Конституционные права и свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:28, реферат

Краткое описание

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти.
Прежде, чем говорить о предусмотренных Конституцией правах и свободах, необходимо определить, что подразумевается под данными понятиями.
Права – это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно–организованном обществе. Предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. То есть свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства или независимость от него1.

Вложенные файлы: 1 файл

Osnovy_prava.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

Личные права и свободы гарантируются каждому лицу, находящему под юрисдикцией того или иного государства, они неотъемлемы, могут быть ограничены только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных законодательством.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые права и свободы, которые являются необходимыми условиями обеспечения достоинства и чести человека, удовлетворения жизненно важных потребностей.

Личные права и свободы неразрывно связаны с политическими и экономическими, социальными и культурными правами, определяя в совокупности правовой статус человека и гражданина.

 

 

2.2. Правовой анализ основных личных прав и свобод

человека и гражданина

 

Право на жизнь (статья 24 Конституции) является основным правом каждого человека. Данное право относится к категории неотчуждаемых прав.

Впервые понятие «право на жизнь» нашло свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, статья 3 которой гласит: «каждый человек имеет право на жизнь». Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни5.

Жизнь человека хрупка и уязвима, она может оборваться, едва начавшись, поэтому Конституция не только провозгласила право каждого на жизнь, но и закрепила обязанность государства по защите жизни человека от любых противоправных посягательств.

Право на жизнь – это правовой институт, представляющий собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области предоставления человеку возможности реализации своего естественного права на жизнь и обеспечения его защиты6.

Жизнь каждого человека охраняется в равной мере – посягательство на жизнь любого человека признается убийством или покушением на него.

Однако имеются случаи, когда жизнь перестает пользоваться охраной закона. Право лишения жизни существует в случаях, когда закон предоставляет его для защиты частных (причинение смерти в результате реализации права на необходимую оборону) или общественных интересов (применение силы, при задержании преступника), для приведения в исполнение приговора к смертной казни.

В зависимости от применения смертной казни все государства можно подразделить на соответствующие группы: 1) страны, где смертная казнь вообще не предусматривается (Австрия, Германия, Дания, Франция, Швеция и др.); 2) страны, где смертная казнь допустима лишь в исключительных случаях (Аргентина, Великобритания, Италия, Испания и др.); 3) страны, сохранившие смертную казнь как возможный вид наказания, но не применяющие её на практике в течение уже многих лет (Бельгия, Греция, Боливия и др.); 4) страны, применяющие смертную казнь за преступления (страны азиатского и африканского континентов, многие республики бывшего СССР и др.)7.

В декабре 1989 года Генеральной Ассамблей ООН был принят Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, согласно которому ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства-участника, не подвергается смертной казни8. Каждое государство принимает все необходимые меры для её отмены в рамках своей юрисдикции

Республика Беларусь не является участницей вышеназванного Протокола, законодательством предусмотрено применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах.

Однако республика последовательно движется к постепенному отказу от применения смертной казни, о чем свидетельствует следующее. Начиная с 90-х годов прошлого века последовательно сужается сфера применения смертной казни путем исключения ее из санкций статей, предусматривающих ответственность за преступления, не сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека. Параллельно был расширен круг лиц, которым это наказание не может быть назначено (на сегодняшний день в него входят лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет, женщины, а также мужчины, достигшие ко дню постановления приговора возраста 65 лет). В ноябре 1996 года вопрос об отмене смертной казни в Беларуси был вынесен на республиканский референдум, однако более 80% населения отрицательно отнеслось к такой возможности.

Для реализации человеком своего конституционного права на жизнь важно наличие в обществе материальных и духовных возможностей, которые могут быть использованы индивидом для жизнедеятельности, нормального развития. Однако недостаточно лишь предоставить человеку право на жизнь. Необходимо создать условия, гарантии его реализации. К последним относятся отказ государства от участия в войне, военных способов разрешения конфликтов, обеспечение экологической безопасности, безопасных условий труда, эффективной борьбы с преступностью, эффективная работа учреждений системы здравоохранения и т.д.

Статья 25 Конституции предусматривает обязанность государства обеспечивать свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия. Неприкосновенность личности заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения.

Право на свободу и личную неприкосновенность дополнено гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским или иным опытам. Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, не могут служить оправданием пыток.

Пытка – любое действие, которым какому–либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия9. К пыткам не относятся боль или страдания, возникающие в результате законных санкций, неотделимые от них или вызываемые ими случайно.

Республика Беларусь приняла на себя обязательство предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории, находящейся под её юрисдикцией.

Введены и гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражу. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Задержание может быть применено только  к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или ареста; к обвиняемому для предъявле

ния обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения; к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно–досрочном освобождении от отбывания наказания10.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое  предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

В целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола при невозможности оформления его на месте, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по административным делам допускается административное задержание лица.

Таким образом, ограничение свободы возможно только в случаях, предусмотренных законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

Объектом защиты со стороны государства является и достоинство личности. Так, установлена административная и уголовная ответственность за клевету и оскорбление; лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию вправе требовать по суду опровержения таких сведений, признания их несоответствующими действительности, возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

К категории личных прав  относится и право на личную жизнь (статья 28 Конституции), под которой понимают физическую и духовную область, контролируемую самим человеком, те стороны частной жизни, которые он не желает делать достоянием других. Данное право включает право на личную и семейную тайну, свободу общения, недопустимость посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство личности.

Вмешательство в личную жизнь возможно лишь в строго определенных законодательством случаях. Так, допускается проведение оперативно–розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля только с санкции прокурора, его заместителя (в отдельных случаях – без санкции, с обязательным последующим уведомлением) на основании постановления при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления;  лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление; событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности11.

Гарантией права человека на личную жизнь является также установление ограничений на предоставление определенных сведений. Так, предусмотрена административная и уголовная ответственность за противоправное получение и разглашение банковской тайны, которую составляют сведения о счетах и вкладах, их владельце, реквизитах счета, размере средств, сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке12.

Все органы и должностные лица признают и соблюдают адвокатскую тайну, предметом которой являются вопросы, по которым лицо обратилось за помощью, суть консультаций, советов и разъяснений, полученных этим лицом от адвоката. Данные сведения не могут быть получены от адвоката и использованы в качестве доказательств в гражданском, административном, уголовном процессах.

При обращении за медицинской помощью, ее получении пациент имеет право на сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте обращения, состоянии здоровья, диагнозе, иных сведений, полученных при обследовании и лечении, за исключением случаев, указанных законодательством.

Конституцией (статья 29) гарантируется неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Исключения из этого правила возможны только по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством. Так, проведение обыска возможно при наличии достаточных данных полагать, что в каком-либо помещении или ином месте либо у какого–либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, а также могут быть обнаружены разыскиваемые лица и трупы13.

Основанием для проведения осмотра жилища и иного законного владения является наличие достаточных данных полагать, что в ходе следственного действия могут быть обнаружены следы преступления и иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Осмотр проводится только с согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц либо по постановлению уполномоченного должностного лица с санкции прокурора, его заместителя и с участием понятых. Если жилище или иное законное владение являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, а также веществ и предметов, за хранение которых предусмотрена уголовная ответственность, и их осмотр не терпит отлагательства, то он может быть проведен по мотивированному постановлению без санкции прокурора с последующим его уведомлением в течение 24 часов. При осмотре должно быть обеспечено присутствие проживающего в жилище совершеннолетнего лица. Если данное условие выполнить невозможно, приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации или местного исполнительного и распорядительного органа. Проведение осмотра без участия указанных лиц допускается, если жилище, иное законное владения являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления14.

Сотрудники милиции вправе входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и иных предметов, в любое время суток в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления; при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается (совершено) преступление, произошел несчастный случай, авария; находится лицо, скрывшееся от правоохранительных органов, уклоняющееся от исполнения уголовного наказания; или имеют место иные обстоятельства, угрожающие личной или общественной безопасности.15

Лица, пострадавшие от незаконного вторжения, вправе обратиться с требованием защиты нарушенного права, наказания виновных, возмещения ущерба.

Информация о работе Конституционные права и свободы