Правовое положение иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:21, дипломная работа

Краткое описание

В работе излагаются общие вопросы правового статуса иностранных граждан в России: характеризуется поэтапное развитие законодательства о правовом положении иностранцев ; понятие и категории иностранных граждан ; национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
§1. Российское законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ. 4
§2.Понятие и категории иностранных граждан в РФ. 12
§3. Национальный режим как основной конституционный принцип правового положения иностранных граждан в России. 19
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ. 27
§1. Личный закон физического лица. Сфера действия личного закона. 27
§2. Содержание правоспособности и дееспособности иностранных граждан в России. Случаи их ограничения. 36
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ 43
§ 1. Право собственности иностранцев в России. 43
§2. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях в РФ. 50
§2. Правовое положение иностранных граждан в области семейного права. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Нормативно-правовые акты. 69
Литература. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по правовому положению.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что конституционность положений Земельного кодекса в части регулирования прав иностранных граждан и лиц без гражданства была подвергнута сомнению мурманской областной Думой, которая обратилась с соответствующим запросом в Конституционный суд Российской Федерации. Наиболее принципиальные возражения Мурманской областной Думы вызвали те положения ЗК РФ, согласно которым земельные участки могут предоставляться в собственность иностранным гражданам. Мурманские законодатели сочли, что эти положения вступают в противоречие со статьей 9 (часть 1) Конституции РФ (земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории) и статьями 4 (часть 3), 67 (часть 1) Конституции РФ, в которых говорится о целостности и неприкосновенности территории РФ. По мнению заявителя, приобретение иностранцами земли в собственность предполагает возможность ее отчуждения иностранным государством, что угрожает суверенитету Российской Федерации.

Кроме того, в своем  заявлении Мурманская областная  Дума указала, что эти положения ЗК РФ угрожают безопасности и благополучию России. Гражданам России гарантируется право проживания на наиболее благоприятных территориях. Если же иностранные граждане станут приобретать благоприятные земли, то, соответственно, российским гражданам таких земель достанется меньше.

Пункт 3 статьи 15 ЗК РФ гласит, что иностранные граждане, лица без  гражданства и иностранные юридические  лица не могут иметь в собственности  земельные участки, находящиеся  на приграничных территориях и на иных особо определенных (федеральными законами) территориях Российской Федерации. Перечень этих участков устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации. Заявители указали, что этот пункт предоставляет перечисленным субъектам право на приобретение в собственность земельных участков вне таких территорий.

Пункт 12 статьи 30 устанавливает, что иностранные граждане, лица без  гражданства и иностранные юридические  лица могут получить земельные участки для строительства в установленном ЗК РФ порядке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 36 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица (собственники зданий, строений, сооружений) имеют право  на приобретение земельных участков в порядке, установленном Кодексом.

Пункт 5 статьи 35 ЗК РФ предоставляет  иностранным гражданам, лицам без  гражданства и иностранным юридическим  лицам - собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом  земельном участке - преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном Кодексом.

Иностранные граждане и  лица без гражданства пользуются в Российской Федерации такими же правами и обязанностями, что  и граждане Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации). Правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2 ГК РФ).

Конституционный Суд  пришел к выводу, что иностранные  граждане, лица без гражданства и  иностранные юридические лица могут  на определенных условиях приобретать в собственность, владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, если соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 ГК РФ). Это не противоречит конституционно-правовому статусу земли. Однако федеральный законодатель обязан обеспечить защиту конституционно значимых ценностей и соблюсти баланс конституционных прав, в силу чего российские граждане должны иметь приоритет на приобретение земли в собственность.

Для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц были введены некоторые ограничения на право пользования землей. Статья 15 ЗК РФ запрещает перечисленным субъектам приобретать в собственность земельные участки, находящиеся на приграничных и некоторых других территориях Российской Федерации.

Они могут получить земельные  участки в собственность только за плату (пункт 5 статьи 28 ЗК РФ). Кроме  того, иностранные граждане, лица без  гражданства и иностранные юридические  лица не могут приобретать в собственность земельные участки некоторых категорий (к примеру, участки сельскохозяйственного назначения), но вправе арендовать их (статья 8 Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Это правило распространяется и на организации, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

Для иностранных физических лиц существуют специальные правила  о порядке пользования участками  континентального шельфа и недрами (Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации). Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет территории, организации и объекты, посещение которых ограничено для иностранцев.

Конституционный Суд  подчеркнул, что установленное правовое регулирование должно обеспечивать суверенные права Российской Федерации на природные богатства и ресурсы, защищать интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам равные условия по сравнению с иностранным капиталом и реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности43.

Иностранные граждане, лица без гражданства - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков находящихся в государственной собственности, в собственность, в порядке, установленном ЗК (п.9 ст.36).

Иностранные граждане, лица без гражданства - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка (п.5 ст.35).

Иностранные граждане, лица без гражданства могут владеть  и пользоваться земельными участками  сельскохозяйственного назначения  только на праве их аренды (ч. 3 ст.8 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

В соответствии с ФЗ «О недрах» 1992г., «О континентальном шельфе» 1995г., Лесным кодексом 1997г., участки  недр, участки континентального шельфа,   участки   лесного   фонда   не   могут   находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, а могут представляться им только на правах пользования или аренды при условии, что они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности,

В соответствии с коллизионными нормами нового ГК (ч.3) содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится (ст. 1205 ГК).

К праву собственности  и иным вещным правам на суда и космические объекты, подлежащее государственной регистрации, их осуществлению и защите применяется право страны, где эти суда и объекты зарегистрированы (ст.1207ГК).

Право, подлежащее применению к возникновению и  прекращению вещных прав (и, прежде всего, права собственности) определяется по правилам ст. 1206 ГК. Таким правом будет право страны, где имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения вещного права, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, во всех случаях, когда речь идет об имуществе, находящемся  в России, если это имущество принадлежит  иностранцу, будет применяться российское право.

 

 

§2. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях в РФ.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а  также правом на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Ограничения в этой области могут устанавливаться только федеральным законом.

Иностранные граждане пользуются правами и несут  обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых44.

В Трудовом кодексе  РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Российским  законодательством установлены  ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями.     В     частности     иностранные     граждане     не     могут     быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экстремальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Такие ограничения установлены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ», КТМ, Воздушным кодексом РФ.

Действие  Закона о правовом положении иностранных  граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ. И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу.

Разрешение  не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов работающих в период каникул.

В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения Трудового кодекса РФ, а также правила, установленные   законом   о   правовом   положении   иностранных   граждан   и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. Это правило не распространяется на иностранцев, для которых установлен разрешительный порядок поступления на работу45.

Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается МВД России или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг). Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган МВД России либо непосредственно в МВД России:

1) разрешение  на привлечение и использование  иностранных работников;

2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Разрешение  на привлечение и использование  иностранных работников выдается МВД  России или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения (Федеральная служба по труду и занятости РФ). Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов выдается МВД России при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта (Министерство транспорта и связи РФ).

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ