Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа
Предмет отчета – процесс кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие.
Цель отчета – изучение кредитования малого бизнеса и определение методики анализа и оценки кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие …………..4
1.2 Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса…………………..17
1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса………………………25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…..………………………………………………………….35
2.1 Современное состояние поддержки малого бизнеса в Челябинской области в сфере кредитования…………………………………………………………………....…35
2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области…………………………………………………………….……….43
2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области………………………………………………………….………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………….62
Продолжение таблицы 8
Количество софинансируемых
лизинговых платежей по виду деятельности организации: |
|
|
|
2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области
Для проведения анализа
государственной поддержки
Таблица 9 – Виды государственной поддержки СМП в Челябинской области и развитых государствах
Виды поддержки/Государство |
Челябинская область |
США |
Германия |
Япония |
Китай |
1) предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2) уплата процентов по кредитам |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3) уплате лизинговых платежей по договорам лизинга |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4) прямые займы от
бюджетных фондов на |
+ |
+ |
+ |
||
5) кредиты на льготных условиях, направленные на финансирование “зеленых” проектов |
+ |
||||
6) льготное кредитование СМП в рецессивных регионах |
+ |
||||
7) кредиты на осуществление
деятельности в области |
+ |
||||
8) льготное кредитование
СМП, осуществляющих |
+ |
Продолжение таблицы 9
9) предоставление кредитов
по направлениям, в которых заинтересовано
федеральное ведомство ( |
+ |
||||
10) кредитование инвестиционных компаний, осуществляющих поддержку СМП |
+ |
||||
11) льготное кредитование наукоемкого производства |
+ |
||||
12) кредитование на
льготных условиях СМП, |
+ |
+ |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что государственная поддержка кредитования СМП в каждой стране носит адресный характер и направлена, в первую очередь, на выполнение государственно-важных задач. Так, например, в США действуют такие программы, как "Инновационные исследования в малом бизнесе" и "Трансферт технологий малого бизнеса". Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование кредитования СМП, профилирующимся по исследованиям и разработкам по направлениям, в которых заинтересованы федеральные ведомства (министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, NASA и др.). Другой пример — программа поддержки инвестиций в основные и оборотные средства в Германии. KfW Mittelstandsbank предоставляет финансирование инвестиций объемом до €50 тыс. и берет на себя 80% риска невозврата кредитных средств, остальные 20% — банк, обслуживающий малое предприятие. В Японии предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемких и высокотехнологичных производств, субсидируются на всех этапах деятельности: государство выделяет им займы, обеспечивает кредитование через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий, оказывает информационную и образовательную поддержку. Кроме того, в Китае действуют государственный фонд развития малых и средних предприятий, призванный защищать интересы МСП во всех отраслях экономики, обеспечивая им налоговые льготы, финансирование и правовую защиту, особенно в случае конкурентной борьбы с крупными компаниями.
Что касается Челябинской области, то, на данный момент, государственную поддержку кредитования СМП могут получить любые предприятия, независимо от осуществляемого вида деятельно, выполнив ряд условий и требований, предусмотренных программой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В связи с тем, что государственное финансирование кредитования малого бизнеса ограничено, не все предприятия, занятые в инновационной, наукоемкой и экспортной деятельности, могут получить необходимые им финансовые средства.
Для представления наиболее полной картины государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области необходимо произвести расчет статистических показателей на основании предложенной методики и проанализировать полученные результаты.
Необходимо рассчитать долю государственной поддержки кредитования малого бизнеса среди общего объема выданных кредитов (Таблица 10).
Таблица 10 – Структура объема кредитования СМП
в Челябинской области в
2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | ||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
Объем предоставляемых кредитов СМП без гос. поддержки |
86 529,0 |
99 |
96 816,1 |
98,9 |
117 203,5 |
98,9 |
Объем предоставляемых кредитов СМП с гос. поддержкой |
871,0 |
1 |
1 083,9 |
1,1 |
1 296,5 |
1,1 |
Итого: |
87 400,0 |
100 |
97 900,0 |
100 |
118 500,0 |
100 |
Полученные данные говорят о том, что доля государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области ничтожно мала (в среднем 1% от общего объема кредитования). Полученные данные можно связать с посткризисными явлениями и ограниченностью бюджетных средств, направленных на финансовую поддержку данного вида хозяйственной деятельности. Изменение доли бюджетного финансирования в общем объеме кредитования малого бизнеса с 2009 по 2011 гг. наиболее ярко это демонстрируют (Рисунок 3, 4)
Рисунок 3 – Доля бюджетного финансирования в общем объеме кредитования малого бизнеса в 2009 – 2011 гг.
Рисунок 4 – Доля бюджетного финансирования в общем объеме кредитования малого бизнеса в 2011 г.
Далее необходимо выделить виды государственной поддержки кредитования малого бизнеса и их долю в общем объеме бюджетного финансирования (Таблица 11, Рисунок 5, 6).
Таблица 11 – Виды государственной поддержки кредитования малого бизнеса и их доля в общем объеме бюджетного финансирования в 2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | ||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
Уплата % по кредиту |
432,8 |
49 |
481,7 |
44 |
571,2 |
44 |
Предоставление поручительства |
312,0 |
36 |
421,2 |
39 |
507,6 |
39 |
Уплата лизинговых платежей |
126,2 |
15 |
181,0 |
17 |
217,7 |
17 |
Итого: |
871,0 |
100 |
1083,9 |
100 |
1296,5 |
100 |
Рисунок 5 – Виды государственной поддержки кредитования малого бизнеса и их доля в общем объеме бюджетного финансирования в 2009 – 2011 гг.
Рисунок 6 – Виды государственной поддержки кредитования малого бизнеса и их доля в общем объеме бюджетного финансирования
Следующим этапом анализа
государственной поддержки
Таблица 12 – Объем уплаты процентов по кредитам, софинансируемым за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем уплаты % по кредитам, млн. руб. |
432,8 |
481,7 |
571,2 |
Темп роста объема уплаты % по кредитам, % |
98,1 |
111,3 |
118,6 |
Полученные данные свидетельствуют о сокращении предоставляемых выплат в посткризисный 2009 г. и уверенный рост в дальнейшем (Рисунок 7).
Рисунок 7 – Объем уплаты процентов по кредитам, софинансируемым за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.
Аналогичным образом
анализируется объем
Таблица 13 – Объем предоставленного поручительства бюджетными фондами в 2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем предоставления поручительства, млн. руб. |
312,0 |
421,2 |
507,6 |
Темп роста объема предоставления поручительства, % |
89,2 |
135,0 |
120,5 |
Полученные результаты демонстрируют всплеск предоставляемого поручительства в 2010 г., что говорит о наибольшей востребованности данного механизма среди СМП (Рисунок 8).
Рисунок 8 – Объем предоставленного поручительства
бюджетными фондами
в 2009 – 2011 гг.
Анализ объема софинансирования лизинговых платежей по договорам лизинга СМП позволит сравнить полученную динамику с изменением объемов предоставления поручительства СМП и софинансирования выплаты процентов по кредитам СМП (Таблица 14, Рисунок 9).
Таблица 14 – Объем софинансирования лизинговых платежей за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем уплаты лизинговых платежей, млн. руб. |
126,2 |
181,0 |
217,7 |
Темп роста объема уплаты лизинговых платежей, % |
91,3 |
143,4 |
120,3 |
Рисунок 9 – Объем софинансирования лизинговых платежей за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.
Далее необходимо провести структурный анализ по количеству выданных СМП кредитов с участием бюджетных средств. Он поможет выделить долю кредитов, приходящихся на организации, профилирующихся на экспортной деятельности (Таблица 15)
Таблица 15 – Структура
выданных кредитов с участием бюджетных
средств
в 2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | ||||
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
% | |
Торговая деятельность |
44 |
29,9 |
43 |
26,5 |
56 |
29,9 |
Экспортная деятельность |
13 |
8,8 |
23 |
14,2 |
28 |
15,0 |
Инновационная деятельность |
29 |
19,7 |
26 |
16,0 |
25 |
13,4 |
Прочие |
61 |
41,5 |
70 |
43,2 |
78 |
41,7 |
Итого: |
147 |
100 |
162 |
100 |
187 |
100 |