Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:52, лекция
Акцент – особый характер произношения, проявляющийся в отступлении от языковой нормы и свойственный носителям какого-л. языка или диалекта, говорящим не на родном языке.
Беседа – вид диалогической речи. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. может быть самым разнообразным: реплики-сообщения, реплики-побуждения, оценочные, уклончивые, поддерживающие, прерывающие, подхватывающие и т. д.
Синтаксис – 1) раздел грамматики – наука о законах соединения слов и о строении предложений; 2) система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений.
Скороговорка – 1) быстрая речь; 2) специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.
Словосочетание – в грамматике: сочетание двух или нескольких слов, объединенных подчинительной связью.
Смежность – от смежный – 1)находящийся непосредственно рядом, имеющий общую границу; 2) тесно соприкасающийся, близкий.
Спонтанный - вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами; самопроизвольный, стихийный.
Стереотипный - от стереотип – прочно сложившийся, постоянный образец чего-н, стандарт.
Стимулирование – давать стимул кому-либо; заинтересовывать в чем-либо.
Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.
Функционирование – от функционировать – действовать, быть в действии, в работе.
Чередование – последовательная смена одного другим.
Лекция 4.
Гуманизация — усиление человеколюбия, справедливости в экономической, общественной жизни; признание и уважение общечеловеческих ценностей, внимание к людям.
Гуманитаризация – один из путей гуманизации (очеловечивания) всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студенты приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией.
Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного и ученического компонентов содержания образования.
Национальное самосознание - чувство единства у народа, осознание своего права на независимость и свободу, любовь к Родине.
Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Фольклор, в переводе с английского языка, означает “народная мудрость, народное знание”. Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют ее сжатость и мудрость.
Беседа (в психологии) — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии (социальной, медицинской, детской и др.).
Диалог (от греч. dialogos), процесс общения, обычно языкового, между двумя или более лицами. Более частные значения термина «диалог»: 1) разговор между персонажами пьесы; 2) литературное произведение, написанное в форме беседы между героями (например, диалоги Платона); 3) взаимодействие, направленное на достижение взаимопонимания, особенно в политике (например, диалог между властью и оппозицией).
Диспут - ученый спор, прение, состязание, гласный отстой, защита, оправдание сочинения, написанного для получения ученой степени.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор.
Сообщение в теории информации, всякий носитель информации. При этом теория информации интересуется лишь количественной стороной информации, содержащейся в сообщение.
Монолог, монологическая речь - вид речи, совсем или почти не связанной с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге.
Лексика (от греч. lexikós — относящийся к слову), совокупность слов, словарный состав языка. Л. какого-либо языка или диалекта изучается лексикологией и семасиологией,
Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других лингвистических дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому фонетика связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой. Как и языкознание вообще, фонетика связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека.
Диктант (от лат. dicto — диктую), один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации.
Морфология (от греч. ’учение о форме’), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части — морфемы. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Синтаксис в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению. Существуют и более расширительные понимания синтаксиса, восходящие к терминологической традиции семиотики. В соответствии с первым из них в понятие синтаксиса включают правила построения любых более сложных языковых единиц из более простых; при этом появляется возможность говорить о внутрисловном синтаксисе или о синтаксисе текста. В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка.
Знания - 1.обладание какими-либо сведениями, осведомленность относительно кого-либо, чего-либо. 2. Владение какими-либо практическими навыками, умениями. 3. Проверенный практикой результат постижения действительности, ее отражение в сознании человека. 4. Система сведений о закономерностях развития природы, общества, мышления и т.п.
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Национальный менталитет - это система взаимосвязанных образов, включая бессознательные, которые лежат в основе коллективных представлений нации о мире ...
Топонимы - это отдельная категория имен собственных, обладающая особыми свойствами.
Микротопоним — один из видов топонимов, название небольшого местного объекта, как правило, физико-географического или внутригородского (луга, поля, рощи, улицы, угодья, урочища, сенокоса, выгона, топи, лесосеки, гари, пастбища, колодца, ключа, омута, порога и т. д.). Обычно микротопонимы известны лишь ограниченному кругу людей, проживающих в определённом районе.
Лекция 5.
Агглютинация - (от лат . agglutinatio - приклеивание) это образование грамматических форм и производных слов путем последовательного присоединения к корню или основе слова грамматически однозначных аффиксов, при котором границы морфов остаются отчетливыми. Аффиксы однозначны, т. е. каждый из них выражает только одно грамматическое значение и для данного значения всегда служит один и тот же аффикс (в отличие от флективных языков). Аффиксы следуют друг за другом, не сливаются ни с корнями ни с другими аффиксами, и их границы отчётливы. Гласные аффиксов могут подвергаться фонетическим изменениям в зависимости от звукового состава основы , могут изменяться и согласные на стыках морфем, но все эти изменения подчинены чисто фонетическим закономерностям, характерным для данного языка. Это наблюдается, например, в большинстве алтайских и финно-угорских языков. На основе характерного морфологического признака агглютинации выделяются агглютинативные языки, при котором доминирующим типом словоизменения является "приклеивание" суффиксов и префиксов, причем каждый из них несет только одно значение.
Акцентуация — совокупность или система явлений ударения; иначе говоря, А. представляет собою особую область фонетических (звуковых) средств словоразличения, состоящих в модификации силы или музыкальной высоты голосового тона на протяжении слогового комплекса (каковой и служит количественной единицей в представлениях акцентуационного порядка).
Акустический - (от греч. akustikos - слуховой) - относящийся к слуховому восприятию, например, акустическая сторона звуков речи. Акустически звук речи представляет собой колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т.д. Например, [а] - низкий, сильный звук.
Артикуляция (от лат. articulo — расчленяю) в фонетике, совокупность работ отдельно произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы.
Ассимиляция в лингвистике — главным образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий) и регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий). Кроме того, ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистантной (типичный пример — гармония гласных).
Билингвизм — знание двух и более языков.
Вокализм - состав гласных фонем того или иного языка, диалекта или семьи, группы языков. Иногда говорят также о вокализме корня, слова и т. п.
Грамматика - 1) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Состоит из морфологии и синтаксиса. 2) грамматический строй языка. Противопоставляется фонетическому строю и лексическому строю. Представлен такими единицами, как слово, словосочетание и предложение в их грамматическом значении; 3) совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетаниях и предложениях.
Дифференциальный признак - такой артикуляторный или акустический признак фонемы, который позволяет отличить противопоставленные фонемы друг от друга.
Долгота, длительность звучания (количественная характеристика) звука - время звучания звука.
Звук речи - минимальная, неделимая единица звучащей речи. Рассматривается с акустической, артикуляционной и смыслоразличительной сторон. Акустически звук речи представляет собой колебательные движения, передаваемые воздушной средой, он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т.д., например, [а] - низкий, сильный звук. Артикуляционная характеристика звука обусловлена работой органов речи - какие из них участвуют в образовании звука и каким способом его образуют. Смыслоразличительная функция звука проявляется в том, что он может служить для различения слов (том и дом).
Звучащая речь (слитная речь) - конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму. В звучащей речи выделяются интонационно неделимые единицы (синтагмы), ритмические единицы (фонетические слова), произносительные единицы (слоги) и минимальные единицы (звуки).
Интенсивность представляет собой сложный акустический феномен, обусловленный прежде всего физиологическим фактором (аэродинамические условия при образовании последовательностей звуков, слогов, фраз). Интенсивность соотносится с напряженностью артикулирующих органов и зависящей от этого амплитудой колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем больше интенсивность. Интенсивностью, наряду с мелодикой, выделяются наиболее важные части высказывания, она участвует в эмоциональном выделении слова, в логическом ударении.
Интонация - характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр. Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная); модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения); выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.); указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация).
Качественная редукция - вид редукции, изменение качества гласного звука в безударных слогах, т.е. потеря им характерных артикуляционных признаков. В результате такой редукции звуки перестают различаться (лиса [л'ис`а] - леса [л'ис`а]) и утрачивают смыслоразличительную функцию. Качественной редукции противопоставляется количественная редукция.
Качество звука - те характеристики звука, которые делают его единственным, уникальным среди других звуков.
Консонантизм - система согласных данного языка, диалекта или семьи, группы языков.
Контекст (от лат. contextus - тесная связь, соединение) – законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи (текста), дающий возможность точно установить значение отдельного входящего в него слова. Напр., слово трубка многозначное, определить его значение можно по контексту: Дед лежал с трубкой (в носу после тяжелой операции); Дед лежал с трубкой (на диване, покуривал и, шурша газетой, рассуждал о политике).
Корреляция — от позднелат. correlatio - соотношение. Взаимное соответствие, взаимосвязь и взаимообусловленность каких-либо элементов. Корреляция выступает основным системообразующим фактором для языковой системы, обусловливает ее открытость и целостность. Теория корреляций наиболее разработана в фонетике и фонологии. Коррелятами называют элементы множеств, отличающихся только одним системным признаком - члены корреляционных рядов.
Информация о работе Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий