выполнения воинской повинности395.

Серьезные требования в отношении нравственных качеств были  определены Уставом о воинской повинности 1874 г. для лиц, поступающих на военную службу в добровольном порядке. В соответствии со ст. 194 к поступлению на службу в качестве вольноопределяющихся не допускались лица: состоящие под уголовным судом или следствием; привлеченные к дознаниям по ряду статей Устава уголовного судопроизводства; состоящие под гласным полицейским надзором; подвергшиеся по судебному приговору наказанию, сопряженному с лишением права поступать на государственную службу; а также признанные судом виновными в краже или в мошенничестве.

Открыто классовый принцип комплектования вооруженных сил был провозглашен Декретом СНК РСФСР «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии» от 28 января 1918 г.396 В соответствии с ним РККА создавалась из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся классов. Декрет ВЦИК и СНК «Об обязательной воинской повинности граждан РСФСР мужского пола» от 28 сентября 1922 г.397 предусматривал, что к защите Отечества с оружием в руках допускаются только трудящиеся. В силу этого нетрудовые и лишенные политических прав элементы в армию не допускались и отбывали службу в особом порядке, регулируемом особым законодательством398.

Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г.,399 принятый в соответствии с Конституцией 1936 г., отменил ограничения в области несения военной службы по признакам социального положения и происхождения. Согласно ст. 30 Закона в Вооруженные Силы не призывались лишь лица арестованные, сосланные и выселенные, а также лишенные избирательных прав по суду (причем только во время отбывания наказания).

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы