Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, диссертация
Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить методологические основы формирования, развития и кредитования малого и среднего бизнеса.
Проанализировать современное состояние и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Рассмотреть зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий и тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки, в том числе и кредитования, и методов регулирования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Раскрыть пути совершенствования механизма развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.
Введение 6
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 11
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства 11
1.2 Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 20
1.3 Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка 28
2. Оценка современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.1 Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 32
2.2 Анализ состояния и роли малого предпринимательства в Костанайской области 48
2.3 Характеристика возможностей кредитования коммерческими банками Республики Казахстан на примере организационно-экономической деятельности МП «Плюсинвест» 58
2.4 Зарубежный опыт развития и кредитования малых и средних предприятий 87
3. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 97
3.1 Формирование государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства 97
3.2 Развитие финансово-кредитной инфраструктуры государства для поддержки малого и среднего предпринимательства 108
3.3 Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан 115
Заключение 137
Список использованных источников 140
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что разработка задач, представленных в исследовании, определяющих основные направления развития малого и среднего бизнеса в регионе, является актуальной, обладает новизной и практической значимостью.
Изучению содержания экономических процессов в территориально-локализованных системах положили начало античные философы (Аристотель, Платон и др.) и создатели социальных утопий (Т.Мор, Т. Компанелла и др.).
Методологическую основу работы составили теоретические положения и выводы зарубежных экономистов, таких как: У.Айзард, Р.Аффтальон, Ж.-Р.Будвиль, А.Вебер, Э.Гувер, С.Р.Деннисон, Х.ЗибеКостанайской области, А.Леш, Дж.М.Кейнс, Г.Камерон, В. Лаунхардт, Г.Мюрдал, Х.Ричардсон, Я.Тинберген, Й.Тюнен, Дж.Фридман, В.Ойкен, Л.Эрхард и др.
Теоретические и практические аспекты регионального управления народным хозяйством в современных условиях были отражены в трудах: Л.И.Абалкина, А.Г.Аганбегяна, А.В.Бузгалина, П.И.Бурака, С.Ю.Глазьева, А.Г.Гранберга, М.Я.Гохберга, А.А.Джаримова, А.И.Добрынина, B.C.Золотарева, В.В.Ивантера, В.Г.Игнатова, Н.П.Кетовой, Н.Д.Кондратьева, В.Н.Лексина, Д.С.Львова, М.Б.Мазановой, В.Л.Макарова, П.А.Минакира, Н.Н.Некрасова, Н.Я.Петракова, О.С.Пчелинцева, Б.С.Хорева, Е.Г.Чистякова, И.Н.Шапкина, A.M.Швецова, В.А.Шульги и др.
Методология комплексного развития региона была разработана в трудах отечественных экономистов-регионалистов: П.М.Алампиева, Л.В.Канторовича, Н.Н.Колосовского, В.В.Леонтьева, А.С.Новоселова, А.Е.Пробста, С.Г.Струмилина, А.И.Татаркина и др.
Оценка развития казахстанских регионов и воздействия на них экономической политики основывается на трудах известных казахстанских ученых, среди которых С.С.Соболевский, М.К.Бандман, Л.Б.Вардомский, Н.В.Зубаревич, A.M.Лавров, Н.И.Ларина, С.Н.Леонов, Н.Н.Михеева, В.Е.Селиверстов, Л.В.Смирнягин и др.
«Предпринимательский бум» в Казахстане в конце 90-х гг. ХХ в. вызвал интерес отечественных экономистов к проблемам развития предпринимательства. Анализу тех или иных аспектов этой проблемы посвящены работы B.C.Автономова, В.А.Зяблюка, Б.Н.Ичитовкина, В.А.Кирова, В.Г.Кузнецова, Т.И.Кузьмина, А.А.Крупанина, И.И.Разумновой, В.А.Рубе, А.Н.Ткаченко, П.П.Черникова и др.
За рубежом в исследование проблем предпринимательства наиболее значительный вклад внесли К.Веспер, П.Друкер, Р.Кантильон, И.Кирцнер, Р.Г.Купер, Г.Пиншот, Ф.Уокер, Ж.-Б.Сэй, Ф.Ф.Хайек, С.Харви, Р.Хизрич, А.Шапиро, И.Шумпетер и др.
Отечественной и зарубежной наукой накоплен значительный опыт исследования состояния малого бизнеса с учетом отраслевой специфики, что нашло отражение в трудах: В.И.Воропаева, Ф.Герцберга Д.М.Иванцевича, М.В.Кобзева, В.И.Корогодина, М.И.Круглова, И.С.Ладенко, Эр.У.Ларсона, И.И.Мазура, Д.Мак-Клелланда, Д.Мак-Грегора, Б.З.Мильнера, Г.Минцберга, С.П.Никанорова, М.Л.Разу, А.С.Толба, М.Хаммера, Г.Л.Ципеса, В.Д.Шапиро, Ю.В.Якутина и др. Общим вопросам государственной поддержки малого бизнеса посвящены работы отечественных экономистов – И.М.БоКостанайской областиника, В.Л.Корочкина, О.Г.Ломакина и др.
Однако многие теоретические и методические вопросы развития малого бизнеса в регионах Казахстана остаются малоизученными, а ряд положений носит дискуссионный характер. Актуальность и недостаточная разработанность этих проблем послужили основанием для проведения данного исследования.
Цель данной магистерской работы — выявить основные проблемы развития и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане, показать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в ходе функционирования малого и среднего предпринимательства, формы поддержки, в том числе и кредитование этого вида бизнеса в Республике Казахстан.
Предметом исследования являются государственные и региональные инструменты регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства как фактора инновационного развития региона в условиях глобального кризиса.
Теоретическую и методологическую базу магистерского исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения теории региональных рынков, анализа и прогнозирования развития малого бизнеса.
Всесторонний анализ системы отношений в малом бизнесе предопределил многоаспектный характер методологии исследования, необходимость использования ряда специфических методов и приемов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих в полной мере раскрыть сущность экономических отношений в малом бизнесе, а именно: методы диалектического и системного анализа, методы научной абстракции и сравнения, статистических наблюдений, экономико-математические методы при расчете средних величин, методы группировки экономических показателей.
Информационной базой исследования, обеспечения доказательности положений, выносимых на защиту, достоверности выводов и рекомендаций являются аналитические данные и статистические материалы службы государственной статистики РК, Территориального органа службы государственной статистики по Республике Казахстан, Казахстанского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Агентства по развитию предпринимательства Республики Казахстан, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Казахстан, Лизинговой компании малого бизнеса Республики Казахстан, материалы, размещенные на официальных сайтах в Интернете, а также факты, опубликованные в научной литературе и периодической печати, документы отчетности отдельных малых предприятий.
Нормативно-правовую базу представляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросам регулирования социально-экономических процессов в Республике Казахстан.
Структура работы определена на основе цели и задач, поставленных в дипломной работе. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.
1 Методологические основы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса
Малое предпринимательство представляет собой наиболее гибкую, динамичную, инновационную форму организации бизнеса, создающее основную массу товаров, удовлетворяющих локальный спрос. К субъектам малого предпринимательства в Казахстана относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленным условиям. В качестве критериев отнесения юридических лиц к малому бизнесу приняты используемые в зарубежных государствах показатели численности работающих, предельно допустимой доли учредителей - юридических лиц в собственном капитале предприятии и индексируемый годовой объем реализации.
Становление рыночно-ориентированной экономики в Казахстане постоянно ставит перед исследователями новые вопросы в отношении управления и ускорения развития хозяйства и социальной сферы страны. Одним из секторов экономики, на который в наше время возлагается множество надежд, является малый бизнес.
Для выявления социально-экономической сущности малого предпринимательства, необходимо выделить его характерные признаки, дать развернутое определение, обозначить функции, которые оно должно выполнять в экономике региона, страны.
Понятие «малое предприятие» было впервые введено в Республике Казахстан (РК) Декретом Кабинета Министров «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в Казахстане» (18 июля 1991 года, № 406). Количество рабочих и сотрудников (включая временных и работающих по контракту) было выбрано в качестве критерия для определения понятия «малое предприятие» по отношению к следующим отраслям экономики [1] (см. табл. 1)[3]
В настоящее время имеет силу Государственный закон от 12.05.1995 №88-ГЗ (в ред. ГЗ от 21.03.2002 №31-ГЗ, от 22.08.2004 №122-ГЗ, от 02.02.2009 №19-ГЗ) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Казахстан» [2]. Согласно данному закону, «…под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Государства, субъектов РК, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Таблица 1 - Критерии отнесения предприятий к «малым» в различных отраслях экономики
Отрасли |
Количество работников |
Промышленность и строительство |
200 |
Наука и научное обслуживание |
100 |
Другая производственная деятельность |
50 |
Розничная торговля, общественное питание и другая непроизводственная деятельность |
15 |
Под субъектами малого предпринимательства также понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли» [3].
Согласно приведенному определению по официальным данным на начало 2010 года в РК насчитывалось около 1032,8 тыс. малых предприятий. МП в этот период обеспечивало около 12-14% валового внутреннего продукта страны. В данной сфере трудилось около 8582,8 тыс. человек.
В нашей стране определение сущности МП всегда являлось довольно сложной задачей в силу влияния политических, социальных или экономических факторов. Зародившееся как кустарное производство, МП в 1980-х годах распространилось почти во всех сферах экономики, появились малые предприятия с высокой степенью автоматизации производственного процесса, производящие экспортно-ориентированную продукцию. Однако и поныне в отношении к МП на государственном уровне превалирует представление как об инструменте социальной политики, обеспечивающем дополнительные рабочие места, самозанятость населения, снижение социальной напряженности. Кроме того, невиданный разгул преступности (в том числе и в экономической сфере) закрепил в общественном сознании образ «фирмы-однодневки», регистрируют которую лишь для вывода финансовых средств из-под налогообложения, для «отмывания» преступно нажитых доходов.
С другой стороны, в РК и ее регионах регулярно формируются и реализуются программы развития и поддержки МП, расходуются достаточно крупные финансовые ресурсы для создания инфраструктуры МП. На основании законодательно определенных критериев МП те или иные предприятия получают определенные льготы, возможность применения тех или иных схем налогообложения. При скромных возможностях нынешних госбюджетов всех уровней расширение определения малого предприятия может негативно сказаться на эффективности программ поддержки МП.
В исследовании [4], проводимом по заказу Торгово-промышленной палаты РК в 2008 г., были приняты следующие критерии отнесения предприятий к субъектам МП (см. таблица 2).
С учетом такой классификации сектор МП в 2003 году выглядел следующим образом: всего 8440,4 тыс. субъектов малого бизнеса, в том числе микробизнес 4706,4 тыс., малый бизнес 1040,9 тыс. и средний бизнес – 2693,1 тыс.
Таблица 2 - Критерии отнесения предприятий к малому и среднему предпринимательству
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства |
Тип бизнеса |
Число занятых |
субъекты малого предпринимательства |
микро- |
до 15 человек |
малый |
от 16 до 50 человек | |
субъекты среднего предпринимательства |
средний бизнес |
от 51 до 250 человек |