Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:45, дипломная работа
Актуальность и новизна проблемы. Совершенствование организации и управления в сфере услуг, включая образовательную деятельность, в условиях рынка становится все более важным и осязаемым фактором социально-экономического, общественного и культурного развития современной России.
Растет теоретический и прикладной интерес к изучению процессов повышения эффективности использования рыночных инструментов, в том числе и бренда. Однако многие вопросы, относящиеся к бренду, остаются неразработанными. Существующие исследования бренда в большей степени касаются товаров, но очевиден недостаток исследований в области бренда образовательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цели, задачи, предмет и объект исследования, освещена практическая значимость работы.
В первой главе исследуется понятийный аппарат бренда, проводится сравнительный анализ моделей формирования бренда. На основе обобщения теоретических посылок дается авторская позиция к понятию сущности бренда; формулируется понятие бренда образовательного учреждения и характеризуются особенности его формирования; представляется теоретическое обоснование экономической оценки бренда как основы для достижения успеха образовательного учреждения на рынке.
Во второй главе на основе результатов опроса 1069 респондентов выявляются наиболее значимые характеристики образов идеального и реального вузов у различных групп потребителей и проводится их сравнение через систему ранжированных и взвешенных характеристик. Используя метод капитализации прибыли, производится экономическая оценка бренда.
В третьей главе предложен организационно-экономический механизм формирования бренда образовательного учреждения. Разработана экономико-математическая модель бренда и определены весовые коэффициенты характеристик вуза, формирующих бренд. Предложена шкала, позволяющая соизмерять силу бренда вуза. Определены мероприятия по повышению бренда, обеспечивающие целенаправленную деятельность по его формированию и способствующие повышению эффективности экономической деятельности вуза.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационного исследования.
В приложениях представлены результаты факторного, кластерного и дискриминантного анализов ответов респондентов.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Уточнено содержание
бренда образовательного
2. Теоретическое
обоснование экономической
Условия деятельности образовательных учреждений стандартизированы по многим направлениям. Государство регулирует процедуры лицензирования, аттестации образовательных программ и государственной аккредитации учебных заведений. При этом экономическая эффективность деятельности образовательного учреждения зависит от полученного дохода, находящегося в зависимости от стоимости обучения и количества студентов.
Исходя из традиционной концепции, образовательные учреждения стремятся повысить стоимость обучения, что дает возможность максимизации дохода вуза за счет максимизации цены (1)
;
,
где – доход образовательного учреждения; – стоимость обучения студентов по i-ой специальности и j-специализации; – количество студентов, обучающихся по i-ой специальности и j-специализации.
Доходы образовательного учреждения можно повысить за счет изменения одной из составляющих: либо за счет повышения цены, либо за счет увеличения количества студентов (2)
;
.
Увеличение притока абитуриентов в вуз достигается за счет силы бренда образовательного учреждения. Экономическая оценка бренда образовательного учреждения позволяет оценить результативность и эффективность деятельности на рынке и разработать направления по повышению бренда. Особенно это актуально для социально-ориентированных частных образовательных учреждений, которые в числе своих студентов видят средне обеспеченные слои населения и придерживаются идеи доступности высшего образования.
3. Комплексная
методика формирования
Анализ существующих методик оценки бренда показал наличие большого количества моделей и методик, позволяющих провести оценку стоимости и конкурентоспособности бренда, его положения и степени известности на рынке, оценить финансовую эффективность управления брендом, измерить степень аффективной лояльности потребителей бренду. Но ни одна из методик не адаптирована для экономической оценки бренда образовательного учреждения. Данный факт позволил автору разработать комплексную методику формирования инструментария и процедуры выявления значимых для потребителей характеристик вуза на основе применения программного продукта и оценки стоимости бренда с использованием метода капитализации прибыли.
В целях оценки бренда вуза в 2007-2009 гг. было проведено анкетирование 1069 потребителей высших учебных заведений города Набережные Челны Республики Татарстан. В ходе первого этапа исследования проводился анализ рынка образовательных услуг. На втором этапе исследования решались задачи разработки программы проведения пилотажного исследования и апробирования анкеты. Тринадцать из выявленных в рамках пилотажного исследования характеристик вузов учитывались при разработке анкеты для определения наиболее важных характеристик и оценки результатов формирования бренда у различных групп респондентов. Три признака (место регистрации, форма собственности, статус вуза) были отнесены к группе административно-правовых признаков вуза, которые не подлежат изменениям в ходе работы по созданию бренда вуза. Административно-правовые признаки в дальнейшем послужили основанием для выделения классификационных групп вузов и отбора вузов с целью организации проведения исследования.
На третьем этапе исследования проводился опрос респондентов с целью измерения значимости характеристик вуза у различных групп респондентов и оценки степени удовлетворенности респондентов брендом. При организации исследования бренда вуза использован метод «Латинский квадрат», где под характеристиками организации выборки вузов определялись следующие три независимых переменных: место регистрации вузов, форма собственности и статус образовательного учреждения. Результаты классификации всех вузов города Набережные Челны определили перечень вузов для организации исследования: Представительство Международного института экономики и права (МИЭП) г. Москва; ЧОУ Набережночелнинский филиал Института экономики управления и права (ИЭУП) г. Казань; ЧОУ Институт управления (ИУ) г. Набережные Челны; Набережночелнинский филиал Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) г. Москва.
При формировании выборочной
совокупности использовался метод
квотной выборки, согласно которому
структура распределения
Обработка результатов
анкетирования респондентов на четвертом
этапе исследования проводилась
с использованием методов факторного
(метод анализа главных
На пятом этапе исследования
проводилась экономическая
По оценке значимости характеристик вуза у различных групп потребителей и степени удовлетворенности респондентов программой формирования бренда результаты обработки ответов 1069 респондентов показали высокую адекватность (0,89) применимости факторного анализа к данной выборке по критерию адекватности выборки Кайзера-Мейера-Олкина. Критерий многомерной нормальности (критерий сферичности Барлетта=3518) распределения переменных при уровне значимости 0,001 указывает на возможность проведения факторного анализа.
Кластерный анализ ответов респондентов по образу идеального вуза свидетельствует о наличии двух кластеров. Количество объектов первого кластера составило 941 (88 %) человек, второго кластера – 106 (10 %) человек. Кластерный анализ ответов респондентов по оценке формирования бренда ИЭУП свидетельствует о единстве мнений респондентов – первый кластер представлен 818 (77 %) респондентами. Результаты сравнения образа ИЭУП всех респондентов (кластер 1) с образом «идеального вуза» (кластер 1) (табл. 1) показывают несовпадение образов, что свидетельствует о необходимости переориентации программы формирования бренда вуза.
Результаты сравнения образа ИЭУП с образом «идеального вуза»
№ п\п |
Характеристика |
Место характеристики в образе вуза | |
Идеальный образ |
Образ ИЭУП | ||
1. |
Высокий уровень квалификации преподавателей, работающих в вузе |
1 |
10 |
2. |
Высокое качество образования, предоставляемое вузом |
2 |
8 |
3. |
Востребованность |
3 |
9 |
4. |
Престижность и популярность вуза |
4 |
7 |
5. |
Известность вуза среди населения города |
5 |
6 |
6. |
Высокий уровень конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг |
6 |
5 |
7. |
Приемлемая стоимость обучения в вузе |
7 |
4 |
8. |
Большое количество специальностей, которым обучают в вузе |
8 |
3 |
9. |
Большое количество лет существования вуза на рынке образовательных услуг |
9 |
2 |
10. |
Интерес и доверительное отношение потребителей к вузу |
10 |
1 |
11. |
Удобство расположения вуза относительно основных магистралей города |
11 |
12 |
12. |
Положительный образ вуза среди учащейся молодежи |
12 |
11 |
13. |
Отношение сотрудников и студентов к себе как частице вуза |
13 |
13 |
Следует отметить высокую результативность программы продвижения образовательных услуг ИЭУП с позиции охвата всех групп респондентов в направлении создания образа престижного, конкурентоспособного вуза. Экономико-математическая модель бренда ИЭУП, как результат деятельности вуза по формированию бренда, выглядит следующим образом:
, (3)
где – известность вуза среди населения города; – престижность и популярность вуза; – высокий уровень квалификации преподавателей; – большое количество специальностей; – высокий уровень конкурентоспособности вуза на рынке; – высокое качество образования; – приемлемая стоимость обучения в вузе; – положительный образ вуза среди учащейся молодежи. Отрицательные значения характеристик (известность вуза среди населения города, большое количество специальностей, высокий уровень конкурентоспособности вуза, положительный образ вуза среди молодежи) объясняются тем, что в качестве известных, конкурентоспособных вузов с большим количеством специальностей респонденты рассматривают столичные вузы, имеющие широкую известность в стране и за ее пределами. При таком сравнении вузы провинциальных городов рассматриваются в качестве малоизвестных, с низкой конкурентоспособностью.
Результаты оценки ЧОУ
ИЭУП характеризуют его как
;
,
где – затраты на обучение студентов по i-ой специальности, j-ой специализации; – прибыль вуза.
Статистические данные,
использованные в целях экономической
оценки бренда образовательного учреждения,
о количестве студентов, обучающихся
в вузах, получены на федеральном
Интернет-портале «Российское