Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:38, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение системы потребительского кредитования и меры по ее совершенствованию в коммерческом банке.
Объект исследования – система организации потребительского кредитования в коммерческом банке ОАО Сбербанк России.
Предмет взаимодействие между банком и заемщиком (физическим лицом).
Для достижения цели дипломной работы решались следующие задачи:
- изучение теоретического аспекта потребительского кредитования;
Введение…………………………………………………………………..
1. Сущность и виды потребительского кредитования. ………………
1.1. Понятие потребительского кредита и его характеристики………
Обзор развития рынка потребительского кредитования в России.
1.3.Правовая основа развития системы потребительского кредитования в Российской Федерации……………………………………………………..
1.4.Организация процесса потребительского кредитования в коммерческом банке……………………………………………………………
2.Анализ потребительского кредитования в Сбербанке России………………………………
2.1.Общая характеристика и основные финансовые показатели развития Сбербанка России в 2010-2012 гг………………………………..
2.2.Анализ портфеля розничного кредитования в Сбербанке России…….
2.3.Оценка используемых технологий в области потребительского кредитования (на примере кредитной фабрики)…………………
3. Совершенствование политики в области потребительского кредитования в банке
3.1. Оценка рисков кредитования отдельных заемщиков потребительского кредитования по методике Сбербанка России…………
3.2. Предложения по улучшению в рамках кредитной фабрики…….
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы и источников……………
Банк применяет каждую из моделей оценки для разных видов кредитования и корректирует ее в индивидуальном порядке (табл. 2.9.).
Таблица - 2.12. Методики определения кредитоспособности заемщика – физического лица
Наименование |
Скоринг |
Методика определения |
Андеррайтинг |
Вид кредита |
Экспресс-кредитование, кредит. карты |
Кредит на неотложные нужды |
Ипотечный кредит |
Документы, представляемые Заемщиком |
Паспорт, заявление-анкета |
Паспорт, заявление-анкета, справка о доходах, залог, и др. |
- |
Время рассмотр. |
15-30 мин. |
1-14 дн. |
15-30 дн. |
Подразделения банка участв. в анализе клиента |
Кредитный инспектор |
Кредитный отд, сл. безопасности, юрид. отдел. |
Кред. отд, сл. безоп., юрид. отд. |
Показатели, характеристики |
Качественные |
Количественные |
Качественные и количественные |
Степень автоматизации, % |
100 |
70 |
60 |
Преимущества скоринговых моделей очевидны:
1) снижение уровня невозврата кредита, быстрота и беспристрастность принятия решений;
2) возможность эффективного управления кредитным портфелем;
3) отсутствие длительного обучения сотрудников;
4) возможность провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента.
Следует отметить, что из анкеты-заявления, заполненной заемщиком, для оценки берутся порядка десяти характеристик, а остальные данные хранятся в статистической базе для дальнейшего обновления и анализа скоринга.
Один из основных приоритетов Сбербанка помимо ускорения роста кредитного портфеля и наращивания доли на рынке кредитования — поддержание качества портфеля кредитов физическим лицам, которое в 2012 году оставалось высоким: доля неработающих розничных кредитов в Сбербанке была более чем вдвое меньше среднего значения по банковской системе.
Таблица 2.13. - Неработающие
кредиты и резервы под
Показатели |
2011г. |
2012г. |
Изм., +,- |
Неработающие кредиты* |
407 |
351 |
-56 |
Доля неработающих кредитов в кредитном портфеле, % |
4,9 |
3,2 |
-1,7 |
Резерв под обесценение |
662 |
565 |
-97 |
Отношение резерва под обесценение к неработающим кредитам (раз) |
1,6 |
1,6 |
- |
Примечание к таблице 2.13. Неработающие кредиты – совокупный объем требования к заемщику, в случае, если на отчетную дату хотя бы один очередной платеж (основной долг и %) просрочен на срок свыше 90 дней.
В 2012 году Сбербанк сумел снизить долю неработающих кредитов, а также улучшить общее качество кредитного портфеля. Происходит снижение доли ожидаемых потерь от общего объема кредитного портфеля. Снижение ожидаемых потерь при устойчивом росте доли необеспеченных продуктов (потребительских и карточных кредитов) в кредитном портфеле показывает, насколько серьезное внимание Банк уделяет качеству кредитного портфеля при управлении рисками.
При формировании резервов на возможные потери по ссудам физическим лицам и субъектам малого предпринимательства Банк ориентируется на портфельный подход. Стандартные ссуды, величина которых не превышает установленное Банком России ограничение, группируются в однородные по уровню кредитного риска портфели и субпортфели. Переоценка кредитного риска по портфелям однородных ссуд осуществляется в Банке ежеквартально на основе анализа данных о потерях по ссудам физических лиц и субъектов малого предпринимательства за предыдущие отчетные периоды.
По состоянию на 1 января 2013 года фактически сформированный резерв по ссудам составил 606 млрд. руб., сократившись за год на 28 млрд. руб. В 2012 году динамика резервов по ссудам складывалась под влиянием следующих факторов:
1.Банк формировал/доначислял резервы вследствие:
− выдачи новых ссуд (42% от общего объема сформированных за год резервов);
− изменения качества ссуд (50%);
− по иным причинам (8%);
2. Банк восстанавливал/уменьшал резервы вследствие:
− погашения ссуд (72% от общей суммы восстановленных за год резервов);
− изменения качества ссуд (12%);
− по иным причинам (6%);
− списания безнадежных ссуд (10%).
С момента запуска «Кредитной фабрики» в октябре 2008 года Сбербанк постоянно улучшал и расширял механизмы оценки кредитоспособности заемщиков и одобрения заявок на кредиты. Внедрение и реализация новой технологии в период 2010-2012 гг. шла по трем основным направлениям:
- разработка новых
моделей оценки
- внедрение новых источников данных в процесс принятия решений и автоматизация процесса информационного обмена;
- разработка новых
технологий оценки
Среди основных достижений 2012 года в совершенствовании технологии «кредитной фабрики», можно выделить следующие:
1. Были разработаны и внедрены модели оценки кредитоспособности розничных заемщиков, учитывающие региональную специфику. Более того, наиболее значимые факторы, влияющие на оценку кредитоспособности, также варьируются от региона к региону. С учетом этого были объединены регионы с одинаковыми профилями риска в группы, для каждой из которых разработана собственная модель оценки кредитоспособности. В результате уровень отклоненных заявок в различных регионах стал гораздо лучше отражать их индивидуальные особенности, а общий уровень риска кредитного портфеля снизился;
2. В марте 2012 года внедрен механизм определения стоимости заимствований с учетом риска для потребительских кредитов. Это позволило увеличить доходность наиболее рискованных портфелей и привлечь новых качественных заемщиков, предложив им кредиты по более низким ставкам;
3. Внедрение новых
моделей оценки
4. Данные Сбербанка
были интегрированы с
5. В рамках создания механизма оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков, была внедрена система автоматизированной оценки надежности заемщиков на основе данных Пенсионного фонда РФ. Новый источник данных позволяет оценивать и проверять стабильность доходов и занятости потенциального заемщика, получать косвенные сведения о правильности предоставленной информации об опыте работы.
6. Начато тестирование технологии автоматизированной обработки и проверки фотографий. Мера направлена на выявление случаев хищения персональных данных на этапе проверки заемщика.
Внедрение системы
мероприятий уменьшения
Таблица 2.14. - Уровень реализации рисков ОАО Сбербанк России, %
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изм. +,- |
Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле всего |
5 |
3,4 |
2,7 |
-2,89 |
в т.ч. в кредитном портфеле юридических лиц |
5,5 |
3,6 |
3,6 |
-1,9 |
в т.ч. в кредитном портфеле физических лиц |
3,5 |
2,7 |
2,7 |
-0,8 |
Справочно: доля просроченной задолженности за счет резерва под обесценение кредитного портфеля, млрд. руб. |
5,5 |
4,6 |
4,3 |
-1,2 |
Совершенствование
управления ОАО Сбербанком кредитным
риском в сфере кредитования
физических лиц в 2010-2012 гг. происходило
в направлении развития
Изменения, произведенные Банком в технологии «Кредитная фабрика» лишь только в 2012 году сводились к следующим мероприятиям:
1.Для жилищных кредитов внедрена скоринговая оценка кредитной истории клиентов - физических лиц на основании статистического подхода;
2.Технология Risk-Based-
3. По всем продуктам
внедрены рейтинговые модели
оценки благонадежности
4.По автокредитам и
жилищным кредитам, кредитным картам
внедрена интегральная
5. По потребительским
кредитам внедрены
Среди общих
условий потребительского
За пользование
кредитом Заемщик уплачивает
Банку проценты. Уплата процентов
производится ежемесячно
Величина процентной ставки устанавливается Комитетом Сбербанка России по процентным ставкам и лимитам. При установлении Комитетом по ставкам новой процентной ставки в действующие кредитные договоры вносятся соответствующие изменения.
Обязательным условием предоставления кредита является наличие своевременного и полного исполнения обязательств Заемщиком.
В качестве обеспечения Банк принимает:
- граждан РФ, имеющих поручительства постоянный источник дохода;
- поручительства
- передаваемые в залог
- передаваемые в залог юридическим лицом ликвидные ценные бумаги;
- передаваемые в залог объекты недвижимости, транспортные средства и другое имущество.
Максимальный размер кредита для каждого заемщика определяется на основании оценки его платежеспособности и представленного обеспечения возврата кредита, а также с учетом его благонадежности и остатка задолженности по ранее полученным кредитам.
Основное во всей работе по кредитованию физических лиц - рассмотрение вопроса о предоставлении кредита и оценка платежеспособности Заемщика. Укрупнено эти объемы работы следующие.
1. При обращении клиента в Банк за получением кредита выясняется цель, на которую испрашивается кредит, разъясняются условия и порядок предоставления кредита. Клиента знакомят с перечнем документов, необходимых для получения кредита.
2. Срок рассмотрения вопроса
о предоставлении кредита
3. Заявление клиента
4. С паспорта (удостоверения
личности) и других документов, подлежащих
возврату клиенту, снимаются
5. Далее производится проверка
предоставленных клиентом
Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи кредита.
Оценка кредитоспособности
клиента проводится на основе
информации о способности
В своей практике банк использует два метода оценки кредитоспособности.
1. Системы оценки
При экспертных оценках кредитоспособности
клиента банки полагаются на общеэкономический
подход, т.е. банки анализируют информацию
с точки зрения банковских требований.
Такой анализ предполагает взвешенную
оценку, как личных качеств, так и
финансового состояния
2. Балльные системы оценки кредитоспособности клиентов.
Балльные системы оценки создаются банками на основе факторного анализа. Эта система использует накопленную базу данных «хороших», «надежных» и «неблагополучных» кредитов, что позволяет установить критериальный уровень оценки заемщика.
Использование балльных систем
оценки кредитоспособности клиентов —
более объективный и
Системы балльной оценки обладают тем несомненным преимуществом, что они позволяют быстро и с минимальными затратами труда обработать большой объем кредитных заявок, сократив, таким образом, операционные расходы. Кроме того, они представляют собой и более эффективный способ оценки заявок, т.е. могут проводиться кредитными инспекторами, не обладающими достаточным опытом работы. Это позволяет сокращать убытки от выдачи безнадежных кредитов.
Информация о работе Cовершенствование системы потребительского кредитования в коммерческом банке