Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 22:38, дипломная работа
Цель исследования – определить роль проектной деятельности учащихся в сохранении и поддержании здоровья учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Цель и предмет определили задачи исследования:
1) изучить современное состояние ЗСТ в современном образовании и систематизировать полученные данные;
2) выделить принципы здоровьесберегаюшей педагогики;
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся……………………………………………………………………….…9
1.1 Актуальность применения здоровьесберегающих образовательных технологий в современном образовательном процессе…………………….…9
1.2. Принципы здоровьесберегаюшей педагогики……………………………12
1.3. Современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………....19
Выводы по главе 1…………………………………………..…………………..24
Глава 2 Использование здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности школьников………………………………………………………25
2.1. Типология здоровьесберегающих технологий……………………………25
2.2. Проектная деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………….30
2.3. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности в 9 классе…………………………………………………………41
Выводы по главе 2…………………………………….……………………… 70
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….. 75
- Дискуссия - групповое обсуждение какой-либо, проблемы, вопроса или круга вопросов с целью найти правильное решение. В обучении дискуссия, направляемая педагогом, развивает у учащихся самостоятельное, логическое мышление, речевые навыки, пробуждает теоретическое начало. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Дискуссия требует тщательной, глубоко продуманной подготовки и живой, увлекательной формы ее проведения. Перед учащимися задолго до дискуссии должна быть поставлена задача по самостоятельному изучению соответствующей литературы.
- Семинар - форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения.
- Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом ; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
- Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
- Ассоциограммы – это комплексный методический прием обучения, который служит для графического представления и структурирования знаний. Этот метод относится к учебно-психологической основе познания, что обучение всегда требует интеграции новых концепций и представлений в уже существующие познавательные структуры. [Норпулатова Х. А; 2012].
- Круглый стол- этот метод включает в себя: различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения актуальных проблем. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить учащимся возможность практического использования теоретических знаний. Учащиеся должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретических знаний[Теслина, 2002].
- Мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
- Создание кластеров - задача разбиения заданной выборки объектов (ситуаций) на подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались. Задача кластеризации относится к статистической обработке, а также к широкому классу задач обучения без учителя.
3. Технологии, формирующие ЗОЖ. Эти занятия направлены на ознакомление учащихся со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье.
Таким образом,
очень важно, чтобы каждая из
технологий имела
Рассмотрим далее проектную технологию, которая, по мнению автора, обладает прекрасными возможностями для формирования у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и сохранению здорового образа жизни.
2.2. Проектная деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий
Каждому учителю необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучению английского языка. Важно уйти от формальной зубрежки и ввести в учебный процесс активные методы обучения, которые позволяют активизировать познавательные мотивы обучения, а также предусматривают двигательную активность учеников на уроке английского языка, которая, в свою очередь, способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Известно, что метод проектов относится к активным методам обучения и к педагогическим технологиям, которые содействуют сохранению и укреплению здоровья школьников.
В зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Определением метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания.
Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д.[Сиденко, 2003]
Метод проектов всегда предполагает
решение какой-то проблемы, предусматривающей,
с одной стороны, использование разнообразных
методов, средств обучения, а с другой
— интегрирование знаний, умений из различных
областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты проектов всегда осязаемы,
так как виден конкретный результат.
В проект в качестве его составных компонентов
входят:
- Формулирование цели (что и почему надо сделать);
- Разработка или выбор путей выполнения проекта;
- Работа над проектом;
- Оформление результатов;
- Обсуждение результатов работы.
Целью метода проектов является развитие самообразовательной
активности у школьников. В результате
своей творческой практической деятельности
обучаемые создают конечный продукт в
виде новых знаний и умений[Бухаркина,2005].
Этот метод
направлен на развитие коммуникативных
навыков. В нем сочетаются индивидуальная,
самостоятельная форма работы школьников
с групповыми занятиями. Использование
метода проектов в процессе обучения позволяет
применять речевые навыки и умения на
практике [Борисова, 1998].
Любой проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, изготовление плакатов, буклетов и пр.) Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту [Полат, 1999].
Следовательно, метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Следует выделить основные требования к использованию метода проектов[Полат, 2000]:
Метод проектов предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовать обучение в сотрудничестве. Стержнем всех подходов к обучению является ориентация на обучающегося, на совместную деятельность, на сотрудничество субъектов образовательного процесса – обучающихся и педагогов.
Проекты могут быть разными, и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Приступая к работе над проектом, нужно ознакомиться с их типологией. Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. [Полат, 2000]. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
1. По методу, доминирующему в проекте
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, видеофильма, драматизации, программы праздника, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.
Приключенческие, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры. Цель проекта, его актуальность — методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки») и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видеофильм), презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.). Заключение, оформление результатов может быть в виде обсуждения, редактирования, презентации, внешней оценки).
Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, — по экологии, биологии, географии, и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и др.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, с определенной функцией каждого из участников, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировка совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.