Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 19:07, курсовая работа
Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.
Введение………………………… …………………………...…………………. 2
Глава 1. Международные источники права социального обеспечения……….4
1.1.Общепризнанные принципы международного права в системе
источников права социального обеспечения РФ………………………..………4
1.2. Международные конвенции и рекомендации Международной организации труда как источники права социального обеспечения………....20
Глава 2. Законы как источники права социального обеспечения ………..…..26
2.1. Конституция РФ как основополагающий источник права социального обеспечения…………………………….………………………………………...26
2.2. Законы в системе источников права социального обеспечения……..…..34
Глава 3. Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения……………………………………………………………………... 52
3.1.Подзаконные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения……………………………………………………….52
3.2.Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники права социального обеспечения………..…. 62
Заключение……………………………………………………………………….69
Список литературы………………………………………………………..……..71
Крайне важным является вопрос,
какие принципы в социальном обеспечении
следует считать
Общепризнанные принципы международного права, как уже говорилось выше, – это сложное комплексное правовое явление, которое можно исследовать с разных позиций, как принципы, выражающие особо важные интересы его главных субъектов – государств: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др. С другой стороны, к общепризнанным принципам относятся принципы, определяющие базовые начала отдельных, а в некоторых случаях нескольких соприкасающихся отраслей международного права.
В свою очередь, отраслевые общепризнанные принципы являются системообразующими в соответствующих отраслях международного права, они определяют содержание и взаимосвязь отраслевых норм. Е.А. Ершова [37], исследуя основополагающие принципы международного трудового права, за основу берет: свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного или обязательного труда, действенное запрещение детского труда, недопущение дискриминации в области труда и занятий, недопущение дискриминации в оплате труда, за равный труд – равное вознаграждение.
Е.А. Ершова считает “возможным рассматривать в качестве неоспоримого права (juscogens), обязательного как для российских правотворческих органов, так и для судов, юридических и физических лиц, основополагающие принципы международного трудового права, прежде всего выработанные в Декларации МОТ “Об основополагающих принципах и правах в сфере труда” 1998 г., обязательные для всех государств – членов МОТ из самого факта их членства в Организации, даже если они не ратифицировали Конвенции МОТ [45], в которых данные основополагающие принципы нашли свою конкретизацию”.
Полагаем, что перечень представленных
автором общепризнанных принципов
в сфере труда недостаточно полон
и необоснованно ограничен
И.К. Дмитриева [43] в монографическом исследовании детально анализирует на большом фактическом, нормативном, научном материале общепризнанные принципы и нормы международного права в области труда и их место в правовой системе России.
Но, к сожалению, автором не дан ответ на вопрос о том, какие конкретно общепризнанные принципы международного права действуют в трудовом праве, – они растворились в универсальных (общеправовых) принципах и нормах международного права.
Представляется, что система общепризнанных принципов международного права может быть выстроена по разным критериям, например по сфере действия (универсальные, межотраслевые, отраслевые), сущностной направленности (государства, права человека) и др. При этом какая бы ни была сгруппированность общепризнанных принципов, они трансформируются от общего к частному, взаимодополняя и обогащая друг друга, образуют комплексное, единое, системное правовое явление, направленное на совершенствование права, мира, человека.
Анализ международных
актов позволяет применительно
к праву социального
1.2. Международные конвенции и рекомендации Международной организации труда как источники права социального обеспечения
Международная организация труда́ (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO [45]) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международного бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.
Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:
- разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
- разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
- помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции
- защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)
- борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения
- содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
- разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды
- содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
- разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
В своей работе МОТ использует
различные методы. Из них можно
выделить четыре основных: 1. развитие
социального партнерства
Взаимодействие Российской Федерации сМОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.
МОТ оказывает России консультативную
помощь в проведении экспертной оценки
социально-трудового
Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.
Значение конвенций и
рекомендаций МОТ в правовом регулировании
социального обеспечения в
Решения конференции МОТ по различным трудовым и социальным вопросам выступают в форме конвенций и рекомендаций. Конвенции по своей правовой природе являются, по мнению большинства исследователей, разновидностью международных договоров, и после ратификации государством становятся обязательными для исполнения. Рекомендации конкретизируют содержание конвенций или носят самостоятельный характер, но содержащиеся в них нормы могут использоваться в национальном законодательстве по усмотрению государства. Рекомендации часто представляют собой более высокий уровень развития международных стандартов в сфере социального обеспечения, и поэтому с их учетом национальное законодательство может прогрессировать по сравнению с соответствующими конвенциями.
Все конвенции и рекомендации МОТ о социальном обеспечении можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют акты универсального значения. Прежде всего следует назвать Конвенцию N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952). Этот документ содержит основополагающие нормы о видах, размерах и условиях предоставления социального обеспечения. В Конвенции перечисляются все виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С учетом разнообразия условий в различных странах Конвенция предполагает установление минимального уровня обеспечения во всех перечисленных случаях, определяет круг лиц, подлежащих обеспечению, и минимальные размеры выплат для различных субъектов.
Конвенция N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962) имеет большое значение для достижения такого уровня социального обеспечения, который мог бы обеспечить реальные жизненные потребности людей. Она содержит обязательства государств предоставить независимым производителям и наемным работникам условия для повышения своего жизненного уровня, а также поддерживать установленный путем официальных обследований прожиточный минимум. Данное положение является актуальным в настоящее время, тем более, что в Конституции РФ аналогичной нормы не содержится (несмотря на то, что п. 2 ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. устанавливает, что пенсии, пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума). Сохраняет свое значение до настоящего времени и Рекомендация N 67 "Об обеспечении дохода" (1994). В ней речь идет об уменьшении нуждаемости людей путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности или по другим причинам. Обеспечение дохода должно осуществляться на основе обязательного социального страхования, а для категорий, не охваченных социальным страхованием, - на основе социальной помощи. Рекомендация перечисляет и характеризует все случаи, в которых человек должен получать материальное обеспечение от государства, определяет условия и приблизительные размеры обеспечения. Очевидно, что данные положения актуальны в условиях перехода России к рыночной экономике и могут оказать помощь в разработке законов, иных нормативных правовых актов.
Конвенция N 118 ``О равноправии
в области социального
Особое место среди документов МОТ занимает Рекомендация N 167 "Об установлении международной системы прав в области социального обеспечения" (1983). Ее цель - содействие заключению дву- и многосторонних соглашений о социальном обеспечении между государствами-членами МОТ на принципах равноправия в предоставлении социального обеспечения, сохранения или восстановления прав на социальное обеспечение, координации в правовом регулировании данных вопросов национальными законодательствами.
Вторую группу документов
МОТ составляют конвенции и рекомендации,
касающиеся отдельных субъектов
и видов социального
Информация о работе Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения