Правовое регулирование дошкольного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – провести комплексное исследование правового регулирования организации и деятельности частных детских садов в России. В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Исследовать правовые основы дошкольного образования на современном этапе развития законодательства в РФ. 2. Исследовать проблемы организации, функционирования, деятельности частных детских садов. Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству. 3. Проанализировать на примерах проводимых проверок компетентными органами какие существуют нарушения законодательства в деятельности частных детских садов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Правовые основы дошкольного образования в Российской Федерации
История развития правового регулирования
Особенности правового регулирования детского дошкольного образования в России на современном этапе
Место детских социальных учреждений в системе учреждений по российскому гражданскому законодательству
2.1 Особенности участия детских социальных учреждений в гражданском обороте
2.2 Создание и организация деятельности частного детского сада
3. Государственный контроль и надзор за деятельностью частных детских садов в Российской Федерации
3.1 Система государственных органов в сфере дошкольного образования и их компетенция
3.2 Нарушения в сфере деятельности частных детских садов и ответственность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - копия.docx

— 208.55 Кб (Скачать файл)

— возможность введения страхования гражданской ответственности  образовательных учреждений перед  обучающимися (их законными представителями);

— исключения из процедуры  лицензирования проведения экспертизы условий ведения  образовательной  деятельности;

— сокращение перечня  документов, предоставляемых соискателем  лицензии (лицензиатом)…» 

На наш взгляд, перечисленные меры в целом послужат стимулом к открытию частных детских садов, позволят повысить рентабельность этого вида бизнеса и привлекательность услуг негосударственных образовательных организаций для населения за счет снижения цен.

 

 

 

 

 

 

3. Государственный контроль и надзор за деятельностью частных детских садов в РФ

3.1Система  государственных органов контроля  в сфере дошкольного образования и их компетенция

Как и все дошкольные образовательные учреждения, частные детские сады проходят через проверки государственных органов и узнают о последствиях проверок. Рассмотрим  конкретные случаи проверки частных детских садов в разных регионах РФ.

Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области провели проверку деятельности частного образовательного учреждения ООО «Центр детского развития «Улыбка». Выявили нарушения. Также с проверкой приходила прокуратура. По результатам проверок в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 6.3 КоАП РФ, которые направлены в суд для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности. В Арбитражный суд Свердловской области подано заявление о привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В отношении центра детского развития возбуждены дела по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, назначены наказания: обществу — штраф 150 тыс. рублей, директору — 15 тыс. рублей. Кроме того, в Чкаловский районный суд г.Екатеринбурга направлен иск о запрете садику осуществления деятельности по воспитанию, присмотру и уходу за детьми68.

Рассмотрим, какие государственные органы проверяют частные детские сады.

 Как правило,  частные детские сады, также как и муниципальные, проверяют несколько государственных органов.

Во-первых, это прокуратура. Прокуратуре предоставлено право проводить любые проверки и привлекать к проверкам любые другие государственные органы. Обычно «недовольные родители» жалуются в первую очередь в прокуратуру, которая проводит подавляющее большинство проверок частных детских садов. По результатам проверки прокурор может возбудить дело об административном правонарушении по любой статье Кодекса РФ об административных правонарушениях, внести представление об устранении нарушений закона или обратиться в суд.

Во-вторых, органы государственного пожарного надзора. Их компетенция, права и обязанности ограничены. Они вправе проверять только соблюдение правил пожарной безопасности. Обычно органы государственного пожарного надзора к проверкам привлекает прокуратура. Это не лишает государственного пожарного надзора права самостоятельно проводит плановые и внеплановые проверки, составлять протоколы об административных правонарушениях и выдавать предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности69.

В-третьих, органы Роспотребнадзора. Применительно к мини-садикам они проверяют соблюдение санитарных правил и норм, а также соблюдение законодательства о защите прав потребителей. Как Вы знаете, для детских садиков существует отраслевой СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. На деятельность мини-садиков и частных детских садов распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей». Проверки органы Роспотребнадзора проводят самостоятельно или их к своим проверкам привлекает прокуратура.

В-четвертых, полиция (ранее милиция). Они наделены правами на возбуждение уголовных дел, дел об административных правонарушениях, проведение следственных действий, административного расследование и оперативно-розыскной деятельности. Как правило, их деятельность сводится к тому, чтобы собрать материалы, возбудить и расследовать уголовное дело или вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В-пятых, государственная трудовая инспекция. Государственная трудовая инспекция проверяет соблюдение трудового законодательства. На практике ни разу не сталкивался с проверками ГИТ мини-садиков и частных детских садов. Будут проверять, если в трудовую инспекцию направит жалобу работник или бывший работник. Либо если прокуратура поручит ГИТ проверку трудового законодательства.

В-шестых, федеральная налоговая служба (инспекции федеральной налоговой службы, сокращенно — ИФНС)70. Налоговые органы у мини-садиков могут проверять полноту учета выручки денежных средств, а также соблюдение требований к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения. Помимо этого, налоговые органы проводят выездные и камеральные налоговые проверки.

Это основные, но не все государственные органы, которые  могут прийти  в частный детский сад с проверкой. Кто проводит проверки соблюдения санитарных правил и нормативов в мини-садиках

Проверками соблюдения санитарных правил и норм занимается Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Это следует из Положения  о Федеральной службе по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (постановление  Правительства РФ от 30.06.2004 N 322), в  соответствии с которым органы Роспотребнадзора осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации  в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный  санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Помимо этого  проводит проверки соблюдения санитарных правил и норм могут органы прокуратуры. Как я уже писал, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору представлено право проводит проверки соблюдения любого законодательства. Но сотрудники прокуратуры не приходят одни, а проводят проверки с привлечением специалистов Роспотребнадзора.

 Рассмотрим, какие санитарные правила и нормы проверяют в частных детских садах.71

Для дошкольных образовательных  учреждений, а также мини-садиков  и частных детских садов существует отраслевой СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. До 1 октября 2010 года действовал СанПиН 2.4.1.1249-03. 2.4.1. Гигиена детей и подростков. Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

Если немного  отвлечься от темы ответственности, то ныне действующие санитарные правила  и нормы, касающиеся дошкольных организаций  вызывают много вопросов. Об одной  из проблем я уже писал в  статье «Мини-садик; требуется ли санитарно-эпидемиологическое заключение», где обосновал, что  мини-садикам и частным детским  садам, не имеющим лицензию на образовательную  деятельность санэпидзаключение не требуется.

СанПиН 2.4.1.1249-03. 2.4.1 — главные санитарные правила  и нормативы, которые будут проверять  органы Роспотребнадзора и обязательно  найдут нарушения этих правил. Или  других, например, СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению  дезинфекционной деятельности», СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций». Всего же на сегодняшний  день в России действует порядка 170 санитарных норм и нормативов и 110 санитарных правил.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях  существует несколько норм, за нарушение  которых предприниматель или  юридическое лицо могут быть привлечены к ответственности при осуществлении  деятельности мини-садика.

Во-первых, это статья 6.3 КоАП РФ72 Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании.

Статья 6.3 Кодекса  РФ об административных правонарушениях  предусматривает ответственность  за любое нарушение законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое состоит в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Если обратиться к опубликованным в сети Интернет судебным актам, то видно, что, например, с сентября 2010 года по момент написание  этой заметки (середина ноября 2011 года) наказанию по статье 6.3 КоАП подверглись владельцы четырех  частных садов.

Статья предусматривает назначение следующего наказание:

  • На должностных лиц (руководителей юридических лиц) штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
  • На индивидуальных предпринимателей от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • На юридических лиц от 10 000 рублей до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток73.

Во-вторых, статья 6.7 КоАП РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и  обучения, к техническим, в том  числе аудиовизуальным, и иным средствам  воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.

Эта статья уже предусматривает  ответственность за нарушение установленных  требований к условиям воспитания и  обучения, к техническим, в том  числе аудиовизуальным, и иным средствам  воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.

Наказание предусматривается  менее строгое:

  • Для руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — предупреждение или штрафа в размере от 2 000 до 3 000 рублей.
  • Для юридических лиц — штраф от 20 000 до 30 000 рублей.

В третьих, часть 2 ст. 14.4 КоАП 74РФ Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

По этой статье для  частных садов ответственность наступает за оказание услуг населению с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность такой услуги для жизни и здоровья людей.

Возможное наказание:

  • Для руководителей юридических лиц — штраф от 4 000 до 5 000 рублей.
  • Для индивидуальных предпринимателей — штраф от 4 000 до 5 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Для юридических лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Не может быть готового ответа на вопрос о том, по какой статье будут привлекать к  ответственности. Необходимо рассматривать  конкретную ситуацию. Неправильная квалификация правонарушения административным органом  может быть одним из оснований  отмены постановления о назначении наказания75.

Если факт нарушения  санитарных правил и нормативов установлен, то наиболее мягкое наказание предусматривает  ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В санкции этой статьи нет наказание в виде административного  приостановления деятельности.

Помимо привлечение  к административной ответственности  органы Роспотребнадзора по результатам  проверки вправе выдать предписание от устранении нарушений санитарных правил и нормативов и проконтролировать их устранение.

Рассмотрим  конкретные случаи  проверки частных детских  садов  Роспотребнадзором.

7 апреля 2011 года  на сайте Управления Роспотребнадзора  по Свердловской области опубликована  статья «О случаях заболеваний  острыми кишечными инфекциями  в мини – садике г. Первоуральска».

Речь в ней  идет о 3-х случаях острой кишечной инфекции среди детей от 1 года 7 месяцев  до 3-х лет, посещающих группу дневного пребывания. Естественно, специалистами  территориального отдела Роспотребнадзора проведена проверка, которая выявила  большое количество нарушений.

Одним из установленных  нарушений является функционирование при отсутствии заключения, подтверждающего  соответствие дошкольной организации  санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный  санитарно-эпидемиологический надзор.

Со ссылкой на главного специалиста-эксперта отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Князевой М.Ф. сообщается, что «негосударственные садики … должны будут получить заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам в органах Роспотребнадзора».

Информация о работе Правовое регулирование дошкольного образования в России